Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биология





ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология

Класс

(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)

 

Наименование темы Кол-во часов
  Введение(1 час).  
1. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане.  
  Раздел I. Общее знакомство с растениями(3 часа).  
2. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.  
3. Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.  
4. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Экскурсии: 1. «Мир растений вокруг нас». 2. «Осенние явления в жизни растений». Практическая работа. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.  
  Раздел II. Клеточное строение растений(5 часов).  
5. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. Лабораторная работы № 2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.  
6. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. Лабораторная работа № 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.  
7. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.  
8. Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.  
9. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм.  
  Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена(14 часов).  
  Глава I. Семя (2 часа).  
10. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Лабораторная работа № 5. Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.  
11. Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян.  
  Глава II. Корень (3 часа).  
12. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).  
13. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня.  
14. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Лабораторная работа № 8. Видоизменение корней.  
  Глава III. Побег(5 часов).  
15. Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления. Лабораторная работа № 9. Строение вегетативных и цветочных почек.  
16. Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Лабораторная работа № 11. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев.  
17. Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.  
18. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 13. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.  
19. Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время. Экскурсия: 1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.  
  Глава IV. Цветок, плод (4 часа).  
20. Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа № 14. Рассмотрение строения цветка.  
21. Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Лабораторная работа № 15. Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.  
22. Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.  
23. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия: 1. Мир растений на подоконнике.  
  Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений(6 часов).  
24. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.  
25. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.  
26. Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.  
27. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.  
28. Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. Лабораторная работа № 16. Черенкование комнатных растений.  
29. Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.  
  Раздел V. Основные отделы царства растений(21 часов).  
30. Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений.  
  Глава V. Отдел Водоросли(2 часа).  
31. Отделы водорослей.Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа № 17. Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных имногоклеточных водорослей.  
32. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.  
  Глава VI. Отдел Мохообразные(2 часа).  
33. Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Лабораторная работа №18. Внешнее строение мхов. Оформление результатов лабораторной работы.  
34. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений.  
  Глава VII. Отдел Папоротникообразные(3 часа).  
35. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 19. Внешнее строение папоротникообразных.  
36. Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека.  
37. Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека.  
  Глава VIII. Отдел Голосемянные растения(4 часа).  
38. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. Лабораторная работа № 20. Внешнее строение голосеменных.  
39. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной. Лабораторная работа № 21. Изучение строения шишек и семян хвойных растений.  
40. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.  
41. Охрана леса и хвойных лесов.  
  Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения(9 часов).  
42. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.  
43. Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 22. Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных.  
44. Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 23. Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных.  
45. Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 24. Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых.  
46. Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовых.  
47. Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 26. Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных.  
48. Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 27. Строение цветка и плода растений семейства Лилейных.  
49. Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 28. Строение цветка и плода растений семейства Луковых.  
50. Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки. Экскурсии: 1. Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы. 2. Весеннее пробуждение представителей Царства растений.  
  Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле(3 часа).  
51. Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции.  
52. Происхождение и многообразие культурных растений. Практическая работа №1. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.  
53. История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы. Практическая работа № 2. Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка.  
  Раздел VII. Царство Вирусы(2 часа).  
54. Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.  
55. Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.  
  Раздел VIII. Царство Бактерии(3 часа).  
56. Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.  
57. Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Лабораторная работа № 31. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.  
58. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).  
  Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы(4 часа).  
59. Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.  
60. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Лабораторная работа № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.  
61. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.  
62. Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Лабораторная работа № 35. Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников.  
  Раздел Х. Природные сообщества(6 часов).  
63. Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе. Практическая работа 1. Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.  
64. Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе ярусность, взаимосвязи между растениями. Практическая работа 2. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.  
65. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Практическая работа 3. Работа на пришкольном опытном участке.  
66. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Практическая работа 4. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.  
67. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Экскурсия. 1. Жизнь растений в сообществе. 2. Лес (парк) как природное сообщество.  
68. Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Экскурсия. 3. Весна в жизни природного сообщества. 4. Жизнь растений в весенний период года.  

Задания на лето:

1.Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).

2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.

3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.

4. Подготовить гербарии сорных растений.

5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчевых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).

6. Вести наблюдения за цветением растений и образованием плодов, изменением листьев в летний период.

7. Вести наблюдения и производить уход за комнатными и декоративными растениями дома и на приусадебном участке. (Все изменения отмечать в дневнике наблюдений).

Биология

Класс

(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)

 

Наименование темы Кол-во часов
  Введение(1 час).  
1. Зоология - наука о Царстве Животные. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Место и роль животных в природных сообществах. Охрана животного мира.  
  Раздел I. Классификация животных (2 часа).  
2. Основные систематические группы животных: Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция. Значение классификации животных.  
3. Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан.  
  Раздел II. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные(4 часа). Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоёмах, почве и в организме человека и растений.  
  Глава I. Корненожки (Саркодовые) (1 час).  
4. Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, осморегуляция, размножение, инцистирование.  
  Глава II. Жгутиконосцы (1 час).  
5. Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.  
  Глава III. Инфузории (2 часа).  
6. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупнорогатого скота. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение простейших организмов в капельки воды из открытого водоёма или аквариума.  
7. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амёба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амёбой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.  
  Раздел III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа).  
  Глава IV. Тип Кишечнополостные (3 часа).  
8. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость.  
9. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток.  
10. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.  
  Глава V. Морские кишечнополостные (1 час).  
11. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.  
  Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви(9 часов). Общая характеристика червей. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания.  
  Глава VI. Плоские черви (3 часа).  
12. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение.  
13. Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.  
14. Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.  
  Глава VII. Круглые черви (3 часа).  
15. Общая характеристика круглых червей. Аскариды и острицы, их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина.  
16. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.  
17. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.  
  Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа).  
18. Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Лабораторная работа № 2. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах червя.  
19. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие дождевых червей.  
20. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.  
  Раздел V. Тип моллюски(3 часа).  
  Глава IX. Класс Брюхоногие моллюски (1 час).  
21. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение. Лабораторная работа № 3. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (или виноградной улитки) его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.  
  Глава X. Класс Двустворчатые(1 час).  
22. Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.  
  Глава XI. Класс Головоногие моллюски(1 час).  
23. Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.  
  Раздел VI. Тип Членистоногие(14 часов).  
  Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа).  
24. Общая характеристика Типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Общая характеристика класса.  
25. Речной рак. Место обитания и образ жизни.  
26. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение.  
27. Другие ракообразные. Значение ракообразных в природе и жизни человека.  
  Глава XIII. Класс Паукообразные(4 часа).  
28. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение.  
29. Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах.  
30. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит.  
31. Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека.  
  Глава XIV. Класс Насекомые(6 часов).  
32. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Лабораторная работа № 4. Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы.  
33. Размножение и развитие насекомых. Типы развития.  
34. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые.  
35. Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Лабораторная работа № 5. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей.  
36. Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.  
37. Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с вредителями насекомыми. Охрана насекомых.  
  Раздел VII. Тип хордовые(28 часов).  
  Подтип Бесчерепные(1 час).  
38. Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение.  
  Глава XV. Надкласс Рыбы(5 часов).  
39. Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности внешнего строения костистой рыбы. Органы чувств.Внутреннее строение костистой рыбы. Плавательный пузырь и его значение. Лабораторная работа № 6. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.  
40. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции.  
41. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы, их значение и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных.  
42. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.  
43. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды. Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование. Аквариумное рыбоводство.  
  Глава XVI. Класс Земноводные(3 часа).  
44. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Лабораторная работа № 7. Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.  
45. Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.  
  Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб.  
  Глава XVII. Класс Пресмыкающихся(4 часа).  
47. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Лабораторная работа № 8. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Экскурсия: 1.В краеведческий музей или зоопарк: «Разнообразие животных родного края».  
48. Змеи, ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.  
49. Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.  
50. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.  
  Глава XVIII. Класс Птицы(6 часов).  
51. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Лабораторная работа № 9. Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам).  
52. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц. Лабораторная работа № 10. Изучение строения куриного яйца.  
53. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс.  
54. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания и образу жизни. Экологические группы птиц. Экскурсия: 2. «Знакомство с птицами леса (парка, сквера, школьного сада)». Наблюдения за живыми птицами.  
55. Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.  
56. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком.  
  Глава XIX. Класс Млекопитающие, или Звери(9 часов).  
57. Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Лабораторная работа № 11. Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам. Примечание: (Лабораторные работы для выполнения, которых может не оказаться оборудования можно заменить демонстрационной или использовать электронную версию).  
58. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.  
59. Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих.  
60. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие.  
61. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.  
62. Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.  
63. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоёмов, и их побережий. Живущие в почве.  
64. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков.  
65. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Экскурсия: 3.В краеведческий музей или зоопарк: «Домашние и дикие звери».  
  Раздел VIII. Развитие животного мира на Земле(1 час).  
66. Историческое развитие животного мира на Земле и его доказательства. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы.  
  Раздел IX. Природные сообщества(1 час).  
67. Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экскурсии: 4. «Жизнь природного сообщества весной». 5. «Весенние явления в водном природном сообществе».  
  Заключение(1 час).  
68. Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.  

Date: 2015-09-24; view: 694; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию