Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура: понятие, виды
Понятие «культура» (от латинского слова cultura — возделывание, обрабатывание) употребляется в самых разных смыслах1. Скажем в обыденной речи выражение «культурный человек» может обозначать и «образованный человек» и «воспитанный человек». Когда мы говорим о культуре труда, то подразумеваем организованный, деловой и целенаправленный характер труда. Различные интерпретации связаны не только с тем, что термин «культура» прочно вошел, так сказать, в будничную жизнь людей, но и с тем, что культура является объектом многих наук: истории, этнографии, социологии, археологии и т. д. Понятно, что каждая наука вкладывает в понятие культуры свой собственный смысл. Социальная философия, например, ищет некие общие черты, присущие всем культурам независимо от их пространственного и временного расположения. Она изучает закономерности развития культуры, взаимодействие и взаимовлияние различных культур. Из этимологии понятия культуры вытекает, что оно применимо лишь к результатам человеческой деятельности. Все, что создано человеческим трудом, выступает как элемент культуры. Дикая природа не есть культура, но природа, преобразованная человеком, уже выступает как элемент культуры. Культура проявляется в самых разнообразных формах, О политической культуре см. разд. IV, п. 11. 108 как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. Поэтому культуру можно определить как совокупность материальных и духовных достижений человечества. В самом общем виде культуру можно разделить на два вида: на материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся архитектурные сооружения, дома, памятники, машины, станки и др. По материальной культуре можно определить уровень развития общества. Скажем, египетские пирамиды, построенные в 3—2 тыс. до н. э., показывают, что древние египтяне имели высокий уровень культуры. К духовной культуре относятся живопись, наука, философия, искусство, литература, кино и т. д. Духовная культура тоже показывает уровень достижений общества на том или ином этапе его развития. Античная философия, например, представляет собой вершину античной мысли и свидетельствует о том, что Древняя Греция добилась громадных успехов в создании духовных ценностей, которыми до сих пор пользуются люди. Разумеется, к духовной культуре относятся и традиции, обычаи, моральные нормы и принципы, регулирующие отношения людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Духовная культура каждого народа имеет свои неповторимые черты и особенности, которые складываются веками и передаются из поколения в поколение. При этом важно иметь в виду, что культура независимо от того, кто ее представляет — большой или малый народ, — уникальна, неповторима и интересна. Поэтому нет ни низших, ни высших культур. Есть культура больших народов и культура малых народов. Одни народы больший вклад вносят в мировую культуру, другие меньший, но каждый народ в меру своих возможностей умножает и обогащает мировую культуру. Сравнивая понятия культуры и цивилизации, надо отметить, что оба понятия близки по содержанию, но тем не менее они полностью не совпадают. Во-первых, культура возникает раньше цивилизации. Первобытные общества были культурными обществами. Первобытные люди, например, имели прекрасное искусство. Но у них не было никакой цивилизации. Во-вторых, в отличие от цивилизации культура указывает на присутствие человека в историческом процессе, на то, что общественное богатство создается людьми, а сама история есть результат их деятельности. Date: 2015-09-24; view: 341; Нарушение авторских прав |