Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство
Как было сказано, религия образует одну из областей культуры наряду с философией, наукой, моралью, искусством, правом, политикой и др. В данном случае скажем кратко о взаимодействии религии с наукой, моралью, искусством. Исторически взаимоотношения науки и религии складывались по-разному. История свидетельствует, что в древних цивилизациях Египта, Месопотамии, Индии, Китая в храмах и монастырях шло накопление математических, астрономических, медицинских и других знаний. В Средние века в рамках схоластики развивались логические знания. До определенного времени получаемые научные знания «вписывались» в систему религиозного мировоззрения. Но формировавшаяся наука создавала свои понятийные системы, свои методы познания и подвергала сомнению важные элементы религиозного миропонимания. Возникали конфликты религии и науки. Особую остроту взаимоотношения религии и науки приобрели в XVII—XVIII вв. Один из таких конфликтов возник вокруг созданной Н. Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы, хотя он предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий. Но за пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600г. Д.Бруно (1548—1600). Г.Галилея (1564—1642) заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от гелиоцентризма. Конфликты науки и религии возникали и позже в связи с крупнейшими научными открытиями. Так, в конце 50-х годов XIX в. такой конфликт возникает в связи с появлением теории Ч.Дарвина (1809—1882) (отголоски этого конфликта слышны и поныне). Дальнейший ход развития науки, научно-техническая революция в XX—XXI вв. — разработка концепций эволюции Вселенной, микромира, неравновесной термодинамики, развитие микроэлектроники, информатики, робототехники, биотехнологии, космонавтики и пр. — принципиально изменили отношение религии, богословов к науке: все более утверждается идея диалога науки и религии (точнее было бы сказать — богословов и ученых). Выясним соотношение религии и морали. Существуют светские и религиозные системы морали. Традиционная религиозная точка зрения состоит в том, что мораль дана человеку «свыше», что основой морали является религия. Светские системы морали исходят из того, что нравственность коренится в межчеловеческих связях, что мораль отражает реальную практику человеческих отношений. Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религиями система нравственных представлений, понятий, норм, чувств, заповедей, наполняемых конкретным веро-учительным содержанием; ее основой является религиозная вера. В религиозных системах осмысливаются вечные вопросы человеческого существования — о добре и зле, смысле жизни и долге, об ответственности, о любви к ближнему, о милосердии, о страдании и сострадании и проч. Предписываются разные векторы нравственных ориентации. С одной стороны, устанавливаются обязанности по отношению к Богу, богам, ангелам, святым и т. д., а также к сакральным (от лат. — священный) предметам. Это «вертикальный вектор» религиозной морали. С другой — утверждаются правила отношений людей друг к другу и к обществу — «горизонтальный вектор». «Вертикальный вектор» считается главным: лишь при условии служения по направлению этого вектора могут приобрести нравственную ценность межчеловеческие взаимоотношения. В религиозной морали отражены условия бытия людей в различных типах обществ, представлены нравственные установки разных социальных слоев и групп, а также простейшие нормы человеческого общежития («не убий», «не укради», «почитай родителей» и т. д.). Религии задают определенные нравственные Абсолюты. Но, как показывает история, практические следствия, вытекающие из их нравственных установок, неоднозначны. Эти следствия носят конкретно-исторический характер, зависят от того, кто (какие социальные группы, лица и проч.) и как их интерпретирует и применяет. Искусство и религия обладает рядом общих черт. Художественное и религиозное сознание имеют ценностный характер, и в искусстве и в религии важную роль играют воображение, чувственно-наглядные образы, эмоции, переживания и др. В то же время между ними имеются и различия. Искусство может быть религиозным и нерелигиозным. Религиозное искусство «сплавлено» с религиозной верой (о религиозной вере см. выше). Религиозное искусство представляет собой вид художественного освоения мира, основное содержание которого составляют религиозные образы, сюжеты, фабулы, символы, слитые с религиозной верой. Различают религиозное искусство: а) непосредственно включенное в культовое действие и б) непосредственно не связанное с культом - внекульто-вое религиозное искусство. Религиозное искусство предстает в разных ви- дах и жанрах — литература («житийная»), орнамент, живопись (фресковая, иконографическая), скульптура, музыка (хорал, акафист, реквием), храмовая архитектура, танец (в ряде восточных религий) и др. Религиозное искусство выполняет двуединую функцию: с одной стороны, оно укрепляет религиозную веру, актуализирует религиозные представления, усиливает переживание религиозных чувств, т. е. удовлетворяет религиозные потребности, а с другой — возбуждает эстетические чувства и суждения, т. е. удовлетворяет эстетические потребности. Date: 2015-09-24; view: 443; Нарушение авторских прав |