Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9 Самбо на ЗО язьках
Похожий на флейту дудук и небольшой барабан доли, звуки которых как бы аккомпанируют каждой схватке кавказских борцов, завели быструю темпераментную мелодию, и два смуглых черноволосых парня в чохах – своеобразных жилетах из прочной ткани, пританцовывая, прошлись по ковру в традиционной разминке перед единоборством. А потом они крепко ухватили друг друга за чохи, и прямо‑таки как из рога изобилия посыпались вдруг быстрые, как выстрел, подсечки, зацепы, отхваты, а каждый удачный бросок сопровождался громким гортанным выкриком… Схватка эта – по всем правилам древней грузинской национальной борьбы чидаоба – проходила отнюдь не на Кавказе и в добрых двух тысячах километров от Грузии – в зале рижского Дворца спорта «Даугава» на торжественном открытии первого в истории спорта чемпионата Европы по борьбе самбо в 1972 году. После грузин на ковер вышли невысокого роста раскосые крепыши в унтах, меховых штанах, но… голые по пояс. Именно так вот – с обнаженным торсом – прямо на снегу схватывались в своей национальной борьбе хапсагай парни далекой морозной Якутии. А вот уже, сбросив с себя вышитые куртки‑безрукав‑ки и хватив о землю высокой барашковой шапкой, сходятся в азартной схватке два молодых молдавских чабана. Эго трынта солнечной Молдавии со своими правилами и, конечно же, со своими техническими секретами, совсем непохожими на приемы других видов борьбы. Молдаван сменили казахские батыры в коротких национальных халатах, надетых только на одно плечо и подпоясанных матерчатыми поясами. Крепко взявшись за пояс соперника и наклонившись друг к другу, атлеты начали состязание в борьбе казахша‑курес, которая столетиями служила основным способом физического воспитания их предков. А потом снова вышли борцы в чохах, но это были уже не грузины, а армянские атлеты, показавшие темпераментную национальную борьбу кох, где победитель в случае красивого выигрыша по требованию зрителей и судей должен исполнить специальный танец почета. Вслед за ним и зрители увидели двух обнаженных по пояс богатырей в узких и коротких, чуть ниже коленей, кожаных брюках с поясом. Они вышли на середину ковра, подали друг другу руки и, не прерывая рукопожатия, столкнулись мощными плечами, потом еще раз. А после третьего, особенно сильного толчка отпрянули друг от друга и вступили в схватку. Таким старинным спортивным ритуалом начинают борьбу азербайджанские пехлеваны, которые в старину даже нашивали на колени кусочки зеркала в знак того, что не рискуют разбить их, так как никогда не коснутся земли даже коленом. И так, сменяя друг друга, яркие и красочные, один за другим проходили многие виды единоборства, бытующие у народов многонационального Советского Союза. Это была впечатляющая живая иллюстрация к тем видам национальной борьбы, которые принесли в арсенал самбо свои наилучшие приемы. Но вдруг это великолепное зрелище прерывается самым возмутительным образом: на арену Дворца спорта с ревом врывается ватага хулиганов с сигаретами в зубах. Напрасно перепуганный диктор пытается увещевать распоясавшихся юнцов, они расходятся пуще прежнего. Одетый в комбинезон рабочий из обслуживающего персонала направляется было к ним. Увы, унять хулиганов просто невозможно, они с кулаками набрасываются на рабочего. Но здесь происходит нечто совершенно неожиданное. Один из хулиганов летит вверх ногами на ковер. Рядом с ним падают еще двое, а четвертый вопит благим матом, попав на болевой прием… А потом «хулиганы» поднимаются с ковра и, улыбаясь, раскланиваются зрителям. Конечно же, это была всего лишь специально разыгранная сценка, показавшая чисто прикладные возможности самбо – самозащиты без оружия. Как уже говорилось, насчет происхождения этой увлекательной борьбы нет единого мнения. Но вот что касается интернациональной истории самбо, то здесь уж не существует никаких споров. Все ясно как день. И хотя, наверное, теперь уже немногие помнят об этом, но в качестве третьего официально признанного вида международной спортивной борьбы (наряду с вольной и классической) самбо родилось на земле… Соединенных Штатов Америки, в небольшом городке Толидо. Именно там в июне 1966 года проходили заседания Международной любительской федерации борьбы (ФИЛА), выдавшей самбо международный паспорт. Но еще задолго до торжественного провозглашения открытия первого чемпионата Европы и даже до памятного заседания ФИЛА эта борьба уже начала проникать за пределы нашей страны. И сегодня, когда самбо уже функционирует как официально признанная международная спортивная борьба, разве можно не сказать о той терпеливой и систематической работе подлинных энтузиастов – советских тренеров и борцов, сумевших вопреки всем трудностям заинтересовать иностранных спортсменов своим любимым спортом. Первыми иностранцами, пришедшими в самбо, стали зарубежные студенты, обучавшиеся в советских вузах. Уезжая домой, они всегда увозили с собой огонек интереса к увлекательной советской борьбе. На Брюссельской всемирной выставке ЭКСПО‑58 демонстрация самбо вызвала огромный интерес у посетителей. Выезжали советские тренеры и в зарубежные страны для преподавания там самбо. Все это составляло ступени кропотливого и обширного труда, который в свое время многим представлялся совершенно бесперспективным, так как в мире уже полноправно царствовал иной вид борьбы в одежде – экзотическое японское дзюдо. Действительно, дзюдо невольно преграждало для самбо выход на широкую международную арену, и сама жизнь предопределила для двух этих довольно близких видов борьбы в одежде необходимость помериться силами. И вот в один из дней 1957 года у столичного стадиона «Динамо» можно было увидеть густую толпу любителей спорта, какая обычно собирается здесь в дни центральных футбольных матчей сезона. Но привлек их отнюдь не футбол, а, пожалуй, еще более интересное спортивное зрелище: самбо против дзюдо. В Москву приехала команда венгерских дзюдоистов, чтобы встретиться с советскими самбистами. Хозяева без труда разгромили зарубежных последователей японской борьбы, выиграв каяедую из 24 проведенных схваток. Тот же результат последовал и при ответном визите в Будапешт. А еще через два года самбисты повторили свой успех уже во встречах с дзюдоистами ГДР. Состязания проводились по компромиссным правилам в различных вариантах. В одних случаях обе стороны отказывались от приемов, запрещенных в одном из видов борьбы (самбисты – от болевых на ноги, а дзюдоисты – от удушений), в других эти приемы допускались, но ни в одном из этих вариантов дзюдоистам так и не удалось добиться успеха. Однако для того, чтобы продолжить это интереснейшее соперничество, самбистам пришлось надеть дзюдо‑истские кимоно и выйти на татами. Это произошло в преддверии Олимпийских игр в Токио, в программу которых, из уважения к хозяевам, был включен их национальный вид спорта. Советские самбисты решили не оставить без внимания олимпийского «новичка». Всего лишь за два года до Олимпиады состоялась их первая «прикидка». Борцы ЦСКА встретились со своими чехословацкими коллегами и одержали уверенную победу. Состязания проходили во Львове и остались почти неизвестными для широких кругов любителей спорта. Но вот когда вскоре после этого в Москву прибыла сильнейшая в Европе сборная команда Франции, тогда и разгорелись настоящие спортивные страсти. Судя по всему, гости не принимали всерьез предстоящую встречу. Действительно, что смогут противопоставить советские зеленые дебютанты им, неоднократным чемпионам континента в командном зачете?! И нужно было видеть изумление и смущение французов, когда новички, только что вступившие на татами, разгромили их со счетом 6:2. Что это, случайность? Но, словно отвечая на этот вопрос, вторая советская сборная выиграла в Киеве с тем же самым результатом. И только в следующей встрече, в столице Грузии, чемпионы континента сумели наконец изменить счет. Нет, выиграть они не смогли даже у третьего состава, а всего лишь отыграли одно очко. Результат был 5:3. Зарубежные спортивные журналы, еще вчера не знавшие о существовании подобного вида борьбы, наперебой печатали самые сумбурные прогнозы. Даже японцы заинтересовались тогда строптивыми новичками. По их приглашению наши борцы отправились в Страну восходящего солнца, где против них были выставлены достаточно опытные, хотя и не входившие в сборную страны дзюдоисты. Патриархи дзюдо еще никогда не проигрывали иностранцам, но в тот раз для того, чтобы одержать победу и сохранить престиж, усилий одних только спортсменов оказалось явно недостаточно, им потребовалась еще и существенная помощь со стороны местных судей. Произведенное впечатление, однако, оказалось очень сильным. И разве мог учившийся в Японии Ощепков предполагать, что его спортивные внуки – ученики его учеников – доставят столько беспокойства самим дзюдоистам Страны восходящего солнца? Но вышло именно так. Всерьез озабоченные успехами самбистов на татами в преддверии Олимпиады, японцы поспешили провести встречу с ними уже на самом высшем уровне. В Москву прибыли члены сборной олимпийской команды Японии. С большим трудом эти обладатели высоких «данов», степеней мастерства в дзюдо, сумели получить командную победу над нашими «новобранцами». Было очень показательно, что право выступать на олимпийском татами было предоставлено только тем японским спортсменам, которым в московском матче удалось выйти победителями. Несмотря на это почетное поражение наших борцов, самбистский сюрприз явился одной из самых громких предолимпийских сенсаций, которая дала возможность узнать о самбо во многих странах мира. «Оказывается, у русских есть свой боевой вид спорта», – с большим удивлением констатировала тогда одна из английских газет. Иностранные спортивные журналисты всеми силами пытались развеять «мрак таинственности», который якобы окружал неизвестную им доселе нашу борьбу. А ежегодник Федерации дзюдо США опубликовал статью с многозначительным заголовком: «Самбо – угроза, нависшая над дзюдо». Ее автор, дзюдоист высокого 5‑го дана и крупный специалист в дзюдо Донн Дрегер, писал так: «Дзюдо – прошедший этап для самбистов. Они очень быстро и просто освоили дзюдо. Я не хочу на этом подробно останавливаться, но вы должны знать, что самбисты после 4–6 месяцев подготовки могли успешно бороться с обладателями 4‑го дана (заметьте, что при этом они были ограничены непривычными для них правилами дзюдо)». Отличительной чертой, с которой столкнулись дзюдоисты на первых соревнованиях с самбистами, была особая устойчивость от бросков во всех направлениях, их феноменальный баланс. Попытки дзюдоистов провести броски в стойке и перевороты в партере разбивались о защиту самбистов. Эта устойчивость достигается специальной гимнастикой в результате того, что в самбо включаются элементы различных видов борьбы… Самбисты чувствуют себя как дома в борьбе лежа, но также неплохи и в стойке (включая броски и захваты). Самбисты хорошо используют выведение из равновесия, они используют любой промах противника для перевода его в партер. Они специализируются на удержаниях, но неумело делают перевороты, «оседлания», применяя приемы вольной борьбы. Они мастера проведения болевых приемов из всех положений, в том числе и из стойки. Дзюдоисты должны твердо усвоить, что болевые приемы могут начинаться в стойке, и самбисты часто используют такую технику (Тонэ был побежден болевым приемом за 57 секунд, несмотря на то, что объем его бицепса равен 67 сантиметрам)… Захваты самбистов часто ставят дзюдоистов в беспомощное положение своей силой и эффективностью. Судьи, не понимающие самбо, видят в этих захватах нарушение правил. К этому прежде всего относятся захваты пояса. Захват за пояс – это атакующий захват, используемый самбистами для атаки как наступающего, так и отступающего противника. В 1963 году, когда русские были в Токио, этот захват был вначале оставлен японскими судьями без внимания, его рассматривали как чисто оборонительный захват. Беруашвили захватил Секино этим способом и неожиданно бросил его с такой силой, что незадачливый японец приземлился вниз лицом. Судьи не разрешили больше Беруашвили производить такой захват, но это не смутило крепкого самбиста, который бросил подхватом под две ноги Сейно на татами и немедленно сделал ему удержание. Самбо – это вызов дзюдо. До сих пор дзюдо воображало о себе слишком много. Окружившись баррикадами традиций родины дзюдо, оно чувствовало себя более или менее в безопасности. Теперь в этом узком спортивном мире появилась новая форма борьбы, такая, как советское самбо, которое открывает неожиданный факт – дзюдо несовершенно, оно имеет множество болезней и, с точки зрения современного отношения к спортивным соревнованиям, требует внимательного исследования и изучения. Самбо овладевает Востоком и Европой. Это слово сейчас вызывает среди дзюдоистов внимание и уважение, поскольку удары, нанесенные самбо, были весьма чувствительны и потребовали пересмотра целого ряда позиций в дзюдо. Америка еще не встретилась с самбо, но это вопрос только времени. И тогда результаты будут весьма плачевными. Наши лучшие дзюдоисты будут легко разбиты советскими самбистами. Вы обсуждаете наши возможности на международной арене в «большие времена», но известно, что мы можем сделать в настоящее время, мы легкая добыча для советских самбистов. Я хочу закончить словами, недавно сказанными чемпионом мира по дзюдо Антоном Геезин‑ком: «Не позже чём через пять лет советские самбисты будут доминировать на коврах дзюдо». Прогнозы замечательного голландского спортсмена, восхищенного широкими возможностями нашего интернационального вида борьбы, в значительной степени оправдались, и немало наград получено вышедшими из самбо советскими спортсменами на самых крупных и ответственных состязаниях по дзюдо. Если когда‑то, на первых этапах своего существования, самбо использовало достижения японской борьбы, то теперь с лихвой возвращало ей старые долги, заметно влияя на ее правила и обогащая технику. В отчете с последнего чемпионата мира по дзюдо, проходившего в голландском городе Маастрихте, можно было прочитать: «Англичанин Н. Адамс продемонстрировал виртуозное владение болевыми‑приемами, используя Их комбинации с бросками из арсенала самбистов (передняя подножка с колена с переходом на перегибание локтя)». К этому можно добавить, что самбистские комбинации обеспечили англичанину золотую медаль в весовой категории до 78 килограммов. Появление весовых категорий в дзюдо тоже влияние его советского соперника – борьбы самбо. А когда у японских спортсменов, участвовавших в международном турнире по самбо, журналисты спросили, чем привлекает их этот вид единоборства и не отдают ли они ему предпочтение перед своей национальной борьбой дзюдо, они вежливо улыбнулись в ответ: – Нет. Дело вовсе не в предпочтении. Просто в самбо значительно богаче разработана техника борьбы на земле, и мы хотели бы ее изучить. Это был особенно симптоматичный факт: наш вид борьбы еще в 1965 году пустил корни в самой Японии – этой старой цитадели дзюдо. А сейчас там уже создана Всеяпонская федерация самбо. В то же время выход самбо на международную орбиту потребовал целого ряда лет и проходил постепенно. Очень много делалось нашими специалистами для приобщения к нему зарубежных спортсменов. Тот самый первый чемпионат Европы в рижском Дворце спорта «Даугава», с описания которого начинается эта глава, был объявлен открытым и привлек спортсменов не только европейских, но и азиатских стран. За победу боролись шестьдесят восемь атлетов пока еще только восьми государств: Болгарии, Великобритании, Ирана, Испании, Монголии, Советского Союза, Югославии и Японии. Броские, красочные афиши, которые можно было видеть в Риге в те дни, анонсировали участие в первенстве и борцов США, но американские спортсмены, давшие предварительное согласие на участие, прибыть на состязания так и не смогли. Премьера самбо на европейских подмостках выглядела впечатляюще и ярко. С большим и вполне заслуженным интересом встретили состязание рижские зрители. Им довелось увидеть немало увлекательных, острейших схваток. Чемпионат оказался удачным во всех отношениях: и в зрелищном, и в чисто практическом. В интересах более интенсивного развития самбо в зарубежных странах иностранным судьям, еще не имеющим большого опыта, была предоставлена возможность участия в судействе встреч чемпионата. Накануне же первенства там же, в Риге, был даже проведен судейский семинар, оснащенный по последнему слову техники. Экзамен у двадцати семи зарубежных и двадцати восьми советских судей принимала специально сконструированная машина, получившая восторженную оценку руководителей ФИЛА. А менее чем через год – в сентябре 1973 года – на стадионе «Фаррах» темпераментные тегеранские болельщики уже приветствовали участников первого чемпионата мира по этому увлекательному виду спорта. На первенстве было представлено уже 11 стран. Как и следовало ожидать, первыми снова, как и в Риге, оказались родоначальники самбо – советские спортсмены: девять из десяти членов советской команды поднялись в Тегеране на высшую ступень пьедестала почета, и только один ограничился вторым местом, пропустив вперед монгольского борца Чаранга. В последующие годы международное самбо все прочнее и прочнее становилось на ноги. Кроме первенств Европы и мира, стали проходить командные состязания на Кубок мира. А сами чемпионаты мира проводятся уже не только для взрослых спортсменов, но и для юниоров. Если на первых международных соревнованиях по самбо участвовало всего по нескольку иностранных борцов, то теперь о включении этой увлекательной борьбы в программу Олимпийских игр ходатайствуют уже тридцать стран с различных континентов, где она теперь с успехом культивируется. Интересно, что наметилась также закономерная тенденция и в области развития техники. В любом виде спорта периодически рождаются новые технические приемы, их комбинации и варианты. Но особенно присуще это такому «синтетическому» спорту, как самбо, объединившему опыт многих разновидностей борьбы. Тот интернациональный принцип, на котором основано самбо, позволяет спортсменам самых различных стран не только легко «входить» в этот вид спорта, но и применять там хорошо знакомые приемы их собственных национальных единоборств, ведь правила самбо допускают любые приемы, разумеется, не вредящие здоровью борцов. И вот теперь приход на самбистский ковер зарубежных атлетов, владеющих секретами своих национальных видов борьбы, показал, что развитие техники самбо отнюдь не закончилось. Что здесь еще таятся богатейшие возможности. Заявить о себе имеют потенциальную возможность представители любого из практикующихся ныне в мире национальных единоборств. Уже можно видеть интересные технико‑тактические приемы, смело перенесенные монгольскими спортсменами в самбо прямо из своей национальной борьбы ба‑рильды, знакомой каждому из них с детства. В манере лучших японских борцов без труда угадывался каллиграфический почерк родного им дзюдо: быстрое и легкое передвижение по ковру, специфика некоторых бросков, характер захватов. Иранские дебютанты своим неплохим выступлением на первом первенстве мира также были обязаны персидской национальной борьбе в одежде – чухе (момент схватки по этой борьбе был запечатлен даже на эмблеме Тегеранского чемпионата). Испанские энтузиасты самбо говорят, что им помогает знание национальной борьбы, издавна практикующейся на Канарских островах. Развитие интернациональной борьбы, рожденной в нашей стране, продолжается, и, почем знать, быть может, и тебе, мой читатель, тоже доведется принять участие в этом захватывающем, интересном деле…
Date: 2015-09-24; view: 287; Нарушение авторских прав |