| Введение(1час)
|
|
1.
| Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека.
|
|
| Раздел I. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека(8 часов).
|
|
2.
| Топография внутренних органов.
|
|
3.
| Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены.
Лабораторная работа № 1.
Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей. Либо электронной версии «Строение тканей».
|
|
4.
| Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр.
|
|
5.
| Химический состав клетки: вода, минеральные соли.
|
|
6.
| Химический состав клетки. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
|
|
7.
| Жизнедеятельность клеток. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях.
|
|
8.
| Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
|
|
9.
| Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
|
|
| Раздел II. Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем(3 часа)
|
|
10.
| Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин, их функции. Гипофиз. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны.
Демонстрации.
Женские портреты Рубенса с увеличенной щитовидной железой у их героинь вследствие недостатка йода в местности, где они жили.
|
|
11.
| Щитовидная железа и функции её гормонов. Болезни, при нарушении функции щитовидной железы: кретинизм, слизистый отёк, базедова болезнь и др. Меры профилактики заболеваний щитовидной железы в Республике Казахстане.
|
|
12.
| Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Сахарный диабет. Роль гормонов надпочечников, гипофиза, щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития.
|
|
| Раздел III. Нервная система (5 часов).
|
|
13.
| Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс. Возбуждение и торможение. Рефлекс и рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части нервной системы.
Лабораторная работа № 2.
Изучение коленного рефлекса.
|
|
14.
| Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Отходящие от спинного мозга нервы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.
|
|
15.
| Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга. 12 пар отходящих нервов. Отделы головного мозга их строение и функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария головного мозга.
Демонстрации.
Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный. Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция).
|
|
16.
| Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.
Лабораторная работа № 3.
Получение мигательного рефлекса и его торможение.
|
|
17.
| Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции.
Лабораторная работа № 4.
Штриховое раздражение кожи (наблюдается сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы).
|
|
| Раздел IV. Органы чувств - анализаторы(4 часа).
|
|
18.
| Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.
|
|
19.
| Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Зрительный центр. Близорукость и дальнозоркость их предупреждение. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Лабораторная работа № 5.
Определение остроты зрения. Выявление функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна.
|
|
20.
| Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение.
Лабораторная работа № 6.
Определение остроты слуха.
|
|
21.
| Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации.
Приёмы определения запаха неизвестных веществ.
|
|
| Раздел V. Опорно-двигательная система(6 часов).
|
|
22.
| Кости, мышцы, сухожилья – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов.
Демонстрации:
Самонаблюдения, выявляющие роль костей плечевого пояса в движении руки вверх и вращении лучевой кости вокруг локтевой при поворотах кисти ладонью вниз. Утомление при статической и динамической работе. Приёмы определения правильности осанки и наличия плоскостопия.
|
|
23.
| Состав и строение костей, их форма и функции. Рост трубчатых костей. Внутреннее строение кости. Красный и жёлтый костный мозг. Роль красного костного мозга в кроветворении.
Лабораторная работа № 7.
Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости.
|
|
24.
| Основные отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей, скелет конечностей. Отделы позвоночника. Особенности скелета человека.
Лабораторная работа № 8.
Определение гибкости позвоночника, место положения мышц и костей.
|
|
25.
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Демонстрации:
Наложение шины на предплечье и фиксация его подручными средствами. Модельный опыт: сравнение прочности двух одинаковых бумажных листов, один из которых свёрнут в трубку.
|
|
26.
| Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого организма. Работа мышц. Регуляция мышечных движений.
|
|
27.
| Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры.
Лабораторная работа № 9.
Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма.
|
|
| Раздел VI. Внутренняя среда организма(7 часов).
|
|
28.
| Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь. Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.
Лабораторная работа № 10.
Микроскопическое строение крови человека.
|
|
29.
| Роль тромбоцитов в свёртывании крови.
|
|
30.
| Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь.
|
|
31.
| Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления.
|
|
32.
| Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.
|
|
33.
| Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный. Профилактика СПИДа.
|
|
34.
| Группы крови и переливание крови.
|
|
| Раздел VII. Сердечно – сосудистая система(5 часов).
|
|
35.
| Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны.
Лабораторная работа № 11.
Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов.
|
|
36.
| Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Инфаркт миокарда. Пульс. Перераспределение крови в организме.
Демонстрация.
Измерение артериального давления с помощью сфигмоманометра и фонендоскопа; приёмы наложения закрутки.
Лабораторная работа № 12.
Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний).
|
|
37.
| Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы.
|
|
38.
| Гуморальная регуляция. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно - сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.
|
|
39.
| Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях. Наложения жгута при травмах сосудов конечностей. Первая помощь при носовых кровотечениях.
|
|
| Раздел VIII. Дыхание(3 часа).
|
|
40.
| Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях.
Демонстрации.
Определение окружности грудной клетки при вдохе и выдохе.
|
|
41.
| Дыхательные движения и их регуляция. Дыхательный центр. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание.
Практическая работа
по оказанию первой помощи при остановке дыхания.
|
|
42.
| Болезни органов дыхания: грипп, туберкулёз лёгких – болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха – возбудитель туберкулёза. Рак лёгких. Гигиена дыхания.
|
|
| Раздел IX. Пищеварение(6 часов).
|
|
43.
| Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.
|
|
44.
| Значение пищеварения. Пищеварительная система: пищеварительный тракт, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник; пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочная железа, печень, кишечные железы).
|
|
45.
| Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Глоточные миндалины, их функция.
Демонстрация.
Челюстной аппарат на черепе.
Лабораторная работа № 13.
Действие слюны на вареный крахмал.
|
|
46.
| Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке под действием сока поджелудочной железы и желчи печени.
Демонстрация.
Опыт действия желудочного сока на белки.
|
|
47.
| Действие кишечного сока на пищу. Переваривание и всасывание пищи. Строение и функции ворсинки тонкой кишки. Роль толстого кишечника в пищеварении. Регуляция пищеварения. Питание и здоровье.
|
|
48.
| Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и другие, меры их профилактики. Профилактика глистных заболеваний. Пищевые отравления, меры первой помощи.
|
|
| Раздел X. Обмен веществ и превращение энергии(3 часа).
|
|
49.
| Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.
Лабораторная работа № 14.
Примерное определение энерготрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания, составление пищевых рационов.
|
|
50.
| Нормы питания и их связь с энерготратами организма. Основной и общий обмен. Энергоёмкость питательных веществ.
|
|
51.
| Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: куриная слепота, бери-бери, цинга, рахит и др. гиповитаминозы и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Демонстрации.
Витаминные препараты.
|
|
| Раздел XI. Выделение(2 часа).
|
|
52.
| Значение выделения. Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение почки. Нефроны. Образование мочи. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.
Демонстрации.
Строение почки млекопитающего (влажный препарат). Выявление органических веществ в природных источниках воды (путём обесцвечивания йода).
|
|
53.
| Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекция. Причины заболевания почек. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
Лабораторная работа № 15.
Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности.
|
|
| Раздел XII. Кожа и теплорегуляция(2 часа).
|
|
54.
| Барьерная роль кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.
Демонстрация.
Теплорегуляция на примере электрического утюга, снабжённого теплорегулятором с датчиком и контрольной лампочкой.
Лабораторная работа № 16.
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки.
|
|
55.
| Заболевания кожи. Грибковые заболевания. Чесоточный зудень – возбудитель чесотки. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание кожи. Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах, обморожениях Гигиена кожи и одежды.
|
|
| Раздел XIII. Индивидуальное развитие организма(4 часа).
|
|
56.
| Значение размножения. Строение и функции половых органов. Половые хромосомы. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Мужская половая система. Сперматогенез.
|
|
57.
| Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Планирование семьи. Охрана материнства и детства.
|
|
58.
| Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие плода. Роды. Развитие после рождения. Динамика роста и развития. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.
|
|
59.
| Наследственные и врожденные болезни. Болезни, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис, гонорея. Вредное влияние на организм курения, наркотиков, алкоголя. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни.
|
|
| Раздел XIV. Поведение и психика(7 часов).
|
|
60.
| Врождённые(безусловные рефлексы, инстинкты) и приобретенные формы поведения (условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность).
Закономерности работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Сон и его значение. Сновидения.
Демонстрации.
Безусловные рефлексы человека, выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления.
Тест на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления.
|
|
61.
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, её относительность.
|
|
62.
| Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Результаты её давления на природную среду. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.
|
|
63.
| Труд и культура - основные завоевания человечества. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.
|
|
64.
| Волевые процессы. Качества воли. Эмоции: эмоциональные реакции (смех, плач), эмоциональные состояния (настроение, стресс, депрессия), эмоциональные отношения (чувства), их зарождение, развитие, угасание, переключение.
|
|
65.
| Внимание: непроизвольное и произвольное. Колебание внимания. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания. Работоспособность: врабатываемость, стадия оптимальной работоспособности, стадия истощения. Режим дня.
|
|
66.
| Личность и её способности: становление личности, темперамент, характер, интересы, склонности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, агросфера.
|
|
67-68.
|
| 2 ч.
Резервное время
|