Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество и его структура 4 page






систему и особый класс явлений. Однако у упомянутой вялотекущей полемики, скорее всего, нет будущего.

Учитывая это обстоятельство, отдельные исследователи культуры стремятся найти в определениях культуры не столько то, что их разъ­единяет, сколько то, что сближает. В этом отношении значительный интерес представляет позиция Л.Г. Ионина, предлагающего гакие об­щие положения в определении культуры, с которыми были бы соглас­ны буквально все авторы, работающие над ее проблемами: «...культу­ра — это то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества... культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.... культура напрямую связа­на с идеями, которые существую: и передаются в символической фор­ме (посредством языка)»1.

Отказываться от споров вокруг определения культуры еще не зна­чит отвергать необходимость самого этого определения. Что же такое культура с социологической точки зрения? При ответе на этот вопрос будем постоянно иметь в виду наше стремление связать два фунда­ментальных в социологии понятия — общество и культуру, следова­тельно, станем характеризовать культуру как явление общественное, социальное, человеческое.

Культура в обществе

Значение термина «культура» (от лат. cultura — возделывание, обра­ботка) довольно быстро изменилось, наполнившись новым содержа­нием уже в Древнем Риме и пройдя путь от «возделывания земли» до «воспитания и образования человека». Затем этот термин приобрел не только личностный, но и социальный смысл.

Наличием культуры общество отличается от всего окружающего мира, в том числе от животного. Культура в этом смысле может быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности, необходимых для общества и личности в качестве соци­альных систем. Общество и культура «живут» друг в друге, они не в со­стоянии существовать порознь. Их взаимосвязь, более того, взаимопро­никновение имеет многосторонний характер.

Об этом прежде всего свидетельствует наличие субъектов культуры, в качестве которых выступают основные типы социальных общностей — общество, нация, социальная группа. Так, мы говорим об американской или российской культуре (как многонациональной куль­туре, культуре всего общества). Не менее, а в ряде случаев даже более

Ионии Л Г Социолошя культуры М, 1996 С 47


Глава 11 Общество и культура 223

важно говорить о конкретной национальной культуре (например, о та­тарской или украинской). Существует культура той или иной социаль­ной (демографической, профессиональной и т.д.) группы (молодежная культура, культура учительства). Конечно, все эти культуры весьма раз­личаются между собой по содержанию, формам, особенностям комму­никативных связей, устанавливаемых в процессе деятельности групп, специфике культурной информации, создаваемой, распространяемой и потребляемой в ходе социального взаимодействия.

Общество как культурное целое

В каждом обществе есть специфическая, отличная от других система вза­имосвязанных норм, обычаев, верований, ценностей, разделяемых боль­шинством населения. В этом смысле общество выступает как единое культурное целое, отличающее его от других обществ. Однако культура и общество не обязательно «совпадают», и границы их не идентичны.

Здесь можно выделить два аспекта «несовпадения». С одной сторо­ны, не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы. Так, даже в США есть немало людей, не стремящихся к успеху, не же­лающих не только работать активно, но трудиться вообще (тем более что общество берет на себя определенную заботу о таких людях, в част­ности о безработных).

С другой стороны, некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются во многих других обществах. В качестве примера приведем знаменитое римское право, являющееся основой систем гражданского права во многих странах (в том числе в России) и сейчас, спустя две тысячи лет после его созда­ния. Не случайно практически во всех высших юридических учебных заведениях страны студенты изучают римское право на первых кур­сах в качестве важнейшего научно-культурного наследия историчес­кого прошлого человеческого общества.

Вместе с тем в одном обществе может функционировать несколько культур, подчас значительно отличающихся друг от друга. В их основе, как правило, оказываются разные языки, религии, обычаи и даже ценнос­ти. Так, в республиках Татарстан и Башкортостан, наряду с русским язы­ком, христианством, русской музыкальной культурой с ее семитоновым музыкальным ладом, русскими обычаями, традициями, сосуществуют и взаимодействуют татарский и башкирский языки, мусульманство, собс­твенная национальная музыкальная культура с пятитоновым музыкаль­ным ладом — пентатоникой, национальными обычаями и традициями.


Опыт многих стран, в том числе Советского Союза в прошлом, стран СНГ и России сейчас, показывает, что проблема сосуществова-



Раздел III. Общество и его структура


 



«


ния различных культур в едином социальном пространстве совсем не проста, а в ряде случае ситуация может приобрета гь конфликтный ха­рактер. Мудрость властных структур состоит в гом, чтобы создать благоприятные условия для бесконфликтного сосуществования и ак­тивного взаимодействия разных культур в одном обтцестве. Понимая это, во многих регионах нашей страны, где есть достаточно представ­ленные этнические общности, власти способствуют созданию выра­жающих их духовные интересы национально-культурных обществ. Так, в Екатеринбурге (равно как и во многих других городах страны) работают общества татаро-башкирской, украинской, еврейской, не­мецкой культур. Конечно, это не единственный и, возможно, не глав­ный способ решения проблемы, но и он оказывается продуктивным и особенно важным в социально-психологическом плане.

Виды культуры в обществе

Характеризуя культуру в целом, необходимо видеть ее важнейшие ви­ды и структурные проявления. Она включает в себя материальные предметы, произведенные человеком: автомобили, станки, здания, ме­бель и т.д., т.е. то, что называют материальной культурой. Кро­ме того, культура — это духовные ценности, произведения литерату­ры и искусства, нормы, обычаи, слова, идеи, верования и т.д. В этом случае говорят о нематериальной (либо духовной, что не столь точно) культуре.

Оба вида культуры тесно связаны между собой и являются причи­ной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура во всех ее многочисленных проявлениях, несмотря на кажущуюся авто­номность и независимость от материальной, на самом деле не сумела бы просуществовать и дня сама по себе. Оба вида культуры не просто тесно связаны, они «пронизывают» друг друга. Усвоение культуры осуществляется путем научения, передачи опыта и знаний. Основным «инструментом» этого процесса выступает образование.

Под культурой понимается не только система деятельности, ее материализованных результатов, а также идей, ценностей, норм, ве­рований и обычаев одного общества, но и то, что называют целост­ным историческим феноменом, культурно-историческим типом, ци­вилизацией. Это то, что принято называть «великими культурами» (античная, индийская, китайская, европейская, майя и иные цивили­зации — культуры), используемыми для характеристики как опреде­ленных исторических эпох, так и конкретных обществ, народностей и наций.


 


Глава 11 Обществом культура 225

Основой этих кульгур являются «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, по­литические, психологические общности. Можно говорить также о культуре земной цивилизации, подразумевая, по крайней мере гипо-[етически, наличие внеземных цивилизаций как культур. На эту тему написано немало исследований, по еще больше — научно-фантастиче­ских романов. Однако такая предельно широкая трактовка культуры выходит за пределы социологии (по крайней мере, пока).


Культура общества включает в себя ряд субкульту р. Субкульту­ра — это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культу­ру определенной социальной общности (группы) о г культуры большин­ства общества (например, молодежная субкультура). Она не отвергает культуру этого большинства, но отклоняется от нее. Субкультура сов­сем не обязательно должна быть со знаком «минус», особенно если речь идет о тех или иных профессиональных группах (субкультура врачей).

Наряду с субкультурой существует и к о н т р к у л ь т у р а. Она вы­ступает как разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и цен­ности, противоречащие основным аспектам культуры. Хорошо изве­стна распространенная на Западе с 1960-х гг. контркультура хиппи. Среди ее ценностей — стремление к экстравагантным формам само­выражения, требование полной свободы, поощрение равенства муж­чин и женщин (в том числе в сфере сексуального поведения), восии-1ание детей в отрыве от общества (что означает их «спасение»). Все»то подразумевает отрицание и отказ от таких ценностей господству­ющей культуры, как самодисциплина, самоограничение, стремление к успеху и достижениям.

Ценности контркультуры часто проникают в господствующую культуру. Так, характерные для хиппи длинные волосы, особый сленг, причудливость в одежде, употребление наркотиков — все это стано­вится достоянием широких слоев населения (чему немало способст­вуют средства массовой информации, в первую очередь телевидение), воспринимается ими с той или иной степенью полноты, вследствие чего ценности контркультуры становятся менее «конфликтными».

Культура общества как предмет социологии

Какие же аспекты культуры привлекают внимание социологов? Их, интересы сконцентрированы вокруг проблем, которые чисто условно можно рассматривать на трех уровнях. Первый из них — эмпириче-с кий. На этом уровне изучается система норм и ценностей, регулиру-



Раздел III. Общество и его структура


ющих поведение индивидов и социальных общностей, их культурную (в основном досуговую) практику, связанную с созданием, распрост­ранением, потреблением культурных (и антикультурных) ценностей. Предполагается также изучение организации культурно-массовой и просветительской работы, культурного уровня различных социаль­ных групп и т.д.

В рамках исследований второго — теоретического — уровня социологию волнует вопрос об основных формах культуры в общест­ве. Принято говорить о высокой (часто называемой элитарной) куль­туре: изящные искусства, классическая литература и музыка, произ­ведения которых воспринимаются относительно неширокими слоями населения, и культуре народной (часто именуемой массовой): это сказки, песни, фольклор, мифы, сказания. К последней нередко отно­сят и поп-культуру, и рок-культуру. С появлением и широким рас­пространением средств массовой информации различия между обеи­ми формами культуры постепенно стираются.


Исследования социологов на третьем уровне предполагают свое­образный «стык» первых двух — эмпирического и теоретического. Здесь речь идет об изучении качеств и характеристик культуры в раз­личных сферах общественной жизни и деятельности социальных общностей. В этом смысле говорят о культуре труда, быта, свободно­го времени, а также о профессиональной, политической, экономичес­кой, нравственной, эстетической и иной культуре.

Одна из важных проблем социологического изучения — конфликт в культуре. Как показало развитие западной социологии в XX в., ее представители выделяли три вида конфликтов, связанных с культу­рой: аномию, культурное запаздывание, чуждое влия-н и е. Об аномии писал Э. Дюркгейм, понимая под ней нарушение един­ства культуры в связи с распадом системы нравственных ценностей (рост преступности, увеличение числа разводов, самоубийств и др.).

Американский социолог У. Огборн в 1922 г. сформулировал ос­новные положения теории культурного запаздывания (культурного лага), суть которой состояла в показе причин культурного конфликта. По его мнению, перемены в материальный жизни, прогресс производ­ства «обгоняют» изменения в нематериальной культуре: обычаях, за­конах, убеждениях и т.д. Отставание культуры и является причиной конфликтов, с ней связанных.

Третий вид конфликта определил английский социолог Б. Малинов­ский в 1945 г., рассматривая влияние чужой (в основном европейской) культуры в Южной Африке во время ее колонизации и в последующий период. Б. Малиновский писал о конфликте двух культур — навязывав-


Глава 11. Общество и культура 227

мой извне и местной. Если попытаться определить общую идею много­численных теорий культурного конфликта, то ее можно сформулиро­вать так: эти конфликты имеют место потому, что различные модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противопо­ложными тенденциями — объединения и разъединения культур.

§ 2. Элементы культуры

Структура культуры: разные мнения

В литературе существуют разные точки зрения на структуру культу­ры. Одна из наиболее принятых на Западе принадлежит американско­му исследователю Уорду Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отно­шения, ценности, правила11. Понятия выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Второй элемент — отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Третий элемент — ценности — представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавли­вает, что для него есть ценности, а что — нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют и общечеловеческие ценности. Четвертый элемент культуры — нормы и правила — регулирует пове­дение людей в соответствии с ценностями культуры.

В отечественной социологии, так же как в зарубежной, содержат -ся разные взгляды на структуру культуры. Приведем одну из точек лрения, принадлежащую Л.Н. Когану2. Согласно его мнению, куль­тура включает в себя три основных блока: когнитивный, поведенчес­кий и праксеологический. В первый (когнитивный) блок входят зна­ния, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, т.е. то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный челове­чеством. Ядром этого блока являются ценности культуры, такие, как деятельность людей и ее результаты (танец, книга, картина и т.д.). 11оведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности. Праксеологический регулирует саму культурную дея­тельность людей через социальные институты культуры (образова­ние, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый «культуро-организующий» блок.

1 См ■ Goodenough W. Culture, Language and Society. Mcnlo Park, 1981. P. 62.

2 См.: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. С 9—12.


 


228 Раздел III Общество и его структура

Рассматривая структуру культуры, назовем в качестве ее элемен­тов ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность и дадим характери­стику каждого из них. Начнем с ценностей.

Ценности культуры

Ряд социологов считает ценности ведущим элементом культуры. Ценности, действительно, выступают тем «стержнем», который объе­диняет материальную и нематериальную культуру, поскольку ни один другой компонент культуры, исключая деятельность (обычаи, нормы, язык), не выступает в таком качестве. Поэтому не случайно отдельные авторы определяют культуру через систему ценностей. Н. Смелзер — один из них — пишет: «Культура — система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью оп­ределенного образа жизни»1.

Под социальными ценностями мы будем понимать значимость яв­лений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в соци­альной общности. Ценности выступают как социально-нормативные' регуляторы общественной жизни и поведения людей. Они оказыва­ются тем фундаментом, который обеспечивает целостность опреде­ленной социальной системы.

Ценности являются основанием тех или иных норм и стан­дартов поведения, реализующихся в ходе взаимодействия между людьми и социальными общностями. Естественно, ценности в разных типах обществ не одинаковы. Сравним в этом отношении некоторые ценности американского, японского и российского обществ.

Уже не раз цитировавшийся Н. Смелзер в главе «Культура» своего учебника по социологии посвящает целый параграф характеристике американской культуры, называя среди ее традиционных ценностей стремление к личному успеху, активность и упорный труд, эффектив­ность и полезность деятельности, материальное благополучие, уваже­ние к науке, оптимизм. Именно эти достижения культуры определяют прогресс американского общества2. Японскому обществу и японской культуре свойственны иные ценности — приверженность традициям, обращенность к прошлому, преданность семейным устоям, уважение к религии предков, повышенное внимание к чести имени и к чести семьи.

Сопоставляя с названными ценности российского общества и рос­сийской культуры, отметим, что они обращены больше не к прошло- му, а к будущему, хотя часто последнее понимается достаточно абст-

1 Смелзер Н. Дж Социолошя. М., 1994. С. 654.

2 См.: Там же С. 63—64


Глава 11. Общество и культура 229

рактпо, как вечность. К. Касьянова пишет в этой связи, что «мы, явля­ясь традиционалистами, слабо воспринимаем конкретные формы этих самых традиций. К своим культурным и социальным устоям мы относимся как к части какой-то огромной, вечной, не зависящей от нас действительности, которая развивается по каким-то своим собст­венным законам, интуитивно нами ощущаемым, но недоступным на­шему познанию»1.

Можем ли мы назвать и дать характеристику ценностей русской культур'ы? Попытку ответить на такой вопрос предпринимает Касья­нова в работе «О русском национальном характере». Она считает, что наша культура — очень древняя и суровая — требует от человека силь­ного самоограничения, репрессии своих непосредственных внутрен­них импульсов, своих личных индивидуальных целей в пользу гло­бальных культурных ценностей2.

К. Касьянова не согласна с традиционным представлением о кол­лективизме как особенности и ценности русской культуры и русского национального характера. Она полагает, что мы — глубокие социаль­ные интроверты (личности, ориентированные на внутренний, субъек­тивный мир), «которые очень трудно "монтируются" в ту группу, кон­сенсуса которой не разделяют»3. Еще одна особенность русского национального характера — связь культа личности с личностным ста­тусом, из которого он (культ) вырастает. Личностный статус Касьяно­ва считает очень сильным средством культуры.

В связи с этими рассуждениями обращает па себя внимание нали­чие единого корня в словах «культура» и «культ» (последний означа­ет чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо, например культ личности). На первый взгляд содержательного родства в этих одноко-ренных словах не обнаруживается. Однако анализ показывает, что в основе каждого из них — совокупность (или даже система) ценностей определенного рода.

Говоря о ценностях российской культуры, мы могли бы назвать среди них и такие, как верность принятой и разделяемой идее, готов­ность ей слулсить до конца, а также стремление к образованию, тягу к знаниям, культуре, искусству.

Конечно, нельзя в полной мере сопоставлять характеристики цен­ностей американской, японской и русской культур. Наша цель в дан-пом случае состояла в том, чтобы показать возможность и необходи­мость подобных рассуждений и исследований.

1 Касьянова К. О русском национальном характере. М, 1994. С. 350.

2 См.: Там же С. 337

3 Там же. С. 342.



Раздел III Общество и его структура


 



Продолжая характеристику элементов культуры, необходимо рейти к рассмотрению норм, которые тесно связаны с ее ценностями.

Нормы

Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институцио­нальные, правовые нормы (законы и подзаконные акты) и другие (на­пример, нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона»). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способст­вовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы — это приня­тые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Простые нравственные нормы содержат десять заповедей христианской морали: «неубий», «не укради», «чти от­ца своего и мать свою», «не прелюбодействуй» и др.

Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщатель­но разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каж­дый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает номы деятельности и поведения основных социальных общностей учащих­ся и педагогов, взаимодействующих в его рамках.

Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Право­вые нормы, их выполнение обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали.

Обычаи

Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотип­ные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах, определенных социальных общностях и привычные для их членов.

В одних типах общества обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности (это, главным образом, при­митивные общества), поскольку регламентируют повседневное пове­дение индивидов, поддерживают внутригрупповую сплоченность, пе­редают социальный и культурный опыт от поколения к поколению и т.д. В других, более развитых типах общества обычаи являются не основными (поскольку существуют иные нормативные способы регу-


Глава 11 Общество и культура 231

лирования общественных и межличностных отношений), но от того не менее важными образцами поведения.

Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (Н. Смелзср). Если нарушение норм (особенно институциональных и правовых) влечет за собой жесткое наказание, то нарушение обычаев — либо мягкое, либо вообще никакого. «Нарушителя» обычаев чаще все­го пожурят и останутся о нем не самого лучшего мнения. В любом об­ществе обычаев очень много. Даже в самом примитивном их насчиты­ваются тысячи, а в развитых обществах — гораздо больше. Не случайно слово «обычно» произошло от слова «обычай» и означает многократно повторенное действие.

Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведе­ния: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, каков набор блюд за завтраком, обедом, ужином, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, детям и т.д. и т.п. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обыча­ев относят табу — различного рода запреты (на мясо некоторых жи­вотных, на произнесение бранных слов и т.д.).

Язык

Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Поскольку культура передается в значительной части своих творений в символической форме и в такой же форме воспринимается большинством людей, по­стольку именно язык служит главным средством трансляции, переда­чи культуры. В этом смысле он очень тесно срастается с культурой и становится ее наиболее полным выразителем.

Однако у культуры есть еще и «свой», внутренний, присущий только ей язык, который так и называют — язык культуры. Для того чтобы по-настоящему понять ее произведения, необходимо овла­деть именно этим языком,. Этот процесс связан с проникновением в мир «культурной» профессии — композитора, художника, скульпто­ра. Если человек хочет по-настоящему глубоко понять мир музыки или живописи, чтобы не только ощутить их эстетическое и нравствен­ное воздействие, по и осмыслить содержание художественных произ­ведений, ему необходимо (хотя бы частично) овладение соответству­ющим профессиональным «языком».

Язык — явление общественное. Им нельзя овладеть вне социально­го взаимодействия, вне общения с другими людьми. Это обстоятель-



Раздел III. Общество и его структура


ство хорошо объясняет, почему в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира (а такой до недавнего времени бы­ла Россия), население плохо владеет иностранными языками. До ка­кого-то уровня язык можно «выучить», но по-настоящему овладеть им можно лишь в процессе социального общения и взаимодействия в условиях того общества, той страны, i де этот язык является основным средством коммуникации.

Язык включает в себя правила, которые необходимо соблюдать для установления взаимодействия, поскольку он организует опыт людей. Как и культура в целом, язык вырабатывает общепринят ы е зна­чения. Они составляют содержание устной и письменной речи, кото­рая оказывается определенной формой существования языка. В этом смысле язык объективен, а речь субъективна. Язык имеет общественный, а речь — индивидуальный характер. Язык «принадлежит» всем, а речь — только тем, кто говорит (при этом не имеет значения как — устно, пись­менно или с помощью жестов, используемых немыми людьми).

Деятельность

Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, рас­пространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не все­гда. Между тем, по нашему мнению, он является системообразу­ющим для культуры. Какой бы срез культуры мы пи взяли, в любом из них деятельность определяет ее содержание.

В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. При этом ее сводят к таким конкретным видам, как чте­ние, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творче­стве (музыкальном, художественном) и т.д. Особенно этим «грешат» те, кто проводят их конкретно-социологические исследования. Конеч­но, названные виды занятий относятся к культурной деятельности (их обычно связывают со сферой свободного времени и называют досуго-выми), но составляют только ее часть, и не более того.

Культурная деятельность гораздо более многообразна и глубока. Главная ее характеристика состоит в том, что она выступает как реа­лизация (самореализация) сущностных сил человека, его способнос­тей, дарований, потребностей и интересов. В этом смысле целесооб­разно выделять культурное содержание в любой сфере социальной деятельности, будь то труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

В процессе культурной деятельности социальная общность (и ин­дивид в ее рамках) преодолевает ограниченность своего пространст-


Глава 11 Общество и культура 233

венно-временного бытия, собственного социального окружения, осва­ивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким обра­зом включается в новую систему отношений. Таким образом, культур­ная деятельность становится катализатором развития социальной общности.

Культурная деятельность в жизни общества в целом и отдельных социальных общностей осуществляется в нескольких формах. Неко­торые из них на определенных этапах развития общества играют за­метную роль (как позитивную, так и негативную). Учитывая особен­ности российского общества па рубеже XX—XXI вв. и прогнозируя его развитие на ближайший исторически обозримый период, следует иметь в виду в первую очередь две формы культурной деятельности — этноцентризм и культурный релятивизм.

§ 3. Этноцентризм и культурный релятивизм

Этноцентризм

Впервые в социологии этноцентризм и культурный релятивизм были описаны американским социологом Уильямом Самнером в книге «Народные обычаи» (1906). Суть этноцентризма — в оценке других культур на основе собственной, базирующейся на вере в биологичес­кое и культурное превосходство своей социальной общности над други­ми. У. Самнер считал этноцентризмом такой взгляд на общество и его культуру, при котором определенная социальная общность считается центральной, а все другие соотносятся и соизмеряются с ней. Отсюда этноцентризм часто выступает как противопоставление «мы — они». Как показывают социологические исследования, проведенные в раз-11ых странах, люди склонны переоценивать свою культуру и недооце­нивать чужую, поэтому этноцентризм можно считать в известной ме­ре универсальной человеческой реакцией.







Date: 2015-09-24; view: 540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию