Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биология
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология
Класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№
| Наименование темы
| Кол-во часов
|
| Введение(1 час).
|
| 1.
| Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.
|
|
| Раздел I. Общее знакомство с растениями(3 часа).
|
| 2.
| Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
|
| 3.
| Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.
Лабораторная работа № 1.
Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.
|
| 4.
| Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Экскурсии:
1. «Мир растений вокруг нас».
2. «Осенние явления в жизни растений».
Практическая работа.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.
|
|
| Раздел II. Клеточное строение растений(5 часов).
|
| 5.
| Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности.
Лабораторная работы № 2.
Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
|
| 6.
| Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам.
Лабораторная работа № 3.
Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.
|
| 7.
| Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.
Лабораторная работа № 4.
Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
|
| 8.
| Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.
|
| 9.
| Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм.
|
|
| Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена(14 часов).
|
|
| Глава I. Семя (2 часа).
|
| 10.
| Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.
Лабораторная работа № 5.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.
|
| 11.
| Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян.
|
|
| Глава II. Корень (3 часа).
|
| 12.
| Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Лабораторная работа № 6.
Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).
|
| 13.
| Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.
Лабораторная работа № 7.
Определение зоны роста (растяжения) у корня.
|
| 14.
| Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.
Лабораторная работа № 8.
Видоизменение корней.
|
|
| Глава III. Побег(5 часов).
|
| 15.
| Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления.
Лабораторная работа № 9.
Строение вегетативных и цветочных почек.
|
| 16.
| Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа.
Лабораторная работа № 10.
Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе.
Лабораторная работа № 11.
Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев.
|
| 17.
| Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Лабораторная работа № 12.
Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.
|
| 18.
| Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов.
Лабораторная работа № 13.
Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.
|
| 19.
| Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Экскурсия:
1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
|
|
| Глава IV. Цветок, плод (4 часа).
|
| 20.
| Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Лабораторная работа № 14.
Рассмотрение строения цветка.
|
| 21.
| Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление).
Лабораторная работа № 15.
Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
|
| 22.
| Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
|
| 23.
| Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.
Экскурсия:
1. Мир растений на подоконнике.
|
|
| Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений(6 часов).
|
| 24.
| Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
|
| 25.
| Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
|
| 26.
| Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
|
| 27.
| Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
|
| 28.
| Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве.
Лабораторная работа № 16.
Черенкование комнатных растений.
|
| 29.
| Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
|
|
| Раздел V. Основные отделы царства растений(21 часов).
|
| 30.
| Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений.
|
|
| Глава V. Отдел Водоросли(2 часа).
|
| 31.
| Отделы водорослей.Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Лабораторная работа № 17.
Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных имногоклеточных водорослей.
|
| 32.
| Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
|
|
| Глава VI. Отдел Мохообразные(2 часа).
|
| 33.
| Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов.
Лабораторная работа №18.
Внешнее строение мхов.
Оформление результатов лабораторной работы.
|
| 34.
| Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений.
|
|
| Глава VII. Отдел Папоротникообразные(3 часа).
|
| 35.
| Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 19.
Внешнее строение папоротникообразных.
|
| 36.
| Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.
|
| 37.
| Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека.
|
|
| Глава VIII. Отдел Голосемянные растения(4 часа).
|
| 38.
| Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.
Лабораторная работа № 20.
Внешнее строение голосеменных.
|
| 39.
| Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной.
Лабораторная работа № 21.
Изучение строения шишек и семян хвойных растений.
|
| 40.
| Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
|
| 41.
| Охрана леса и хвойных лесов.
|
|
| Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения(9 часов).
|
| 42.
| Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
|
| 43.
| Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 22.
Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных.
|
| 44.
| Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 23.
Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных.
|
| 45.
| Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 24.
Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых.
|
| 46.
| Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 25.
Строение цветка и плода растений семейства Бобовых.
|
| 47.
| Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 26.
Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных.
|
| 48.
| Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 27.
Строение цветка и плода растений семейства Лилейных.
|
| 49.
| Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 28.
Строение цветка и плода растений семейства Луковых.
|
| 50.
| Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Лабораторная работа № 29.
Строение цветка и плода растений семейства Злаки.
Экскурсии:
1. Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы.
2. Весеннее пробуждение представителей Царства растений.
|
|
| Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле(3 часа).
|
| 51.
| Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции.
|
| 52.
| Происхождение и многообразие культурных растений.
Практическая работа №1.
Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
|
| 53.
| История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы.
Практическая работа № 2.
Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка.
|
|
| Раздел VII. Царство Вирусы(2 часа).
|
| 54.
| Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.
|
| 55.
| Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.
|
|
| Раздел VIII. Царство Бактерии(3 часа).
|
| 56.
| Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах.
Лабораторная работа № 30.
Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.
|
| 57.
| Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию.
Лабораторная работа № 31.
Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.
|
| 58.
| Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
|
|
| Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы(4 часа).
|
| 59.
| Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лабораторная работа № 32.
Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.
|
| 60.
| Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи.
Лабораторная работа № 33.
Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.
|
| 61.
| Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов.
Лабораторная работа № 34.
Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.
|
| 62.
| Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Лабораторная работа № 35.
Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников.
|
|
| Раздел Х. Природные сообщества(6 часов).
|
| 63.
| Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе.
Практическая работа 1.
Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.
|
| 64.
| Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе ярусность, взаимосвязи между растениями.
Практическая работа 2.
Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
|
| 65.
| Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов.
Практическая работа 3.
Работа на пришкольном опытном участке.
|
| 66.
| Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания.
Практическая работа 4.
Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.
|
| 67.
| Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества.
Экскурсия.
1. Жизнь растений в сообществе.
2. Лес (парк) как природное сообщество.
|
| 68.
| Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга.
Экскурсия.
3. Весна в жизни природного сообщества.
4. Жизнь растений в весенний период года.
|
| Задания на лето:
1.Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).
2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.
3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.
4. Подготовить гербарии сорных растений.
5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчевых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).
6. Вести наблюдения за цветением растений и образованием плодов, изменением листьев в летний период.
7. Вести наблюдения и производить уход за комнатными и декоративными растениями дома и на приусадебном участке. (Все изменения отмечать в дневнике наблюдений).
Биология
Класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№
| Наименование темы
| Кол-во часов
|
| Введение(1 час).
|
| 1.
| Зоология - наука о Царстве Животные. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Место и роль животных в природных сообществах. Охрана животного мира.
|
|
| Раздел I. Классификация животных (2 часа).
|
| 2.
| Основные систематические группы животных:
Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция. Значение классификации животных.
|
| 3.
| Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан.
|
|
| Раздел II. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные(4 часа).
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.
Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоёмах, почве и в организме человека и растений.
|
|
| Глава I. Корненожки (Саркодовые) (1 час).
|
| 4.
| Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, осморегуляция, размножение, инцистирование.
|
|
| Глава II. Жгутиконосцы (1 час).
|
| 5.
| Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.
|
|
| Глава III. Инфузории (2 часа).
|
| 6.
| Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупнорогатого скота.
Лабораторная работа № 1.
Рассмотрение простейших организмов в капельки воды из открытого водоёма или аквариума.
|
| 7.
| Болезнетворные простейшие: дизентерийная амёба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амёбой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.
|
|
| Раздел III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа).
|
|
| Глава IV. Тип Кишечнополостные (3 часа).
|
| 8.
| Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость.
|
| 9.
| Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток.
|
| 10.
| Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
|
|
| Глава V. Морские кишечнополостные (1 час).
|
| 11.
| Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
|
|
| Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви(9 часов).
Общая характеристика червей. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания.
|
|
| Глава VI. Плоские черви (3 часа).
|
| 12.
| Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение.
|
| 13.
| Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
|
| 14.
| Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.
|
|
| Глава VII. Круглые черви (3 часа).
|
| 15.
| Общая характеристика круглых червей. Аскариды и острицы, их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина.
|
| 16.
| Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
|
| 17.
| Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.
|
|
| Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа).
|
| 18.
| Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение.
Лабораторная работа № 2.
Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах червя.
|
| 19.
| Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие дождевых червей.
|
| 20.
| Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.
|
|
| Раздел V. Тип моллюски(3 часа).
|
|
| Глава IX. Класс Брюхоногие моллюски (1 час).
|
| 21.
| Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение.
Лабораторная работа № 3.
Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (или виноградной улитки) его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
|
|
| Глава X. Класс Двустворчатые(1 час).
|
| 22.
| Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
|
|
| Глава XI. Класс Головоногие моллюски(1 час).
|
| 23.
| Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
|
|
| Раздел VI. Тип Членистоногие(14 часов).
|
|
| Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа).
|
| 24.
| Общая характеристика Типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Общая характеристика класса.
|
| 25.
| Речной рак. Место обитания и образ жизни.
|
| 26.
| Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение.
|
| 27.
| Другие ракообразные. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
|
|
| Глава XIII. Класс Паукообразные(4 часа).
|
| 28.
| Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение.
|
| 29.
| Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах.
|
| 30.
| Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит.
|
| 31.
| Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека.
|
|
| Глава XIV. Класс Насекомые(6 часов).
|
| 32.
| Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда.
Лабораторная работа № 4.
Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы.
|
| 33.
| Размножение и развитие насекомых. Типы развития.
|
| 34.
| Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые.
|
| 35.
| Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.
Лабораторная работа № 5.
Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей.
|
| 36.
| Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
|
| 37.
| Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с вредителями насекомыми. Охрана насекомых.
|
|
| Раздел VII. Тип хордовые(28 часов).
|
|
| Подтип Бесчерепные(1 час).
|
| 38.
| Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение.
|
|
| Глава XV. Надкласс Рыбы(5 часов).
|
| 39.
| Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности внешнего строения костистой рыбы. Органы чувств.Внутреннее строение костистой рыбы. Плавательный пузырь и его значение.
Лабораторная работа № 6.
Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.
|
| 40.
| Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции.
|
| 41.
| Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы, их значение и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных.
|
| 42.
| Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
|
| 43.
| Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды. Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование. Аквариумное рыбоводство.
|
|
| Глава XVI. Класс Земноводные(3 часа).
|
| 44.
| Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
|
| 45.
| Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
|
|
| Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб.
|
|
| Глава XVII. Класс Пресмыкающихся(4 часа).
|
| 47.
| Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Лабораторная работа № 8.
Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
Экскурсия:
1.В краеведческий музей или зоопарк: «Разнообразие животных родного края».
|
| 48.
| Змеи, ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
|
| 49.
| Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
|
| 50.
| Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
|
|
| Глава XVIII. Класс Птицы(6 часов).
|
| 51.
| Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.
Лабораторная работа № 9.
Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам).
|
| 52.
| Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц.
Лабораторная работа № 10.
Изучение строения куриного яйца.
|
| 53.
| Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс.
|
| 54.
| Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания и образу жизни. Экологические группы птиц.
Экскурсия:
2. «Знакомство с птицами леса (парка, сквера, школьного сада)». Наблюдения за живыми птицами.
|
| 55.
| Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
|
| 56.
| Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком.
|
|
| Глава XIX. Класс Млекопитающие, или Звери(9 часов).
|
| 57.
| Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
Лабораторная работа № 11.
Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.
Примечание: (Лабораторные работы для выполнения, которых может не оказаться оборудования можно заменить демонстрационной или использовать электронную версию).
|
| 58.
| Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
|
| 59.
| Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих.
|
| 60.
| Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие.
|
| 61.
| Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
|
| 62.
| Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
|
| 63.
| Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоёмов, и их побережий. Живущие в почве.
|
| 64.
| Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков.
|
| 65.
| Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Экскурсия:
3.В краеведческий музей или зоопарк: «Домашние и дикие звери».
|
|
| Раздел VIII. Развитие животного мира на Земле(1 час).
|
| 66.
| Историческое развитие животного мира на Земле и его доказательства. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы.
|
|
| Раздел IX. Природные сообщества(1 час).
|
| 67.
| Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания.
Экскурсии:
4. «Жизнь природного сообщества весной».
5. «Весенние явления в водном природном сообществе».
|
|
| Заключение(1 час).
| | 68.
| Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
|
|
|