Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие виды правоотношений существуют?





Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют различные критерии класси­фикации правоотношений.

К числу наиболее простых и наиболее распространенных относится классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принад­лежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или пре­кращаются. На основе данного критерия все правоотношения подразде­ляют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-пра­вовые, трудовые и т. д.

Широко распространена классификация правоотношений в зависи­мости от количества участвующих в них сторон и характера распределе­ния между ними прав и обязанностей. По этому критерию различают од­носторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

Основная отличительная особенность односторонних правоотноше­ний заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанно­сти. Типичным примером одностороннего правоотношения может слу-

Шершеневич Г. Ф. Обшая теория права. Вып. 3. М, 1912. С. 619-620. 336


жить договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется толь­ко субъективное право (требовать передачи подаренной автомашины, строения и т. п.), а у другой — только обязанность (передать подарок).

Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон взаимных прав и обязанностей. Примером могут служить договоры подряда, найма, купли-продажи.

Отличительной особенностью многостороннего правоотношения яв­ляется участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотноше­нии каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъек­тивная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в ко­торой, помимо двух основных сторон, участвует третья сторона — посред­ник.

Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Выделение некоторых из них имеет важное теоретическое и практиче­ское значение. Таково, в частности, деление правоотношений на относи­тельные и абсолютные, на регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охра­нительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обя­занностей сторон и способствующие их восстановлению.

Правоотношения, в которых осуществление субъективного права од­ного лица может достигаться лишь через соответствующие действия дру­гого, обязанного, лица, принято называть относительными. Правоотно­шения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспечения в законодательном порядке возможности собственного поведения, свобо­ды осуществлять свое право, относят к категории абсолютных.

Классическим примером является содержание правомочий собствен­ника — самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имущест­вом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и за­частую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права.







Date: 2015-09-24; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию