Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества?
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории общественного развития. О современном нам государстве, писал по этому поводу еще в начале века известный юрист Л. Гумплович, мы знаем, «потому, что живем в нем, на каждом шагу ощущаем его деятельность, пользуемся его покровительством и призываем его на помощь. Относительно других существующих теперь государств нам дают сведения и статистика и газеты. Относительно же тех, которые существовали и которых уже нет, — история человечества». Какими «высшими благами, кроме голой жизни, пользуется человек, - делал вывод автор, — свободой и собственностью, семьей и личными правами, — всем этим он обязан государству»1. Что же касается политических партий и различных общественных организаций, имеющих политический характер, то они могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать. В жизни общества, в экономике государство всегда выступает как политическая организация. Однако не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать лишь как чисто политический институт. Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 35. как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты. Например, «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода технических стандартов, норм). Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми. Аналогичная картина наблюдается применительно к отдельным государственным органам — парламенту, правительству, министерствам и ведомствам, конституционному суду (в тех странах, где он есть) и другим судебным институтам. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют отнюдь не только политические функции. И в силу этого являются не только политическими органами и организациями, но и выполняют неполитические — экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разнообразные роли. Чем же определяется особое место государства в политической системе общества и его особая роль? Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или по крайней мере стремится объединить вокруг себя все слои населения. Это закрепляется в конституциях и других основополагающих правовых актах. Об этом особенно ярко свидетельствуют конституции таких государств, например, как Россия, США, Швеция и др. В Конституции США это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации современной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». В Конституции Швеции содержится положение, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления» (§ 1). Конституция Российской Федерации провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. 1, 2 ст. 3). В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или подданные государства, превратилась бы в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней его политики. Во-вторых, государство как официальный представитель всего общества является собственником, а в странах с социалистической экономикой — монополистом основных орудий и средств производства. Так, государственная (общенародная) собственность считалась, согласно ст. 11 Конституции СССР 1977 г., общим достоянием всего советского народа, основной формой социалистической собственности. Наряду с ней существовали и другие формы собственности такие, как колхозно-кооперативная и собственность различных общественных организаций, которая была им необходима для успешного выполнения стоящих перед ними уставных задач. Данные формы собственности играли значительную роль в развитии экономики и совершенствовании экономической системы советского общества в целом. Однако ведущая, главенствующая роль при этом неизменно принадлежала государственной собственности. В настоящее время статус государственной собственности в нашей стране кардинально изменился. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. она признается лишь как одна из равных в правовом отношении форм собственности наряду с частной, муниципальной и иными формами. Конституция закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» и что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9). Однако, несмотря на изменение статуса государственной собственности в России, она по-прежнему продолжает играть в жизнедеятельности государства значительную роль. Наличие такого рода собственности у государства, несомненно, выделяет его как структурный элемент в системе других составных элементов политической системы общества и создает ему широкую возможность для активного воздействия на экономическую и социально-политическую жизнь. В-третьих, государство как особый структурный элемент политической системы общества располагает специальным аппаратом, представляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством на различных этапах развития общества целей и задач. Разумеется, у политических партий и общественных организаций тоже есть свои хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты. Без них невозможно было бы нормальное функционирование данных организаций. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности. Кроме того, партийные и общественные органы не обладают, как это имеет место у государственных органов, государственно-властными полномочиями. В-четвертых, государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность управлять многими отраслями экономики и эффективно воздействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами — путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точным соблюдением этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения. В-пятых, в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе. Данные особенности государства, помимо всего прочего, позволяют взглянуть на него не только с формально-юридической стороны, с учетом его основных признаков и черт, но и с практической стороны, с точки зрения выполняемых им функций. Функции как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием, а также стоящими перед ним целями и задачами, позволяют четко судить об уровне активности государства внутри страны и на международной арене, точнее определить характер его взаимоотношений как основного элемента политической системы общества с другими ее элементами, глубже изучить динамику повседневной деятельности государства при различных обстоятельствах, в разных условиях и сферах жизни общества. 202 Date: 2015-09-24; view: 397; Нарушение авторских прав |