Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет социологии 8 page







определенным ценностям и целям. Разумеется, не все зависит от чело­века, и бывают ситуации, когда «видит око, да зуб неймет». Но в це­лом чаще всего мы расходуем время так, как считаем нужным сами.

Изучение бюджетов времени ведется с помощью дневников само­регистрации па основе «самофотографии» в течение недели. Затраты времени фиксируются в дневнике от момента подъема до отхода ко сну, причем содержание занятий отмечается каждые 30 минут (6.00— 6.30, 6.30—7.00 и т.д.). Заполняющим дневник дается несколько реко­мендаций: начать эту работу с буднего дня недели; постоянно носить дневник с собой; регулярно отмечать имевшие место виды деятельно­сти в соответствующих его строчках, не полагаясь на память; не остав­лять заполнение дневника на конец дня.

При этом респонденту в качес i вс мо гивации молено предложить ту пользу, которую он получит для себя лично после его недельного за­полнения. Она действительно может оказаться весьма значительной, поскольку выявит нерациональные расходы времени, его неоправдан­ные потери и позволит определить пути оптимизации образа жизни в целом. Люди, умеющие ценить время и стремящиеся к его полезному использованию, наверняка отнесутся положительно к этому методу. Наш добрый совет каждому изучающему социологию: попробуйте за­полнить свой собственный дневник использования времени и проана­лизировать его — вы не пожалеете.

Чтобы систематизировать затраты времени, их лучше при анализе сгруппировать следующим образом: 1) рабочее (учебное) время (время непосредственной трудовой либо учебной деятельности, подготовки к ней, передвижения, отдыха в этот период); 2) время удовлетворения фи­зиологических потребностей (время сна, приема пищи, туалета, гигие­ны); 3) время удовлетворения бытовых потребностей (затраты времени на покупку продуктов и промышленных товаров, приготовление пищи, уборку квартиры, стирку и т.д.); 4) свободное время, т.е. те часы и мину­ты, которыми человек может распоряжаться по собственному усмотре­нию для отдыха, развлечений, физического и духовного развития.

Следует отметить большую трудоемкость метода изучения бюдже­тов времени — и для исследуемых, и для социологов. Поэтому при применении этого метода выборка должна быть весьма ограниченной и тщательно продуманной. Поскольку материал дневников обрабаты­вать на компьютере крайне сложно, значительная часть работы дела­ется вручную. Отсюда — большие трудозатраты. Но полученная ин­формация по своему значению с лихвой перекрывает сложности, с которыми сталкиваются при заполнении дневников участники иссле­дования, а при их обработке и анализе — социологи.



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


§ 6. Качественные методы в социологии

Общая характеристика

До сих пор речь шла о количественных, или так называемых «жест­ких», методах, с помощью которых в нашей стране вплоть до недавне­го времени проводилось подавляющее большинство социологических исследований тех или иных конкретных социальных проблем, про­цессов, явлений. Однако сейчас их все чаще подвергают критике за то, что они позволяют исследовать лишь общие тенденции взаимодейст­вия отдельных социальных общностей, структур, институтов и орга­низаций, не касаясь внутреннего социального мира людей, составля­ющих эти общности.

Социологи стали говорить об отсутствии в используемых методах «гуманной» составляющей, о засилье рационализма, о недостаточном внимании к субъективным аспектам социального знания, основанно­го на понимании и интерпретации человеческого действия и взаимо­действия. Это привело к постановке вопроса о необходимости разра­ботки качественно новой стратегии подготовки и проведения социологических исследований, базирующихся на использовании так называемых «мягких"» методов.

Прежде чем их рассматривать, необходимо высказать одно сужде­ние, скорее даже замечание. Оно связано с опасностью противопос­тавления качественной и количественной стратегий, «жестких» и «мягких» методов социологического исследования. Последние, каки­ми бы «модными» они ни казались сегодня, не могут и не должны вы­теснять первые. «Использование качественных методов, — пишет В.В. Семенова, — является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социаль­ного объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъек­тивных факторов»1.

Следовательно, важно понять, в каких ситуациях необходимо ис­пользовать количественные, а в каких — качественные методы. Так, ес­ли социолога интересует описание объективных связей между теми или иными социальными явлениями (либо их параметрами), анализ достоверности повторения этих связей, их измерение и причинное объяснение, классификация и систематизация событий (случаев) и от­ношений к ним со стороны респондентов, то здесь следует применять


' Семенова В В Качественные меюды в социологии //Ядов В А Сграгешя социо­логического исследования. М, 1998 С 392


Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации



количественный подход. Если же требуется описание общей картины социального явления (события, случая), интерпретация и понимание внутреннего, субъективного в действиях человека, изложение частных фактов из его рассказов о жизни и переход к созданию микроконцеп­ции (микротеории) на этой основе, то тогда используется качествен­ный подход. Таким образом, одна и та же проблема может быть иссле­дована с позиций и количественной, и качественной стратегий.

Вот лишь один пример такого исследования, в котором сочетание обоих подходов дало полезный результат. Речь идет о сравнительном российско-германском исследовании проблемы профессионального образования и моральной социализации молодых рабочих в России и Германии (проект был выполнен в 1993—1996 гг. под руководством проф. В. Лемперта с немецкой стороны и нашим — с российской). Российская сторона использовала традиционные для отечественной социологии стандартизированные способы сбора и обобщения дан­ных, прибегнув к анкетному методу полевого исследования. Это при­вело к тому, что российская выборка оказалась репрезентативной для исследуемых простых профессий (станочники и парикмахеры). Не­мецкая же сторона использовала полустандартизированные глубокие либо «нарративные» (повествовательные, представляющие собой свободный рассказ о жизни без вмешательства исследователя) интер­вью в совокупности с биографическим методом изучения респонден­тов и наблюдением за ними в процессе труда.

Однако важно отметить, что при различии методов (на что обе сто­роны пошли совершенно сознательно) удалось вполне корректно со-поставить результаты и выводы, которые касались сравнений как си­стем начального профессионального образования обеих стран, так и профессионально-моральной социализации молодых работников — выпускников учебных заведений этих систем.

В приведенном примере были названы некоторые качественные методы, прежде всего глубокое и «нарративное» интервью, биографи­ческий метод. К ним следует добавить такие, как исследование от­дельных общностей (случаев, ситуаций) — в литературе этот метод получил название case study (кейс стади), т.е. фокусированное инди­видуальное и групповое интервью (метод «фокус-группы»), изучение истории жизни человека (семьи) и т.д. Дадим краткую характеристи­ку каждого из них.

Виды качественных методов

Биографический метод направлен на исследование субъективной сто­роны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


отдельного человека. Чаще всего такой анализ основан на изучении личных документов, когда социолог пытается выявить субъективный смысл и значение социальных процессов, о которых идет речь в этих документах. Один из первых и блестящих опытов использования био­графического метода продемонстрировали У. Томас и Ф. Знанецкий в уже упоминавшейся работе «Польский крестьянин в Европе и Амери­ке» (см. гл. 3). В одном из пяти томов этой книги очень подробно изла­гается автобиография польского эмигранта Владека, который деталь­но рассказал в ходе глубинного интервью (оно заняло 300 страниц текста) и о своей учебе в польской сельской школе, и о работе в лавке (где он помогал обслуживать покупателей), и о неудавшейся попытке найти заработок в Германии, и о том, как он очутился в Чикаго. Изу­чая сознание и самосознание отдельных людей на материалах их жиз­ненного пути, изложенных в биографиях и иных личных документах (письмах, дневниках), социологи сумели дать широкие обобщения действий и взаимодействий социальных групп, классов, слоев и т.д.


При использовании биографического метода прежде всего необхо­димо постижение внутреннего мира индивида, который, как считает американский исследователь этого метода М. Коли, «способен вос­принять себя как активного субъекта своей собственной истории жиз­ни, отличного от социального мира»1. Здесь важнее всего не само по себе событие (случай, ситуация), а то, как субъект его определяет. Изучая выявленные с помощью биографического метода субъектив­ные значения действий, социолог выявляет их определенную логиче­скую связь и последовательность и конструирует модель человечес­кого поведения. В этом смысле мы говорим о субъективной социологии, в отличие от объективной, которая реализуется через ко­личественные методы.

Биографии (автобиографии), рассказанные (описанные) людьми и использованные в научных целях социологами, выступают как три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредакти­рованные. Первый тип означает изложение всего жизненного опыта и пути субъекта.' Второй характеризуется описанием какой-то одной фазы жизни или одной ее стороны. Наконец, отредактированные ис­тории жизни содержат привнесенные особенности социолога-интер­претатора, который по-своему, исходя из задач исследования, «орга­низует» биографический материал, включающий любой устный или письменный рассказ о событиях жизни, а также вторичные докумен­ты (мемуары, письма других лиц либо официальные документы).


Цит. но' Девятко И Ф. Методы социологическо! о исследования С 45


Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации

Опросники и формализованные интервью, используемые в био­графическом исследовании, отличаются от обычных тем, что их структура подчинена изучению временной перспективы и позволяет анализировать жизненный путь человека. Поэтому такие опросники иногда называют «биографическими путеводителями». Они позволя-ю'1 изучать основные жизненные циклы человека: детство, юность, зрелость и т.д.


Еще один «мягкий» метод — case study, объектом анализа которого обычно является отдельный случай либо конкретная социальная общ­ность. Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта. Вместе с 1ем выводы чаще всего имеют прикладной характер и заканчиваются конкретными рекомендациями, направленными на оптимизацию деятельности изучаемой социальной общности. Иногда это рекомендации по разрешению конфликтов, типичных для опреде­ленного рода ситуаций. Важно отметить, что объектом анализа с помо­щью этого метода часто выступают замкнутые общности, труднодос-lynifbie для изучения другими методами. В качестве такого примера применения case study можно привести исследование В. Журавлевым жизни бомжа^.

Метод case study обычно предполагает длительное «погружение» социолога в исследуемый объект, нередко посредством включенного наблюдения. Именно так па протяжении ряда лет изучал производст­венный коллектив ленинградский (петербургский) социолог А.Н. Алексеев. Он исследовал характер и содержание взаимоотноше­ний, конфликтных ситуаций, повседневной жизни такой социальной общности, как трудовой коллектив, составив его подробнейшее опи­сание, а затем проведя анализ.

В рамках качественного подхода к изучению социальных проблем значительный интерес представляет метод «фокус-группы» или груп­повой дискуссии, которая ведется модератором — исследователем по­ставленной проблемы, по чьей инициативе собирается группа диску­тирующих. Группа может быть однородной (гомогенной), включая, к примеру, только студентов, случайной (покупатели в супермаркете), может формироваться по принципу охвата людей, имеющих поляр­ные точки зрения на обсуждаемую проблему, и т.д. Оптимальный со­став группы — в пределах 15 человек.

Цель групповой дискуссии — выявить различия в понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений в конкрет­ных группах людей. Иногда задача дискуссии сводится к обсуждению

1 См Журавлев В И(юрия жизни бомжа//Судьбы людей Россия XX век М, 1996



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


способов решения конкретных проблем, выявляемых в ее ходе. По­нятно в этой связи, почему метод «фокус-группы» получил особенно широкое распространение в прикладных маркетинговых исследова­ниях, в изучении покупательского спроса на те или иные товары, ре­акции на рекламу и т.д.

Обычно дискуссия записывается на видеокассету (если участники не возражают против этого) и затем тщательно анализируется. В ходе анализа имеет значение учет не только позиций и точек зрения участ­ников дискуссии, но и их поведения, лексики, интонаций, т.е. всего то­го, что поможет выявить смысл, который вкладывают в свои сужде­ния члены фокус-группы.

Успех этого метода зависит в значительной степени от подготов­ленности модератора к ведению дискуссии, наличия у него тщательно продуманной программы обсуждения заданной темы. Ведь сам про­цесс дискуссии, если он будет нормально развиваться, далеко не все­гда можно предсказать. Иногда его участникам захочется «уйти в сто­рону» от предложенной темы, поговорить о том, что интересует их больше, чем модератора. Искусство последнего и состоит в том, чтобы возвращать дискуссию в нужное русло, не раздражая участников фо­кус-группы «уводом» их от интересных поворотов обсуждения.

Заключая разговор о качественных стратегиях и методах социоло­гического исследования, нужно отметить акцент в каждом из них на изучение уникальности и неповторимости конкретных личностных ситуаций, специфики жизненного мира отдельных людей. Гуманис-тичность качественной социологии связывается прежде всего именно с этим обстоятельством. Социолог обращается к повседневному опы­ту человека, его взаимодействию с другими людьми, выраженному в словах, жестах, коммуникативных символах, высказываниях, повест­вовании о собственной жизни. Это дает основание социологу осмыс­ливать и интерпретировать конкретные формы социального бытия людей. В них исследователь может искать скрытый социальный смысл тех или иных действий, обобщая который он выходит на созда­ние мини-теорий.

Вообще, следует иметь в виду, что качественные стратегии и мето­ды применяются в рамках микросоциологии (ее иногда называют «фрагментарной» социологией), поскольку внимание исследователей концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий. Если в количественной социологии происходит восхождение от теорий к фактам, то в качественной — наоборот, от фактов к мини-теориям. Изучение одного или нескольких случаев, событий, биографий, исто­рий жизни позволяет социологу увидеть какие-то социальные смыс-








Date: 2015-09-24; view: 421; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию