Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимопроникновение культур
Неравномерное развитие отдельных обществ — исторический факт, и мы не будем здесь заниматься его объяснением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене элементами культуры между различными обществами. В процессе диффузии из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы и комплексы, которые, будучи раз перенесены, вызывают дальнейший процесс развития. Иначе говоря, диффузия культур как бы сокращает естественный путь развития общества. Например, перенесение в Японию во второй половине XIX в. промышленной цивилизации из Западной Европы содействовало возникновению там в рамках существующего феодализма индустриального капиталистического общества без революции, свергающей этот строй, и без того долгого пути, который прошла Европа, прежде чем она создала науку и технику, позволяющую создавать машины и использовать их в промышленности. Взаимопроникновение культур совершается различными путями: через контакты между индивидами, в ходе которых перенимаются идеи, обычаи, книги, произведения искусства, новые научные, философские, художественные, технические течения[186], через контакты между институтами различного рода, через торговый обмен, через развитие средств коммуникации и транспорта. Изолированные общества, не поддерживающие контактов с другими, проявляют тенденцию к стабилизации, застою и окостенению. Типичным примером этого является Китай, который почти до половиныХIХ века, а точнее, до начала XX века не допускал в страну ни идей, ни товаров из других стран, задерживаясь в своем развитии и создавая государство окостеневших, устаревших институтов и социальной структуры. В процессе диффузии материальные элементы культуры переносятся обычно быстрее, чем нематериальные, равно как и быстрее воспринимаются второстепенные элементы культуры, менее связанные со структурой и социальной организацией воспринимающей их общности. Социалистические общества [212] принимают от капиталистических стран машины, но отвергают их идеологию; первобытные общества легче перенимали украшения и элементы одежды, чем орудия труда, которые изменили бы установленный, освященный обрядами ход выполнения работ. Существует, следовательно, определенный механизм сопротивления перениманию нового, обусловленный механизмами и внутренней связью системы институтов, механизмом контроля, принуждающего членов к конформизму, и сплоченностью социальной организации[187]; против новых элементов борются также те социальные силы, которые видят в них угрозу своим интересам, например все реакционные правительства борются с революционными идеями. Научное, техническое и художественное творчество всегда находится под контролем групп, в которых оно существует, поскольку его результаты могут создавать угрозу существующим структурам, институтам, иерархии должностей, системе власти, престижу индивидов, занимающих представительные посты, и т. д. Поэтому история науки, техники, литературы и искусства дает много примеров решительного сопротивления новым теориям (Коперник, Дарвин), техническим изобретениям (например, внедрение паровых машин в промышленность длилось несколько десятилетий), культурным течениям (например, романтическая поэзия в течение долгого периода встречалась издевательствами, равно как и некоторые течения в изобразительном искусстве были встречены негодованием и насмешками). Задача социологии знания, социологии науки и социологии искусства — исследование тех социальных условий, которые благоприятствуют творчеству и новаторству, способствуют развитию творчества в отдельных областях науки и техники, условий, определяющих отношение к ним, а также исследование влияния, какое они оказывают на всю совокупность процессов общественной жизни. Рассматривая выше проблему связи системы институтов и социального контроля, мы одновременно указывали, что слишком большая жесткость этой системы становится фактором окостенения и ослабления темпа со- [213] циальных изменений. Это особенно ярко проявляется в процессах перенимания технических изобретений, научных или других нововведений в любой области общественной жизни, где жесткость системы институтов может ограничить объем и интенсивность изобретательства или же объем культурной диффузии. Таким образом, институты, с одной стороны, являются фактором поддержания внутренней сплоченности, фактором, увеличивающим силу общества. Но в периоды быстрых социальных изменений при отсутствии достаточной эластичности и возможности приспособления к происходящим вне их изменениям они могут стремиться задержать изменения даже во вред глобальному обществу. В период быстрых социальных изменений, когда поддержание соответствующего темпа развития становится важной политической задачей общества, государства или отдельные целевые группы развивают специальные институты, имеющие целью содействовать развитию или облегчать проникновение культурных достижений из других групп. Это могут быть институты обмена, институты, осуществляющие переводы, организацию международных конференций или других форм сотрудничества вплоть до института разведки, стремящегося перенять и те открытия, которые отдельные государства или группы хотели бы скрыть как совершенно секретные. Date: 2015-09-22; view: 378; Нарушение авторских прав |