Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. 1. Изучая первый вопрос, определите причины и проявления глубокого социально-экономического кризиса





 

1. Изучая первый вопрос, определите причины и проявления глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказалась советская Россия после окончания Гражданской войны. Объясните,

· почему и как начался переход к нэпу;

· какие экономические и политические составляющие имел нэп;

· чем заключались противоречия этой политики и что вызвало ее свертывание.

Практическое задание. Дайте сравнительную характеристику политики «военного коммунизма» и новой экономической политики. Были ли в этих в них общие черты?

В 1925 г. XIV съезд ВКП(б) поставил задачу построения в СССР материально-технической базы социализма на основе индустриализации. Почему в середине 20-х гг. был взят курс на индустриализацию?

Обратите внимание на то, что индустриализация страны осуществлялась на основе выполнения пятилетних планов развития народного хозяйства. Первая пятилетка охватила период 1928–1932гг., вторая – 1933–1937 гг. В чем заключались особенности социалистической индустриализации, реализованной в СССР, и каковы ее результаты?

Форсированное строительство социализма в СССР означало коренное преобразование аграрной сферы – ликвидации частного крестьянского хозяйства на основе коллективизации. Курс на коллективизацию был определен в декабре 1927 г. на XV съезде ВКП (б) – «съезде коллективизации» как политика постепенная и долговременная.

· Что такое коллективизация?

· Как официальные власти объясняли необходимость ликвидации единоличного крестьянского хозяйства и создания крупного аграрного производства?

Однако с началом реализации планов первой пятилетки в конце 1920-х — начале 1930-х гг. вместо постепенных, финансово и технических обеспеченных преобразований началась форсированная коллективизация и был осуществлен переход к сплошной коллективизации в кратчайшие сроки.

· Почему при выполнении первых пятилетних планов понадобился переход к сплошной коллективизации?

· В чем заключалась трагедия колхозного строительства и раскулачивания?

В 1934 г. на XVII съезде ВКП (б) - «съезде победителей»- был сделан вывод в о создании в СССР материально-технического фундамента социализма.

· Каковы были результаты «большого скачка»?

· Какова социальная цена построения в СССР социализма к концу 30-х гг.

Практическое задание. Дайте характеристику стахановскому движению в СССР. Какое значение оно имело для выполнения первых пятилетних планов.

Проблемное задание

В 1931 г. И. В. Сталин заявил: «История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Великая Отечественная война началась ровно через десять лет. Нас не победили, хотя победа досталась слишком большой ценой. Значит ли это, что мы 50 — 100-летнее расстояние, как предрекал Сталин, «пробежали» за десять лет? Выскажите свои соображения по данной проблеме.

2. При изучении второго вопроса проследите эволюцию государственности в советской России, а затем в СССР в 20-е–30-е гг. Постарайтесь осветить следующие проблемы (приложения 34,35, 36):

· образование СССР. Что собой представляла советская федерация и как она сложилась?

· внутрипартийная борьба за власть и ее результаты.

Практическое задание. Подготовьте биографический материал о наиболее активных соперниках Сталина в политической борьбе - Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Н.И.Бухарин. Почему, на ваш взгляд, политические противники И.В.Сталина, имея первоначально, несомненно, больший вес и популярность в партии, неизменно оказывались побежденными в ходе внутрипартийной борьбы?

Проанализируйте складывание режима личной власти Сталина и культа его личности.

· Что представляла собой политическая структура советского государства? (приложение 37).

· Как вы думаете, было ли принятие Конституции 1936 г. попыткой демократизации советского общества?

· Какие задачи призван был решить репрессивный аппарат помимо подавления оппозиции правящему режиму?

Практическое задание. Выделите особенности сталинской модели тоталитаризма и роли культурной революции в ее формировании.


Для более глубокого осмысления второго вопроса обратите внимание:

· В каком состоянии была советская экономика после Великой Отечественной войны?

· Какие были приняты меры и задействованы силы для восстановления народного хозяйства?

Каковы причины возврата советской экономики к довоенной модели?

Как вы считаете, претерпел ли сталинский режим изменения после победы СССР в Великой Отечественной войне?

Подумайте,

· как изменилось общественное сознание советского общества в этот период?

· Какие цели преследовал сталинский режим, расширяя политические и идеологические репрессии?

· Каким образом укреплялось сталинское единовластие?

· Почему ставка была сделана на возвращение к репрессивной политике? (приложения 38,38,40).

3. Анализируя третий вопрос, рассмотрите проблемы развития советского общества после смерти Сталина.

Необходимо раскрыть значение понятия «оттепель», в чем она проявилась, каковы ее причины и последствия. Более подробно раскройте следующие проблемы:

· борьба за политическое руководство в стране и в партии после смерти И.В.Сталина;

· победа Н.С.Хрущева и ее последствия;

· десталинизация общественно-политической и партийной жизни;

· историческое значение ХХ съезда КПСС, попытки преодоления культа личности Сталина, реабилитация жертв сталинских репрессий.

Обратите внимание на изменения в экономической и социальной политике СССР в период «хрущевской оттепели»:

· экономические преобразования в промышленности и сельском хозяйстве;

· достижения в социальной сфере;

· научно-технические завоевания СССР;

· причины непоследовательности и малой эффективности реформаторской деятельности Н.С.Хрущева (приложение 44).

На XXII съезде КПСС (1962 г.) была принята новая партийная программа, ее цель — построение в СССР к 1980 г. коммунистического общества.

· Как вы думаете, была ли эта цель реальна? Обоснуйте ваш ответ.

· Как вы считаете, почему хрущевская «оттепель» была столь кратковременна?

· Как вы оцениваете роль Н.С.Хрущева в истории советского общества второй половины 50-х — начала 60-х гг.?

Практическое задание. Составьте историографическую справку о событиях октября 1964 г., приведших к отставке Н.С.Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Почему стало возможным отстранение от должности лидера КПСС?

4. При изучении четвертого вопроса, проанализируйте общественно-политические процессы 60-х–70-х гг., обратите внимание на следующие проблемы:

· причины смены политического курса после отставки Н.С.Хрущева и прихода нового руководства во главе с Л.И.Брежневым;

· состояние КПСС и советской системы государственного управления. Почему это время называют «попыткой возрождения сталинизма»?

В 70-е гг. была сформирована теория «развитого социализма» как «закономерного этапа на пути к коммунизму. Каковы причины появления этой теории и в чем ее суть?

Проанализируйте

· значение принятия новой Конституции СССР в 1977 г.;

· возникновение правозащитного движения;

· кризисные явления советской партийно-государственной системы конца 70-х–начала 80-х гг.

Практическое задание. Изучите биографию Л.И.Брежнева. Какие обстоятельства способствовали его приходу к власти СССР?

Выделите доминирующие тенденции социально-экономического развития Советского Союза во второй половине 60-х–70-е гг.:


· промышленное и аграрное развитие 60-х – 70-х гг. Какое значение имели хозяйственные реформы второй половины 60-х гг.? Почему советская экономика оказалась невосприимчива к научно-техническому прогрессу?

· как неэффективность промышленного и сельскохозяйственного производства сказалась на социальной сфере? (приложение 46).

Подумайте, почему в середине 80-х гг. советское общество оказалось в состоянии системного кризиса? Приведите конкретные факты его проявления. Часть материала, который поможет Вам ответить на поставленные вопросы, Вы найдете в таблицах 52, 53, 54, 55,56. (приложения).

Назовите пути, которые были определены во второй половине 1980-х гг. для реформирования советской политической системы и командно-административной экономики.

Практическое задание. Подготовьте биографические справки о М.С.Горбачеве и Б.Н.Ельцине. Какие личные качества этих лидеров оказали влияние на ход перестроечных процессов в СССР?

Подумайте над следующими проблемами:

· что включают в себя такие понятия, как «ускорение социально-экономического развития», «перестройка», «новое политическое мышление»?

· какое влияние оказали гласность, открытость информации, свобода прессы на изменение общественного сознания советских людей?

· каковы, по вашему мнению, причины провала «революции сверху» и попыток реформирования советской системы в «социализм с человеческим лицом»?

· какую роль сыграл М.С.Горбачев в перестроечных процессах?

· как на ситуацию внутри страны влияло противостояние федерального центра и союзных республик?

· почему была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации (12 июня 1990 г.)?

· какое значение для дальнейшего развития России имели такие события, как августовский путч 1991 г., прекращение деятельности КПСС, распад СССР, Беловежские соглашения? (приложения 48,49, 50).

Практическое задание. Составьте хронологическую схему руководителей советского государства.

Проблемные задания:

1. В декабре 1922 г. тяжелобольной В.И.Ленин продиктовал несколько писем и статей, вошедших в историю как «политическое завещание Ленина». В «Письме к съезду» говорилось: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.


…Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более Внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение».

Насколько оправдались предостережения Ленина? Почему соратники Ленина не учли предложение вождя, и Сталин остался на посту Генерального секретаря ЦК РКП (б)?

 

2. Конституция СССР (1936 г.)

«Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления…

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом…»

Почему ни одно из этих положений в СССР не соблюдалось?

 

3. Диссиденты (лат. dissidens - несогласный) - термин, который сначала западная, а затем и советская печать с середины 1970-х гг. применяла к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР. Само явление зародилось значительно раньше, в эпоху, непосредственно последовавшую за хрущевской «оттепелью», т. е. в 1964-1968 гг. В этот период значительная часть интеллигенции осознала расхождение между своими общественными идеалами, сформированными в основном историческим опытом и надеждами предыдущего десятилетия, и политическим курсом брежневского руководства.

Какую роль диссидентское (правозащитное) движение оказало на формирование общественного сознания советских людей в 1960- первой половине 1980-х гг.?

4. Во время правления М.С. Горбачева имели место крупнейшие события, которые, похоже, он даже не мог предвидеть. Он не добивался разгона КПСС, а она перестала существовать, он не хотел разрыва со странами Восточной Европы, а разрыв произошел, и уж он никак не замышлял стремительное отречение от президентства, а оно стало фактом и т. д. Подумайте, почему?

 

Вариант 2. Советское государство в системе международных отношений.

Важнейшим фактором международных отношений после окончания Первой мировой войны стало существование Советской России как принципиально новой общественно-политической системы, противостоящей остальному капиталистическому миру.

В области международных отношений политика Советского Союза в 1920-е — 1930-е гг. носила двойственный характер:

· с одной стороны, существовала необходимость налаживания делового сотрудничества с международным сообществом,

· с другой — неизменно декларировалась задача подготовки мировой пролетарской революции. С этой целью в марте 1919 г. был создан Коммунистический Интернационал, через структуры которого поддерживалось коммунистическое, рабочее, национально-освободительное движение и оказывалась помощь силам, осуществлявшим подрывную антиправительственную деятельность в капиталистических странах.

Превалирование классового принципа во внешней политике советской России в первой половине 20-х гг. затрудняло процесс дипломатического признания государства на международной арене. По мере того, как надежды на скорую мировую победу социализма не получили практического воплощения, на первый план выдвинулась задача обеспечения относительно нормальных, добрососедских отношений с «враждебным капиталистическим окружением». Советским Союзом предпринимались попытки включения страны в систему мировых хозяйственных связей, в чем, в свою очередь, были заинтересованы и западные государства, видевшие в СССР богатый источник природных ресурсов, а также имевшие в виду наличие здесь емкого внутреннего рынка. К тому же громадную по территории и населению страну нельзя было не учитывать по мере роста противоречий между капиталистическими странами, где все четче обозначалась линия противостояния между Великобританией и Францией, с одной стороны, и Германией, Италией и Японией — с другой.

С приходом в Германии в 1933 г. к власти национал-социалистов во главе с Гитлером, вынашивавших планы реванша и мирового господства, СССР изменил свои международные приоритеты и пошел на сближение с Англией, Францией и США на антигитлеровской и на антияпонской основе с целью создания системы коллективной безопасности в Европе и сохранении приобретенных сфер влияния на Дальнем Востоке. Однако, из-за расхождения реальных внешнеполитических целей и действий между СССР и западными странами, выработать эффективного механизма противостояния фашистской опасности не удалось. Уже в 1935 г. большинство членов Лиги наций начали проводить политику «умиротворения агрессора», т.е. стремились путем уступок, в т.ч. и территориальных, использовать Германию в качестве противовеса СССР

Мюнхенское соглашение англо-французского блока с фашистскими государствами (1938 г.) было на руку агрессорам: Германия ввела свои войска в Австрию, захватила Чехословакию (1939 г.); Италия развязала войну в Абиссинии; ускорила военные приготовления милитаристская Япония. Анализируя тревожную международную обстановку в конце 30-х гг., советскому правительству приходилось учитывать и то, что англо-французская политика «умиротворения» проводилась с явным расчетом направить агрессивные устремления фашистской Германии на Восток, против Советского Союза.

В этих условиях советское руководство пошло на кардинальное изменение своего внешнеполитического курса. Были расширены дипломатические контакты с Германией и активизированы переговоры двух стран по экономическим и политическим вопросам. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет, которому сопутствовало секретное приложение — протокол о разделе сфер интересов Германии и СССР в Восточной Европе.

1 сентября 1939 г. Германия, напав на Польшу, развязала Вторую мировую войну. Советский Союз последовательно реализовывал достигнутые с Германией договоренности. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили в Польшу: к Советскому Союзу отошли земли Западной Украины и Западной Белоруссии, входившие в состав Польского государства по Рижскому договору 1921 г.

Августовский договор о ненападении был подкреплен договором «О дружбе и границе» между СССР и Германией (28 сентября 1939 г.). Вскоре последовала тяжелая зимняя советско-финляндская война (1939—1940 гг.), принесшая СССР большие военные потери Летом 1940 г. Латвия, Эстония и Литва вошли в состав СССР.

Военно-политические договоренности с Германией объективно позволил СССР отсрочить на несколько месяцев вступление в «большую войну», принять некоторые дополнительные меры по повышению боеготовности Рабоче-крестьянской Красной армии. Однако времени на это оставалось слишком мало. К тому же сближение с Германией, развязавшей мировую войну, нанесло большой морально-политический ущерб международному авторитету Советского Союза.

Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 г. с вероломного нападения Германии на СССР и продолжавшаяся до 9 мая 1945 г., стала тяжелейшим испытанием для всего советского народа. В соответствии с планом «Барбаросса» гитлеровское командование поставило задачу в ходе молниеносной войны уничтожить СССР как государство и создать «защитный барьер против азиатской России по общей линии «Волга–Архангельск». В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных периода:

· I период – оборонительный (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.) – военная катастрофа лета 1941 г., битва за Москву, военное поражение весны-лета 1942, оборона Сталинграда;

· II период – коренной перелом (19 ноября 1942 г. – коней 1943 г.) – контрнаступление под Сталинградом, Курская битва, битва за Днепр – переход стратегической инициативы к Красной Армии;

· III период – завершающий (начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.) –окончательное освобождение территории СССР и стран Восточной Европы от фашистской оккупации, разгром гитлеровской Германии.

Самым трагическим периодом Великой Отечественной войны для Советского Союза стала военная катастрофа лета-осени 1941 г., когда за короткий срок (к декабрю 1941 г.) Красная Армия понесла огромные потери в живой силе (до 7 млн. человек убитыми, раненными, пленными) и технике (22 тыс. танков, 25 тыс. самолетов). Немецко-фашистские войска продвинулись вглубь советской территории на 800–1200 км, где проживало 40% населения, захватив Литву, Латвию, Белоруссию, часть Украины и Молдавии, окружив Ленинград и подойдя к Москве. Причины такой трагической ситуации заключались не только во внезапности нападения и огромном военном потенциале Германии, на которую работала вся Европа. Главное заключалось в трагических ошибках и преступных просчетах, допущенных советским партийным руководством и лично Сталиным в предвоенный период и первые недели войны, в глубокой дезорганизации командного состава Красной Армии вследствие репрессий 1937-1938 гг., в несоответствии советской военной доктрины современным методам ведения войны и т.д.

Вместе с тем, не смотря на трагическую ситуацию на фронте, за короткое время удалось перестроить систему государственного и военного управления, перевести народное хозяйство на военные рельсы, организовать партизанское движение в тылу врага, начать формирование антигитлеровской коалиции. Именно Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашистской Германией, заплатив за победу огромную цену – более 26 млн. погибших. Главной силой, обеспечившей победу над фашизмом, стал советский народ, его боевой и ратный подвиг.

Завершилась Вторая мировая война 2 сентября 1945 г. после поражения милитаристской Японии, в разгроме вооруженных сил которой с 8 августа 1945 г. принимал участие Советский Союз.

Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне имела всемирно-историческое значение. Главными итогами Второй мировой войны для СССР были:

· рост его международного авторитета;

· создание мировой системы социализма;

· превращение СССР в мировую державу.

Борьба с фашизмом привела к оформлению союза между СССР, США и Великобританией. Решения, принятые на Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференциях, носили общедемократический характер и заложили основы послевоенного мирного урегулирования. В апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась учредительная конференция Организации Объединенных Наций (ООН), где был принят Устав, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами. Однако уникальный шанс строительства прочного мира и интеграции СССР в мировое сообщество по объективным и субъективным причинам был упущен.

В результате поражения Германии и ее союзников геополитическая структура мира изменилась, превратившись в биполярную. В расстановке сил Запад–Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Западные державы вынуждены были признать доминирующее влияние СССР в Восточной Европе. Используя монополию на ядерное оружие, США и его союзники стремились «отбросить коммунизм», создав «санитарный пояс» вокруг советских границ и границ стран социалистического содружества из военных баз и боевых частей, вынашивались планы нанесения ядерных ударов по СССР и его союзникам. Период сотрудничества между государствами антигитлеровской коалиции сменился периодом «холодной войны» – конфронтации, гонки вооружения, жесткого политического, экономического, идеологического противостояния двух систем, «балансирования на гране войны»:

В сложившейся ситуации были созданы военно-политические блоки, направленные против СССР: в 1949 г. — НАТО (Североатлантический блок), в него вошло 10 западноевропейских государств, США и Канада; в том же году, нарушая все послевоенные соглашения, произошло объединение английской, американской и французской зон оккупации Германии в единое государство – ФРГ, которая также вошла в НАТО; в 1954 г. - СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии); в 1955 г. — СЕНТО (Организация Центрального договора).

СССР предпринял в ответ аналогичные действия. Ценой невероятных усилий в 1949 г. была создана советская атомная бомба. В 1955 г. сформировался Варшавский военно-политический договор, объединивший СССР и соцстраны Восточной Европы.

Мировое сообщество распалось на два лагеря: социалистический и империалистический, что определило на десятилетия всю мировую политику.

Раскол мира сказался и на экономических связях. Соединенные Штаты, стремясь упрочить свои ведущие позиции в Западной Европе, предложили «план Маршалла», сутью которого являлось восстановление разрушенной экономики европейских стран. Предоставляя крупные кредиты и займы на покупку американских товаров, вырученные деньги не вывозились из стран, а вкладывались в строительство новых и восстановление старых предприятий. Политическим условием реконструкции экономики Европы под контролем США было удаление из правительств западноевропейских государств представителей коммунистических партий, авторитет которых значительно возрос за годы второй мировой войны.

«План Маршалла» предусматривал также отрыв восточноевропейских стран от СССР при помощи экономических рычагов. Реакция СССР на это последовала немедленно: в 1949 г. был образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) Фактически сложились два мировых рынка, изолированных друг от друга.

Определенная модернизация советского внешнеполитического курса наступила в период хрущевской «оттепели». Ослабление международной напряженности выразилось в расширении контактов СССР с другими странами, в т.ч. и капиталистическими, на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Используя трибуну ООН, советские представители выступили с инициативами, касавшимися сокращения обычных вооружений и запрещения ядерного оружия. СССР в начале 1960-х гг. уменьшил свои военные расходы и численность вооруженных сил, ввел мораторий на испытания ядерного и водородного оружия.

Однако реальный отказ от политики «холодной войны» начал осуществляться лишь в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в., когда огромные запасы оружия массового поражения создали реальную угрозу безопасности всему человечеству, и дальнейшая гонка вооружений потеряла смысл.

70-е гг. ХХ столетия вошли в историю как время «разрядки международной напряженности»: были подписаны крупномасштабные соглашения между СССР и США по вопросам ограничения вооружений – договоры о противоракетной обороне и ограничении стратегических вооружений; соглашение о предотвращении ядерной войны; договор об ограничении подземных испытаний ядерного вооружения. В 1974 г. активизировались контакты на высшем уровне советского руководства с лидерами западноевропейских государств и США.

Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г. состоялось подписание договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией о признании незыблемости послевоенных границ. В 1971 г. было заключено четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину, тем самым был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.

В августе 1975 г. в Хельсинки, на Совещании глав правительств 33 европейских государств, США и Канады был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами, что явилось кульминацией разрядки.

Новое резкое обострение международной обстановки и возвращение к политике «холодной войны» связано с введением советских войск в Афганистан в 1979 г. Не только западные, но и другие страны мира восприняли такое решение как отказ от принципов разрядки и мирного сосуществования. В действиях СССР усмотрели угрозу своим интересам Китай, Иран, Пакистан. СССР оказался в международной изоляции. Президент США Р.Рейган выдвинул доктрину «ограниченной ядерной войны против СССР». Лидеры США заявили о необходимости создания системы космической противоракетной обороны (СОИ). Гонка вооружений набирала новый виток и грозила принять непредсказуемые масштабы.

Внешнеполитические действия СССР, переживавшего в начале 1980-х гг. глубокий кризис советской системы, часто оказывались малоэффективными, что свидетельствовало о падении международного авторитета страны.

В условиях начавшейся во второй половине 1980-х гг. «перестройки», внешнеполитический курс СССР претерпел качественные изменения. В основу советской внешней политики была положена концепция «нового политического мышления». Центральное место данная концепция отводила приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми интересами. Практические действия советского руководства во главе с М.С.Горбачевым строились на стремлении отказаться от идеи конфронтации в отношениях с ведущими странами Западной Европы и США и положить конец «холодной войне». Однако на практике внешняя политика СССР периода «перестройки» характеризовалась потерей влияния на социалистические страны и страны «третьего мира», отказом от обеспечения национальных интересов в международных делах.

Вопросы к теме VIII(2)

1.Международное положение СССР и важнейшие направления его внешней политики в 1920-е – 1930-е гг.

2.СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах (1939–1945 гг.)

3.Внешнеполитический курс СССР во второй половине 1940-х – начале 1990-х гг.: от «холодной войны» к политике «разрядки» и «новому политическому мышлению».

 

Методические указания:

1. В первом вопросе при изучении характера, сущности и основных направлений внешней политики советского государства в 1920-е — 1930-е гг. обратите внимание, что во многом советский внешнеполитический курс сохранил имперскую нацеленность в решении геополитических задач, которые преследовала царская Россия: борьба за новые территории и сферы влияния, укрепление лидирующего положения в международной политике. Однако претерпели изменение характер и методы ее проведения. Идеологизация внешней политики реализовывалась, с одной стороны, в следовании принципу пролетарского интернационализма и поддержке международного рабочего и коммунистического движения, с другой стороны — в обеспечении принципа мирного сосуществования с капиталистическими государствами, извлечении максимальной выгоды от сотрудничества с ними, с сохранением идеи мировой пролетарской революции.

Рассматривая проблемы международной политики СССР в 20-е — 30-е гг., выясните,

· какова была концепция мировой пролетарской революции и международные приоритеты большевистского правительства;

· что представляла собой теория и практика советской внешней политики в указанные годы;

· каковы были причины и цели создания III Коммунистического Интернационала (Коминтерна) и как он использовался для распространения идей и практики сталинского социализма;

· как складывались взаимоотношения СССР с капиталистическими странами;

· проследите эволюцию этой политики. (См. Приложения. Таблица 35).

Практическое задание. Подготовьте историческую справку о создании и деятельности III Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Какую роль играл Коминтерн в международной политике в 1920-1930-е гг. Почему Коминтерн был распущен в 1943 г.?

С 1933 г. внешнеполитический курс СССР претерпел значительные изменения.

· Почему СССР пересмотрел свои международные приоритеты и пошел на сближение с Англией, Францией и США?

· Когда сформировалась, и в чем состоял смысл политики коллективной безопасности в Европе?

· Какие усилия предпринимало советское руководство для ее практической реализации?

Вместе с тем, создать эффективную систему безопасности, способную остановить агрессивные намерения Германии, Италии и Японии, объединившихся в «Антикоминтерновский пакт» не удалось.

· В чем выражалась политика «умиротворения агрессора», проводимая западными державами?

· Почему Англия и Франция попустительствовали агрессивному курсу, проводимому Германией?

Рассмотрите причины резкого изменения внешнеполитического курса СССР в 1939 г. и раскройте объективное значение советско-германского пакта о ненападении и секретного протокола к нему.

Был ли оправдан, по вашему мнению, курс СССР на сближение с фашистской Германией?

 

2. При подготовке второго вопроса, проанализируйте внешнеполитические действия СССР после начала 1 сентября 1939 г.: ввод советских войск в восточную Польшу, советско-финляндская война, отношения с прибалтийскими государствами.

Назовите меры, предпринятые СССР в экономической, социальной, военно-организационной и военно-технической областях, в связи с ростом военной опасности в Европе. Почему третий пятилетний план (1938–1942) был назван планом «заводов-дублеров и легированной стали»?

Обратите внимание, что с началом Второй мировой войны, военные союзники Польши – Англия и Франция не предприняли никаких военных действий против Германии. Почему?

· Что представляла собой «странная война» в Европе?

· Как складывались отношения СССР и Германии?

· Назовите причины, по которым в декабре 1940 г. германский Генеральный штаб принял план молниеносной войны «Барбаросса» против СССР.

Следует определить основные этапы Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны (приложения 41, 42). Охарактеризуйте:

· ход военных действий в первые месяцы Великой Отечественной войны;

· объективные и субъективные причины военной катастрофы начального периода, обратив внимание на отставание СССР в военно-техническом оснащении армии, на просчеты в разработке и реализации военно-стратегических планов, ослабление боеготовности Красной Армии в результате предвоенных репрессий;

· перестройку государственных органов, экономики, военного управления в связи с началом войны;

· значение битвы под Москвой (сентябрь–декабрь 1941 г.);

· события весны-лета 1942 г. и начало Сталинградской битвы.

Изучая этап коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, необходимо проанализировать:

· факторы и события, которые определили этот перелом;

· важнейшие сражения на советско-германском фронте в 1943–1944 гг., их ключевые моменты;

· значение военных действий Красной Армии в Европе.

Осветите:

· события завершающего этапа Великой Отечественной войны: Берлинская операция, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии;

· Участие СССР в разгроме милитаристской Японии.

Говоря об итогах Великой Отечественной войны, необходимо подчеркнуть, что главный источник и главная сила достигнутой Великой Победы над фашизмом – это советский народ, его ратный и трудовой подвиг.

Проанализируйте:

· значение советско-германского фронта во Второй мировой войне;

· потери, которые понес СССР и другие участники войны;

· роль антигитлеровской коалиции в достижении победы над фашистской Германией и ее союзниками;

Практическое задание. Подготовьте хронологическую схему складывания антигитлеровской коалиции.

Подумайте, почему именно Советский Союз внес решающий вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне.

3. При изучении третьего вопроса изложите конкретные факты, которые привели к обострению отношений между СССР и США, социалистическим и капиталистическим лагерями после окончания Второй мировой войны.

Дайте определение понятию «холодная война». Часть материала для ответов на вопросы Вы найдете в таблицах 47, 51. Подумайте над такими проблемами:

· какое значение для послевоенного устройства мира имело образование ООН в 1945 г.;

· что означало для СССР признание за ней территориальных приобретений в Европе, на Дальнем Востоке, а также советское военное присутствие в этих регионах;

· что явилось причиной расхождения интересов государств антигитлеровской коалиции;

· что собой представляли «план Маршалла» и «доктрина Трумэна»;

· что произошло в мире с созданием таких блоков как НАТО и Варшавский договор;

· в чем выразилось военное, политическое, экономическое и идеологическое противостояние капиталистических и социалистических государств?

Обратите внимание на то, как и почему изменился внешнеполитический курс СССР в середине 1950-х гг. Изучая основные направления внешней политики СССР во второй половине 1950-первой половине 1970-х гг, подумайте над следующими проблемами:

· каковы причины и последствия либерализации внешнеполитического курса СССР на рубеже 50-х–60-х гг.;

· как влияли на международную обстановку такие события, как ввод советских войск в Венгрию (1956 г), Карибским кризис (1962 г.);

· что представляла собой политика «ограничения суверенитета» в отношении социалистических государств;

· какова была роль Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора;

· какую политику проводил Советский Союз в отношении развивающихся стран социалистической ориентации;

· как складывались отношения между СССР и высокоразвитыми западными странами.

Практическое задание. Подготовьте историческую справку о событиях «Пражской весны 1968 г.». Почему в Чехословакию были введены войска Варшавского договора? Какие международные последствия имели эти события?

В 1970-е годы внешняя политика СССР строилась в русле политики «разрядки международной напряженности»

· каково содержание и последствия проведения политики «разрядки»;

· какое значение имело Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки) для разработки новых принципов международных отношений;

· почему процесс «разрядки» оказался недолговечным;

· как ввод советских войск в Афганистан повлиял на международную обстановку и положение СССР в мире;

· какие последствия имела афганская война для внутриполитического состояния советского общества;

· что послужило причиной нового витка гонки вооружений в начале 1980-х г.

Практическое задание. Подготовьте историческую справку об Афганской войне 1979-1989 гг. Какие последствия имело участие Советского Союза в Афганской войне?

Во второй половине 80-х гг. внешняя политика СССР строилась на основе концепции «нового политического мышления». Что собой представляла эта концепция? Что было предпринято в этом направлении?

Учтите что, изменения в советской внешней политике имели далеко идущие последствия, связанные с разрушением мировой системы социализма, с утратой СССР статуса «мировой сверхдержавы», с неэффективностью отстаивания своих национально-государственных интересов в международных делах. Как вы считаете, почему это произошло? Обоснуйте свой ответ.

Дайте характеристику международному положению СССР на рубеже 80-х – 90-х гг. XX в.







Date: 2015-09-24; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.059 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию