Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что понимается под правом?
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпы- 11 Обществознание 321 вается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т. е. естественное право. Во-вторых, право — это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное) право, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились. Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права. Что такое «истинный закон»? — вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с самой природой, естественным бытием человека, что это — «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает. Однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая». Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции России прямо указывается на то, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (п. 2 ст. 17). Тем самым подчеркивается, что они не даруются и не устанавливаются «свыше» каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин. Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11). Наряду с названными факторами, оказывающими большое влияние на формирование представления о праве, а также на его определение, важную роль в данном процессе играют и другие факторы. Среди них следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих слоев или классов, а отчасти — и всего обще-322 ства. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно, социально обусловлено и реально. В чем это проявляется? В первую очередь в том, что право на всех стадиях его развития освящает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя. Даже размер наказания за убийство человека раньше ставился в зависимость от его общественного положения. Так, по «Русской Правде» — важнейшему памятнику древнерусского права — за убийство княжеского служащего, дружинника следовал штраф (вира) — 80 гривен. За убийство «купчины» — 40 гривен. А за убийство княжеского холопа — крестьянина следовало «вознаграждение» его хозяину в размере пяти гривен. В настоящее время в законодательстве различных государств открыто закрепленного неравенства не существует. Напротив, каждое современное государство в издаваемых им актах всячески стремится подчеркнуть если не равенство, то, по крайней мере, равноправие всех граждан и создаваемых ими организаций. Однако, как показывает опыт, провозглашение формально-юридического равенства отнюдь не «исключает», а лишь вуалирует фактическое, реально существующее неравенство людей. Оно, несомненно, находит свое отражение и в праве. В современной отечественной и зарубежной литературе нет единого определения понятия права. Нет также к нему и единого подхода. Однако среди многих определений понятия права и подходов к этому определению можно выделить прежде всего нормативно-правовой, или нормативистский, подход, как его еще называют, к определению понятия права и к самому праву. В соответствии с ним право определяется не иначе как система норм или правил поведения, исходящих от государства (установленных или санкционированных государством), выражающих волю и интересы государства и гарантируемых от несоблюдения или нарушений со стороны юридических или физических лиц государством. Данное определение права некоторыми авторами рассматривается как «профессиональное понимание права практикующими юристами». В данном утверждении содержится значительная доля истины, ибо в юридической практике многих стран, включая Россию, используется именно такого рода представление о праве. Среди других, наиболее распространенных подходов к определению понятия права и к самому праву выделяется также естественно-правовой подход. Суть его заключается в том, что понятие права вовсе не сводится к системе норм и правил поведения, исходящих от государства, а включает в себя также прирожденные и неотъемлемые права человека и гражданина, такие, например, как право на жизнь, свободное развитие, труд и др. Естественное право, по мнению сторонников данного подхода, является общим для всех людей правом, стоящим над позитивным, т. е. исходящим от государства, правом. 11* 323 Наряду с названными подходами к определению понятия права в юридической литературе выделяется также так называемый интегратив-ный подход к пониманию права. Основное кредо сторонников данного подхода заключается в том, чтобы «в интересах эффективного правотворчества» использовать разные подходы к праву и определения права, прилагая при этом усилия «к их синтезу, в рамках единого понятия». С интегративных позиций право определяется как «совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом». Date: 2015-09-24; view: 367; Нарушение авторских прав |