Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестовоздвиженский собор на Кий-острове





( К 355–летию со дня постройки)

Строительство Крестного монастыря с 1656 года вели доверенные люди Никона под его не ослабнем контролем. В это время строится деревянная мощная крепость с храмом, над въездными воротами трапезная с храмом Михаила, кельи братии и амбары, возводится каменный Крестовоздвиженский собор. Этот собор был задуман Никоном как хранилище для главной святыни монастыря, привезенного из Палестины кипарисового креста, унизанного драгоценностями.

Архитектурный исследователь М.А. Ильин предполагает, что первый храм Крестного монастыря был деревянный (26.07.1657). Возведение каменного собора началось летом 1659 или 1660 года, в год приезда Никона на Кий–остров. По сведениям многих историков, ещё нет точной уверенности в дате освещения Крестовоздвиженского собора - 2 сентября 1661, по другим сведениям храм освещен 2 сентября 1660 года.

Кийостровский собор, сооруженный в честь Воздвижения Креста Господня, представлял собой традиционный для древнерусской архитектуры тип четырехстолпного соборного храма, издревле существовавшего в русских городах и монастырях в качестве центрального здания в ансамбле. Кубический объём с тремя высокими, полукруглыми восточными выступами –апсидами, выложен смешанной кладкой из тесаных известняковых блоков с включением местного валунного камня и кирпича. Центральная апсида с двумя оконными проемами несколько выше и шире боковых апсид, венчается главкой. Стены собора имеют необычный наклон к центру здания, это усиливает впечатление чрезвычайной устойчивости, монолитности объёма и вместе с тем его устремленности ввысь. Кладка Кийского собора из дикого природного камня вперемежку с большемерным кирпичом в верхней части и из белого известнякового камня – в нижней части членится вертикально на три прясла плоскими лопатками, утолщающимися к низу, словно контрфорсы, дающие впечатление ещё большей устойчивости храма, поставленного на естественный природный каменный фундамент широкий белокаменный природный карниз в виде валика украшает стены, апсиды и барабан главы.

С трех сторон Крестовоздвиженский собор имеет тесанные из камня перспективные порталы (архитектурно –оформленные входы). При северном портале устроена поздняя деревянная паперть с килевидным верхом. С запада к собору примыкает красивое парадное крыльцо.

Фасады двусветного четверика имеют скромный декор по сравнению с аналогичными постройками его времени. Крестовоздвиженский – несколько упрощён, декор его сосредоточен только на обрамлении окон и порталов. Большие по размерам окна второго света имеют простые наличники из колонок, соединенных вверху полуваликом архивольта. Точно по центру собора высится массивный восьмигранный, расчлененный лопатками барабан с восьмью высокими окнами, очевидно закрытыми позднее, увенчанными восьмигранной же главой. За своё более чем трехсотпятидесятилетнее существование кровли с барабаном претерпели ряд существенных изменений. Поздняя четырехскатная кровля заменила первоначальное завершение храма. Были растесаны окна, изменена форма покрытия купола, поэтому в среде исследователей возникли некоторые расхождения по форме и количеству глав на храме. Собор по одним источникам был пятиглавым, по другим –трехглавым. Боковые главы не сохранились, поэтому у исследователей относительно их и появились две версии. Характер пятиглавия трудно установить, т.к. не сохранилось описаний или графических изображений первоначального покрытия собора. Восьмигранная форма и чрезвычайно большой диаметр центральной главы также вызвал некоторые предложения о купольном или шатровом завершении барабана собора. Всё же многие исследователи утверждают, что собор был пятиглавым. После неоднократных пожаров их больше не восстанавливали, и сейчас собор имеет лишь одну главу, поставленную на массивный барабан, имеющий входной проем с внешней стороны, связанный с галереей, устроенной внутри барабана. К нему ведет узкая винтовая лестница, находящаяся в северо –западном углу. Ныне входной проем закрыт поздней четырехскатной кровлей.

Крестовоздвиженский собор и внутри кажется намного выше. Он активно развивается вверх благодаря устройству круглой галереи в барабане. Вид с галереи открывался великолепный, оттуда прежде всего хорошо виден крест мощевик, главная святыня храма. Он занимал место храмовой иконы в иконостасе. На сегодня отреставрирован Крестовоздвиженский собор, и здесь с 1994 года проходит богослужение.

Источник. А.И. Ульянов «Монастыри Онеги». - Онега, 2002 год.

А.И. Ульянов и Я.К. Пеннер «Сказ о славном острове Кий». -г. Онега, 2014 г.

Александр Ульянов.

 

Date: 2015-09-24; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию