Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Азбука самбо. Тема седьмая: «Броски: через спину и зацеп изнутри»





 

Тема седьмая: «Броски: через спину и зацеп изнутри»

 

По материалам третьей темы вы познакомились с низкой оборонительной стойкой. Эта стойка неплохо обеспечивает устойчивость. Поэтому ее даже можно успешно использовать в качестве защиты против целого ряда бросков: принял вовремя такую стойку, и атака соперника сорвана, бросок не удался. Но при всем этом оборонительная позиция имеет также и свои отрицательные стороны. Во‑первых, потому что она обрекает на пассивность. Прежде чем перейти в атаку, нужно непременно изменить положение своего тела на более удобное. Во‑вторых, устойчивость такой стойки вовсе не одинакова и заметно изменяется в зависимости от направления усилий соперника. Попросите вашего напарника принять фронтальную низкую стойку. Потяните его на себя, попробуйте толкнуть влево и вправо: он почти не сдвинется с места. Но затем неожиданно толкните от себя, и вы убедитесь, насколько неустойчивым окажется он в этом направлении (заднем). Но это еще не все. Несколько расставленные и согнутые в коленях ноги самбиста, находящегося в оборонительной позиции, очень удобно «зацепить» своими ногами изнутри, проводя тем самым соответствующие броски.

Таким образом, если присмотреться внимательно и вдумчиво, можно заметить, что оборонительная стойка не столь уже неуязвима, как это кажется на первый взгляд. Но как целесообразнее использовать подмеченные нами бреши этой позиции? А вот как. Соперника, ушедшего в оборонительную позицию, следует атаковать бросками заднего направления, стараясь в первую очередь зацепить его ноги изнутри своими ногами. С примером броска именно такого характера мы и, познакомимся на этом занятии. Называется он «зацеп изнутри».

Упражнение 1. Для того чтобы разучить первый вариант броска, вы в качестве исходного положения принимаете правостороннюю прямую стойку. Руки производят обычный для правосторонней позиции правый захват. Партнер, в свою очередь, отвечает вам таким же точно захватом, но находится в оборонительной фронтальной стойке.

Сделайте быстрый шаг правой ногой вперед так, чтобы ее ступня оказалась между ступнями партнера, возможно глубже «внедрившись» в его оборонительную позицию. Одновременно с этим шагом и используя его инерцию для увеличения силы своих движений, вы должны нарушить равновесие напарника назад влево, как бы пригвождая его левую пятку к земле, и в то же время «закрутить» его плечевой пояс справа налево. Для этого ваша левая рука тянет к себе по направлению к вашему левому плечу, а правая, почти выпрямляясь, сильно давит на левое плечо партнера вниз и назад. В результате такого маневра партнер оказывается развернутым правым плечом вперед, а его левое плечо отходит назад и опускается несколько вниз. Вес его тела перенесен на левую пятку. Сразу же после шага правой ногой, сохраняя давление руками, подшагните к ней левой ногой так, чтобы левая ступня встала позади нее возле правой пятки. Ставя левую ногу на землю, перенесите на нее вес тела, чтобы правая получила полную свободу действий.

Упражнение 2. Приступайте к его разучиванию только после того, как вполне овладеете достаточно сложным предыдущим упражнением. Настоящее упражнение представляет собой повторение предыдущего, но продолженное действиями, завершающими бросок. Перенеся вес тела на левую ногу, быстро пронесите свою согнутую в колене правую между ногами партнера и сильным взмахом назад по большой дуге как бы подрубите его левую ногу. Верхняя часть икры вашей ноги при этом ударяет сзади и чуть ниже его коленного сгиба (см. рис.). Одновременно с действиями правой ногой вы должны не только сохранить, но даже усилить давление на партнера обеими руками за счет наклона корпуса вперед, сгибаясь в пояснице. Под влиянием такого двойного воздействия диаметрально противоположного направления (левая, нога вырвана вперед, а корпус отклонен назад влево) партнер окажется брошенным на спину. В качестве самостраховки партнер должен выполнить падение назад. Вы, со своей стороны, страхуете напарника во время проведения броска следующим образом. Прежде всего, вынося правую ногу и зацепляя ею ногу партнера, вы следите за тем, чтобы случайно не ударить его в пах. А в момент его падения должны стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть на партнера. Для этого может оказаться необходимым подпрыгнуть вперед на левой опорной ноге, следя в то же время за. тем, чтобы не наступить на упавшего.

 

 

Упражнение 3. Второй вариант броска. Партнер во фронтальной оборонительной стойке, а вы в левосторонней прямой. Наклоняясь вперед и слегка сгибая колени, шагните левой ногой вперед, чтобы ее ступня оказалась носком вплотную к правому носку партнера. Вес тела перенесите на левую ногу, правая же подбивает левую ногу партнера, цепляя ее изнутри, как и в предыдущем упражнении. Вообще данный вариант броска в остальном выполняется так же, как и вышеописанный, за исключением следующего: левая рука тянет не на себя, а прямо вниз. Вы как бы зависаете на ней, делая шаг левой ногой. А правая, локоть которой резко поднимается вверх, сильно давит на левое плечо партнера вниз и назад. Не приостанавливая, но, наоборот, усиливая свое движение на партнера наклоном корпуса вперед (как бы наваливаясь на него грудью и подминая под себя), вы добавляете к усилию своих рук подбивающее движение правой ногой и бросаете партнера на спину.


Хорошо усвоив исполнение обоих вариантов броска как вправо, так и влево на несопротивляющемся и неподвижном партнере, начинайте тренировать бросок в движении. Партнер, наступая на вас, делает шаг вперед левой ногой, а вы немедленно цепляете ее своей правой изнутри и проводите бросок. В этом случае вам уже нет нужды шагать вперед, наоборот, может оказаться выгодным для сохранения нужной для броска дистанции перенести левую ногу по дуге назад, поставив ее позади правой.

Когда же напарник, отступая, сделает шаг назад правой и только начнет делать шаг назад левой ногой, атакуйте ее. Это положение очень выгодно для проведения зацепа изнутри, так как партнер сам двигается назад, и вам останется только усилить его движение рывком своих рук.

Помните, что наиболее распространенные ошибки при разучивании броска – это: 1. Неправильная или недостаточная тяга руками. 2. Неправильное действие правой ногой, если оно выполняется за счет сгибания ноги в колене. Нога партнера увлекается при этом вверх, в то время как тянуть ее следует на себя, назад. Под‑бивание ноги партнера должно исполняться за счет энергичного махового движения вашей ноги в бедренном, а вовсе не в коленном суставе, иначе это движение лишится всего своего эффекта.

Предметом этой темы явится также техника проведения одного из вариантов броска через спину.

Упражнение 1. Встаньте лицом к стене, касаясь ее (примерно на уровне плеч) ладонью полусогнутой правой руки. Сохраняйте неизменным положение правой ладони и начинайте медленно поворачиваться вокруг своей оси налево, переступая ногами и немного, приседая. В завершающей фазе упражнения вы оказываетесь повернутым левым боком к стене и касаетесь ее левой ягодицей. Ваша правая ладонь при этом по‑прежнему лежит на стене.

Проделывайте упражнение как в левую, так и в правую стороны. Поначалу в медленном темпе, но так, чтобы в конечной стадии каждый раз было, как говорят спортсмены, «ощущение растягивающейся мышцы». Однако ни в коем случае не доводите это ощущение до болевого. Только постепенно, терпеливо, изо дня в день увеличивайте амплитуду своих движений, а когда почувствуете, что можете прийти в нужное положение без всяких затруднений, переходите к следующему упражнению.

Упражнение 2. То же самое движение, что и в предыдущем упражнении, но ноги переступают при повороте уже не произвольно, а следующим образом. Одновременно с началом поворота корпуса и помогая ему, правая нога делает шаг влево вперед и становится на носок так, чтобы ее ступня была сильно развернута внутрь. Затем к ней подшагивает левая и становится так, чтобы левая и правая ступни находились неподалеку друг от друга носками в одну сторону. По времени постановка левой ноги на ковер должна совпадать с завершением поворота корпуса.


Упражнение 3. Выполняется в паре с партнером из положения правосторонней прямой стойки. То же самое «подкручивание», что и в предыдущем упражнении. Левая рука захватывает правый рукав напарника, а локтевой сгиб правой цепляет его под левую подмышку. В конечном положении партнер лежит, верхней частью груди на вашем правом боку, он как бы накручен на ваше туловище. Вам необходимо точно «прочувствовать» взаиморасположение с партнером так, чтобы в дальнейшем безошибочно воспроизводить его.

Упражнение 4. То же, что и в упражнении 3, но теперь, взяв партнера на спину, уже не останавливайтесь, как прежде, а слитно продолжайте движение и бросайте его, перекатив через свою спину. Ваша левая рука тянет за правый рукав партнера вниз, правая – толкает по дуге вверх, а затем вниз и немного влево, как бы стараясь догнать свою левую руку. При этом одновременный поворот вашего корпуса придает дополнительную силу движению рук. Тело партнера не только перекатывается через вашу спину, но еще и разворачивается в воздухе так, что он начинает падать на ковер спиной. Когда падение партнера определится, выпрямитесь, потянув его вверх за правый рукав и смягчая тем самым удар о ковер. Напарник же амортизирует свое падение, выполняя самостраховку в виде падения на левый бок.

После соответствующего выполнения всех упражнений основа броска, его учебный вариант, будет вами освоена, и останется только отработать «подходы» к этому броску, то есть действия, которые в реальной схватке на ковре позволят провести его неожиданно для противника, парализовав его сопротивление.

Подготовкой для изучаемого броска будет сбивание на носки или сбивание вправо вперед. В первом случае вы должны неожиданно рвануть партнера на себя и вверх с достаточной силой и резкостью так, чтобы его пятки оторвались от пола и он приподнялся бы на носки, слегка наклоняясь вперед. Во втором ваша левая рука тянет на себя вниз, а правая толкает от себя влево вверх. (В обоих случаях имеется в виду, что и вы и ваш напарник находитесь в правосторонней прямой стойке с обычным правым захватом.)

Сразу же после этого, не давая партнеру восстановить равновесие, вы делаете шаг правой ногой вперед влево, разворачивая ее носок влево, и начинаете «подкручиваться» под него, как описано выше. При этом ваша левая рука не прекращает тяги за правый рукав напарника, а правая одновременно с началом поворота вашего корпуса цепляет локтевым сгибом его левую подмышку (см. рис.).


 

 

Тренировку начинайте в очень медленном темпе, чтобы ясно представить характер и последовательность всех движений. Но в окончательном виде бросок через спину должен исполняться очень быстро, как бы в один темп. Одно движение без какой‑либо паузы переходит в другое как его естественное продолжение. Партнер сбит в нужном направлении, ваша левая рука продолжает тянуть его, удерживая в неустойчивом положении, а через какую‑то долю секунды к этому присоединяется еще усилие вашей правой руки и всего плечевого, пояса. Ваши последовательные действия при этом как бы сливаются в единое неразрывное движение. Тело напарника, смещенное вами в начале выполнения броска вперед и вверх (или вперед и вправо), неукоснительно продолжает двигаться примерно в том же направлении, получая все большее и большее ускорение.

Лучший момент для применения броска в схватке, – это когда соперник, наклонясь вперед, напирает на вас. Уловив это движение напарника, усильте его соответствующим сбиванием и резко проводите бросок. Учтите, однако, что, если партнер слишком энергично давит на вас, вам придется выполнять «подкручивание» с отходом назад. Здесь одновременно с началом поворота корпуса влево вы делаете шаг назад левой ногой, разворачивая ее носок наружу. А затем уже приставляете к ней правую. В остальном прием делается как обычно.

 

 

Глава 8 «За них отвечаю я»

 

О достоинствах самбо и как вида спорта, и как системы самозащиты известно уже давно и не только в нашей стране. Но вот о том, что те же самые самбистские приемы способны иметь замечательно благотворное воспитательное влияние – об этом и сегодня пишутся тре‑нерами‑энтузиастами новые и интереснейшие страницы. Пишутся набело в судьбе их многочисленных воспитанников, получивших завидную путевку в настоящую жизнь. И одним из первых таких тренеров, а точнее, педагогов‑энтузиастов, стал заслуженный мастер спорта СССР, многократный чемпион страны, чемпион Европы и мира Давид Рудман.

А началось все с того, что более десяти лет назад тогда еще мастер спорта между народно го класса Рудман и его семья, как и десятки тысяч других москвичей, получили новую квартиру. Давид стал жить в Беляево‑Бо‑городском – одном из новых районов столицы, застроенном многоэтажными современными зданиями.

Проходя по своей еще не благоустроенной в то время и даже не полностью застроенной улице, Давид частенько видел, как их называли, «парней из подворотни». Они явно томились от безделья и поэтому охотно шли на любую шалость, избавлявшую от обычной уличной скуки. Были среди них и просто по‑детски неуемные озорники, а были и такие, что имели за плечами пусть небольшие, но уже правонарушения, приводы и милицию. И всякий раз они вызывали у Рудмана не «благородное» возмущение и не абстрактное соболезнование, а желание помочь им найти правильные, прямые пути в жизни, постараться уберечь от неверных и кривых дорожек.

У Давида было что противопоставить сомнительному ореолу героев улицы – авторитет настоящего советского человека, выдающегося спортсмена и молодого ученого…

Еще 15‑летним худеньким, тщедушным пареньком пришел он в секцию самбо в своем родном Куйбышеве. Тогда, в 50‑е годы, в спортивной работе было еще немало непреодоленных трудностей, и для тренировок в распоряжении новичков‑подростков всегда оказывался всего лишь угол борцовского ковра. На его середине по праву господствовали спортсмены постарше и поопытнее. Там, на уголке, в ограниченном пространстве ковра, особенно не развернешься бороться в стойке, и Давид со своими товарищами постоянно возились, отрабатывая почти только лишь приемы борьбы лежа. Именно тогда, еще в ученические годы, родилась его самобытная манера борьбы, которую, имея в виду ее происхождение, Рудман остроумно окрестил «угловым стилем». Партер стал настоящим его царством еще с тех пор. Там он господствовал полностью и безраздельно, и редко кому удавалось уберечься от его неотразимых болевых приемов. Уже в 18 лет он. заслужил звание мастера спорта, и теперь его все чаще и чаще видели на большом ковре. Все хорошо знали его стиль ведения борьбы, но и это не спасало соперников от поражения. Все более крупные победы доставались ему. За сравнительно короткий срок молодой мастер ухитрился нанести поражения таким асам самбистского ковра, как многократные чемпионы СССР, прославленные техники Олег Степанов, Арон Боголюбов и Валерий Наталенко. И выигрыш у них был особенно почетным, потому что это была победа не грубой силы, а расчетливой умной тактики. В 1965 году Рудман завоевывает звание чемпиона страны, а затем повторяет этот свой успех еще пять раз.

Доводилось ему мериться силами и с зарубежными дзюдоистами, используя техническую близость этих двух родственных видов борьбы. В результате его соперничества с сильнейшими дзюдоистами мира в обширной коллекции спортивных наград Давида оказались еще две золотые медали с чемпионатов Европы и бронзовая с первенства мира. Именно после, этого в известном дзюдоистском журнале «Черный пояс» появилась фотография борющегося в партере Рудмана и похвальные слова о своеобразной и высокой технике «этого черноволосого советского борца».

Однако, увлеченно занимаясь спортом, Рудман все время продолжал учиться. С отличием окончил инже‑нерно‑строительный институт, поступил в аспирантуру и начал работать над диссертацией на сложную тему, название которой звучало весомо и не очень коротко: «Исследование некоторых задач устойчивости стержней методами теории вероятности».

И совсем не случайно избрали тогда товарищи Давида комсоргом сборной команды по самбо. Хотя у борцов нет той специфической необходимости в сыгранности, чувстве локтя, как у футболистов или баскетболистов, однако доброжелательные отношения в команде и товарищеская помощь друг другу очень много значат для психологической настроенности спортсменов, а в этой области чуткость и педагогический такт Давида были совершенно незаменимыми.

Вот кем был этот атлет, решивший противопоставить силу своего характера не только соперникам на сам‑бистском ковре, но еще и тому, что мы называем вредными влияниями улицы. Когда я спросил Рудмана, как он проводил в жизнь эти свои смелые планы, он с обычным своим юмором ответил небезызвестной цитатой: «Сначала было слово», и его очень живые, умные глаза, прищурившись, почти скрылись в набежавших веселых морщинках.

Да, сначала действительно было слово. И даже великое множество слов, которые, убеждая, необходимо было сказать ему самому и выслушать от тех, кто считал его затею не только пустой, но даже и небезопасной. «А вы подумали, что вы собираетесь делать? – говорили ему. – Кого вы хотите обучать приемам самбо? Это же обычные хулиганы. Они и без всякого обучения лихо кулаками орудуют, а после вашего курса наук так ноги за уши закрутят, что никакой институт Склифосовского не поможет!»

У Рудмана, однако, было достаточно мужества сказать скептикам: «За них отвечаю я». Он был абсолютно убежден, что перед захватывающе интересными делами будущего клуба, контуры которого уже рисовались в его голове, не устоят даже самые что ни на есть отпетые озорники. И пусть многие не понимали его тогда, не верили, откровенно побаивались слишком рискованного, как им казалось, педагогического эксперимента, главным было то, что в райкоме комсомола Давида отлично поняли и безоговорочно поддержали. Вот так клуб «Самбо‑70» получил путевку в жизнь. (Стоит добавить, что именно так называлась стенгазета сборной команды СССР, когда Рудман являлся ее комсоргом.)

Проходя по улице Островитянова, теперь еще издали можно было увидеть большие витринные окна клуба, затейливо разрисованные стилизованными фигурками борющихся самбистов. Эго место, несомненно, стало центром притяжения подростков не только окрестных улиц, но, пожалуй, всего прилегающего района. Да что там подростки, по правде сказать, даже взрослые нет‑нет да и остановятся у этих широких окон: уж очень занятные вещи можно увидеть там сквозь неплотно задернутые портьеры.

Клуб разместился в новом доме, в помещении нижнего этажа, предназначавшегося по проекту для магазина. В распоряжении «клубменов» оказались отличнейший просторный зал, несколько небольших комнат и обширный подвал, где удобно разместились раздевалки, душевая и другие подсобные помещения. Свой клуб ребята с гордостью назвали «Республикой самбо», и это действительно стала настоящая ребячья республика, жизнь которой бьет ключом. Все свои дела они решали сами. У «республики» было собственное «правительство»: избираемый ребятами «совет десяти комиссаров», который руководил повседневной, весьма многообразной деятельностью клуба.

«Самбо – это то, что связывает всех нас», – говорит Рудман. И в самом деле, какой подросток не мечтает стать сильным и смелым, превратиться в «настоящего мужчину». Занятия этой виртуозной борьбой позволили привлечь внимание мальчишек, заинтересовать их и в дальнейшем очень мощно влиять на формирование их характеров. Но одним только самбо дело тоже не ограничивалось: ведь интересы ребят отнюдь не замыкаются, да и не должны замыкаться лишь на спорте. В клубе работали различные кружки, группа филателистов и школа танцев, был создан свой джаз, проводились культпоходы в музеи, театры, регулярно устраивались вечера и различные забавные торжества вроде коронации «короля болевых приемов».

Все эти мероприятия – компетенция «комиссара культуры». Плоды деятельности его коллег‑комиссаров «по кино‑ и фотоинформации» и «по печати и просвещению» вы сразу же могли увидеть, едва войдя в нарядный вестибюль клуба, где вывешены привлекающие внимание. ребят занимательные стенгазеты и фотостенды, очень быстро откликавшиеся на все события клубной жизни. Стоит добавить, что к ведению первого из названных выше «комиссаров» отнесена еще работа по изготовлению кинограмм самбистских приемов, особенно новых, рожденных в стенах клуба (представьте себе, есть и такие!), а второго – строгая и систематическая проверка школьной успеваемости «клубменов» (именно это и именовалось «просвещением» в стенах клуба). Завели еще в клубе традицию отмечать дни рождения своих членов. За тем, чтобы такие именинные торжества проводились весело и изобретательно, следит специальный «комиссар знаменательных дат».

Не следует думать, однако, что клуб жил одними только этими увлекательными и праздничными делами. У ребят, конечно же, были свои будни и даже свои огорчения, с которыми, впрочем, они тоже справлялись самостоятельно и вполне успешно. Редко, но все же случалось так, что кто‑нибудь – как правило, из новичков – совершал проступок. И быть может, именно в решении подобных вопросов заключался ключевой момент всей воспитательной работы с подростками. С одной стороны – виновного нельзя не наказать, ведь это воспитательное воздействие не только и не столько на него самого, сколько на всех остальных членов клуба. Но с другой – просто‑напросто вытолкнуть из стен клуба пятна‑дцати‑шестнадцатилетнего нарушителя – это значило поставить его вне благотворного влияния клубного коллектива, предоставить «отверженного» в полное распоряжение улицы. Но даже и этих пресловутых педагогических Сциллу и Харибду Рудман обошел вполне удачно. В необходимых случаях «совет комиссаров» неукоснительно исключает нарушителей, но Давид при этом всегда делает так, что перед исключенными никогда не закрывается обратная дорога в клуб при условии, разумеется, их полного исправления. На это, как правило, требуется определенное время. Но не было такого случая, когда провинившийся подросток не пожелал бы вернуться в гостеприимные клубные стены, где происходит такое множество изумительно интересных вещей и где живут под девизом «Один за всех, а все за одного!». Именно так случилось, например, с неким юным курильщиком, который никак не хотел расстаться с этой скверной привычкой и продолжал курить втайне от товарищей. Но в клубе существовал непреложный закон: «Кто борется – тот не курит, а кто курит – тот не борется». Парню пришлось расстаться с клубом, а когда он по прошествии необходимого времени смог снова прийти туда, то был уже убежденным противником никотина.

В условиях такой высокопринципиальной, но доброжелательной, товарищеской атмосферы бывшие «несовершеннолетние правонарушители» и любые так называемые «трудновоспитуемые» не только избавлялись от своих былых замашек, но зачастую даже становились особенно деятельными и непреклонно требовательными руководителями клуба. Некоторых из них можно было видеть даже и в «совете комиссаров».

Всей душой отдаваясь работе с многочисленными воспитанниками клуба, его юными друзьями, Рудман все чаще задумывался над своим будущим. Он очень хорошо понимал, что именно работа с ребятами является его настоящим призванием. И какой бы престижной ни казалась ученая степень, он нашел в себе силы отказаться от защиты диссертации по своей строительной специальности, решив полностью переключиться на работу по воспитанию подрастающего поколения.

Воспитание подрастающего поколения… Старая как мир проблема далеко не всегда понимающих друг друга отцов и детей. Пожалуй, один из самых распространенных и наиболее болезненных случаев человеческой некоммуникабельности. Той самой трагичной некоммуникабельности, которая за последние годы стала столь выигрышной темой в произведениях модных западных писателей, драматургов, кинематографистов. Ну конечно же, оно действительно существует, причиняя немало бед, это злосчастное непонимание человека человеком, и кто из нас не испытывал его на собственном печальном опыте?

По, наверное, самой главной и самой интересной особенностью характера моего героя является то, что он отнюдь не склонен принимать на веру ни одного «ходячего» мнения. Давид Рудман относится к той почетной категории людей, которые предпочитают иметь обо всем свое собственное мнение. И он вовсе не испытывал горестной безысходности перед пресловутой человеческой некоммуникабельностью. Он был и остался убежденным, что эта проблема может быть вполне удовлетворительно разрешена точно так же, как и множество других проблем, казавшихся в свое время совершенно неразрешимыми.

Интересно отметить, что вся эта бурная и совсем не простая деятельность вовсе не помешала Рудману совершенствоваться в самбо. Именно тогда пришел к нему самый большой спортивный успех, хотя и исполнилось ему уже тридцать лет. Воспитанники начали было даже переживать за него: «Тратит на нас все свое время, тренироваться как следует некогда и вот уже два года подряд на первенствах Союза остается лишь с серебряной медалью». Но Давид вовсе не хотел быть для ребят этакой спортивной иконой, прославленным, но экс‑чемпионом, у которого все в далеком прошлом. Если хотите, то это тоже была воспитательная акция на собственном примере.

«Вы отнюдь мне не в тягость, и наша с вами совместная работа никак не может помешать успехам в большом спорте», – как бы доказывал он своим юным друзьям. И вот в 1973 году Рудман возвращает себе титул чемпиона СССР, а затем добивается еще большего успеха, несмотря на свой критический для спортсмена возраст. На тегеранском стадионе «Фаррах» он завоевал тогда звание чемпиона мира по борьбе самбо, затратив на это всего лишь две минуты чистого времени борьбы. Ровно столько потребовалось ему, чтобы одолеть всех своих пятерых соперников. Теперь уже заслуженный мастер спорта Рудман вполне мог бы повторить слова олимпийской чемпионки Эльвиры Озолиной, примерно в то же время после долгого перерыва с успехом возвратившейся в большой спорт: «В спорте нет ни старых, ни молодых. Есть только сильные и слабые…»

Казалось бы, все, что можно сделать для ребят, уже тогда было сделано. Но неуемный Рудман вовсе не склонен был так считать. Теперь он уже мечтал собрать своих ребят под одной школьной крышей. Известно, какой напряженной является современная школьная программа. Значит, избавив ребят от необходимости тратить время на раздельные поездки в клуб и школу, уже одним этим немало им поможешь. Но было здесь и еще множество важных проблем. Занимаясь в клубе, ребята волей‑неволей отрываются от школьного коллектива, а ведь там от них тоже ждут активного участия в общественной работе (снова время, а откуда его возьмешь?). Здесь же и контроль за успеваемостью «клубменов», необходимость контактировать с их школьными учителями. (Давид производит несложные вычисления и называет мне количество этих самых учителей – солидную трехзначную цифру. Попробуй здесь с каждым побеседовать хотя бы раз в месяц!)

Таковы были очередные заботы Давида. Впрочем, здесь я должен оговориться, непосредственно приведя слова моего героя: «Не пишите только, что Рудман один все сделал. Совсем наоборот: в одиночку Рудман ничего бы не мог добиться. Ведь нас же целый коллектив!»

Действительно, это так. Если начинал эту работу Давид по собственной инициативе и тогда еще в единственном числе, то уже на самых ранних этапах ее рядом с ним встали его коллеги и единомышленники. Поддержка районных организаций делалась все шире, ощутимее, и главная роль принадлежала, конечно, Черемушкинскому райкому КПСС. Незаурядную профессиональную смелость проявила заведующая районо Ж. М. Гаспарян, решив поддержать первый в стране эксперимент, в результате которого появилось два сопряженных учебных заведения, охвативших один и тот же контингент учащихся – уже знакомых нам с вами членом клуба «Самбо‑70». Это общеобразовательная средним школа № 76 продленного дня со спортивным уклоним, директором которой согласилась работать гимнастка в прошлом Г. Ф. Магницкая, и неразрывно связанная с первой детская спортивная школа № 2, которой руководит непосредственно Рудман.

Вы, наверное, думаете, что теперь он мог бы считать все свои планы реализованными? Я тоже думал так и так ошибался.

«То, что сделано, – это всего процентов шестьдесят от задуманного. Будем теперь работать над остальным», – говорит Давид.

 







Date: 2015-09-24; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию