Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право как фактор социального развития
Все реформаторские и революционные движения стремятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зрения право — это совокупность формализованных санкций, регулирующих поведение индивидов, деятельность институтов, целевых объединений и т. д. Эффективность действия права основана на сложном психологическом и социальном механизме, в котором элементы своеобразной магии соединяются с применением физической силы и физического принуждения[193]. Не вдаваясь сейчас в эти проблемы, займемся кратко некоторыми аспектами действия права как фактора социального развития. Подчеркнем, что право является фактором как развития, так и регресса, если оно эффективно тормозит реформы и не допускает изменений. Как фактор развития право функционирует тогда, когда становится защитником людей, поступающих нонконформистски, когда обеспечивает защиту изобретателям, новаторам во всех областях, глашатаям новых идеологий, когда оно обеспечивает им возможность выразить себя и создать новые ценности. Этот принцип, воплощенный в законодательстве, оказался могучим фактором прогресса[194]. Право обеспечивает также поддержку группам и индивидам, созидающим и планирующим новый порядок, особенно в тех обществах, где социальное, экономическое и культурное развитие направляется планом. Право обязывает все общество обеспечивать средства и содействовать этому плановому усилию. Право, следовательно, унифицирует и регулирует мобилизацию энергии и средств для достижения планируемого положения вещей. Без су- [222] ществования правовых форм такое плановое усилие было бы невозможно. Но это не означает., что достаточно провозгласить соответствующий закон, чтобы он автоматически привел к нужным результатам. Это не так, однако одних неформальных санкций недостаточно для руководства совместными усилиями таких больших общностей, как государство и нация[195]. Наконец, право является мощным фактором, регулирующим процессы изменений и не допускающим их дезорганизации. Устанавливая пределы терпимости для поведения, отклоняющегося от нормы, применяя репрессии по отношению к нежелательному поведению, право определяет рамки социальных процессов. Разумеется, право не действует само по себе, и когда институты, наблюдающие за соблюдением и нарушением предписаний права, сами подвергаются распаду, то и само право становится менее эффективным. Следует, однако, помнить, что право действует главным образом посредством того, что граждане государства обладают лишь идеей существования права и отдельные его предписания им неизвестны на 99%, а следовательно, даже тогда, когда институты, осуществляющие право, подвергаются дезорганизации, идея права продолжает свое воздействие. * * * Общие теории социального развития занимаются установлением законов развития, то есть установлением необходимых этапов, через которые должны проходить общества в своем развитии и которые вытекают из внутренних закономерностей исторического процесса. Общая теория развития — синтез и обобщение конкретных исследований социальных процессов развития, происходящих в группах и общностях, в микроструктурах и малых общностях. Общая теория развития занимается развитием глобального общества. Примером такой теории является теория исторического материализма[196]. В рамках такой общей теории возникает прежде всего вопрос о том, каково отношение индивидуальных моти- [223] ваций к процессу социального развития и какова роль индивидов в определении хода этого процесса. Некоторые теории XIX века именно в действиях и решениях выдающихся личностей видели главную силу, движущую общество вперед. С другой стороны, не было недостатка в аргументах, что-де изменения в технике производства, изменения в производственных отношениях совершаются потому, что индивиды испытывают определенные потребности, что они действуют согласно своему субъективному определению ситуации, а следовательно, что мотивации индивидов являются решающим фактором развития как микро-, так и макроструктур, малых групп и глобальных обществ. Однако такое понимание является слишком упрощенным. Рассматривая вопрос эмпирически, мы устанавливаем: в настоящий момент состояние польского общества является таким-то и таким-то. В нем существуют определенные отрасли промышленности, создающие определенные возможности работы, заработка, получения образования и т. д. Словом, это объективное состояние общества создает объективные рамки для человеческих действий и стремлений. Существует определенный оптимум возможностей в этих объективных рамках, за которые не может выйти ни один самый гениальный индивид. И никакое субъективное определение ситуации, сформулированное индивидом, не изменит этих объективных рамок. Очевидно, что в этих рамках действия индивидов дифференцированы и создают определенные микроположения вещей, которые суммируются, синтезируются, нарастают и постепенно преобразуют все общество. Но лишь преобразования и изменения этих объективных рамок создают большие возможности деятельности и позволяют достичь более высокого социального этапа. Date: 2015-09-22; view: 658; Нарушение авторских прав |