Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода от эмоциональной зависимости





 

– Как‑то мы коснулись явления, которое западные психологи называют «диссоциация», то есть расщепление психики: когда нежеланные для восприятия эмоции и переживания прячутся вглубь, скрываясь в подсознании. Фактически они никуда не деваются и постоянно дают о себе знать в виде различных проявлений. Лучшим способом для освобождения от подобной зависимости является высвобождение накопленных эмоций путем их рассмотрения и осознания. Интересно, что и здесь буддистские учения опередили западный мир на несколько сотен лет. Тибетские учителя издавна предлагали своим ученикам высвобождать эмоции, относясь к ним без влечения или неприязни. В этом случае не возникало никакого отклика, и чувства растворялись подобно капле в океане, не создавая кармических следов. Подобные действия сильно притупляют силу импульса шаблонных реакций и, как следствие, практически не имеют последствий. Человек все больше и больше перестает отождествлять себя с эмоцией, освобождаясь от отстаивания своих эгоистичных интересов.

Еще одним приемом, с помощью которого тибетские учителя рекомендуют ослаблять двойственность восприятия, освобождаясь от эмоций, является замена негативного эмоционального отклика на нейтральный или позитивный. В момент появления чувства гнева или недовольства его возможно обратить в улыбку или сострадание. Это наилучшее противоядие. Конечно, подобная практика требует предельной осознанности, но ничего не дается сразу. Начав хоть иногда ловить поднимающийся внутри негатив и переводить его в противоположное русло, мы рано или поздно станем более цельными и любящими, а это состояние обязательно поспособствует появлению благоприятных событий в нашей жизни.

Вообще любые эмоциональные проявления в тибетских учениях принято считать следствием двух основных причин: неприязни и влечения. Просто и гениально. Действительно, только эти два чувства отвечают за любые отклики в нашем сознании. Любые их отпечатки остаются на нас до тех пор, пока мы не переживем данные чувства и не осознаем их. В буддизме существует такое понятие, как вместилище наших неприязней и влечений. Конечно, оно носит весьма условный характер. В реальности нет никакого места или области, где бы сохранялись наши шаблоны, привязанности, схемы восприятия и поведения. Термин «хранилище» («кунжи намше») используется только для образности. Интересно, что после умирания тела этот склад никуда не девается. Иначе это противоречило бы сущности бытия, ведь, как мы знаем, энергия не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда, а переходит из одного состояния в другое. Эмоции, мысли, не пережитые, не отработанные кармические следы – все это является утраченной энергией, которая должна быть компенсирована. До тех пор, пока компенсации не произошло, душа будет перерождаться, находя новые воплощения соответственно своим представлениям.

Только когда человек полностью очистится от дуализма и переживет накопленный ранее кармический багаж, не создавая при этом нового, он сможет избавиться от своего эмоционального хранилища (подсознания), вернее растворить его в себе. Потому что в расщеплении больше не будет смысла. Вот к чему в своем высшем проявлении стремится каждый из нас. Именно поэтому мы пытаемся как можно быстрее реализоваться в своих повседневных устремлениях, поняв, что в них по большому счету нет никакой необходимости. Однако принять это с чужих слов будет неправильно, так вы обманете сами себя. Только на личном опыте можно испытать истинность этих слов.

Раньше мы обсуждали тот факт, что все дневные переживания человек переносит в сновидение. Это обусловлено самой природой нашей психики и пребывания во сне. Пережитое в повседневной жизни неосознанное событие словно записывается на пленку, которая проявляется во сне. В буддизме считается (и с этим трудно не согласиться), что абсолютно любые ощущения и переживания управляются деятельностью кармы. Проявляются ее следы как наяву, так и во сне, ведь не важно, бодрствуем мы или спим, наша психика все равно остается при нас. Хранилище никуда не девается ни днем, ни ночью. Более того, во сне ему никто не мешает раскрывать в виде образов и символов заложенную ранее эмоциональную программу. Только пребывание в абсолютном осознании дает возможность избежать накопления кармы. Этому учит тибетская йога сновидений. Благодаря практике человек достигает состояния устойчивого присутствия в моменте, который он переживает. Данное действо сопровождается переживанием пустой светоносной природы ума, которая считается основой, заложенной в каждом из нас. Поэтому буддистские традиции не признают убийства в любом его проявлении, видя в каждом живом существе единое, ясное Вселенское начало.

Пока человек находит эмоциональные отклики в различных событиях, они постоянно въедаются в его ум: какие‑то сильнее, какие‑то слабее. Эти глубинные реакции проявляются в виде образов сновидения. Сновидящий подобен зрителю в кинотеатре, где крутят фильм, который он сам записал. Первая задача практики осознанных сновидений – понять, что сон (как и жизнь) только кинолента и реагировать на нее эмоционально бессмысленно.

Когда‑то в кинотеатре, – сделал отступление Дрейк, – я смотрел один фильм. Это было давно, в годы моей школьной юности. Кино было драматическим, полным душещипательных сцен. Я сидел в середине зала и случайно оглянулся назад. Картина, которая предстала передо мной, была потрясающей. Люди словно заколдованные, потеряв всяческую связь с реальностью, безотрывно смотрели на экран. Некоторые даже плакали. Удивительно, но по их щекам катились слезы от созерцания иллюзорных картинок, что мелькали в нескольких метрах перед ними. Я был так сбит с толку, что потом много лет не ходил в кино. Мне, еще почти ребенку, была непонятна суть моих переживаний, но даже от мысли о кинотеатре почему‑то становилось не по себе. Прошли годы, и причина сама собой проявилась. Глядя на этих потерявших осознание зрителей, я, вероятно, прочувствовал всю бессмысленность большинства действии и эмоций, совершаемых и испытываемых людьми. Понимание этого доставляло мне сильный душевный дискомфорт. Я почувствовал, что каждый день веду себя так же, как они. Переживаю о том, чего нет, боюсь того, чего бояться не стоит, волнуюсь о всякой ерунде, к чему‑то стремлюсь. – Винс улыбнулся. – Когда я немного повзрослел и нагрузил свой разум всевозможными заботами, я на какое‑то время забыл об этих мыслях. Однако, если ты хоть раз приоткрыл эту дверь, она уже никогда не закроется. Рано или поздно истинное восприятие найдет выход наружу. Так случилось и со мной, – снова улыбнулся Дрейк. – Историю про Бруклинский мост ты, я думаю, помнишь.

Однако продолжим говорить о тибетских традициях йоги сновидений. Сейчас мы подходим непосредственно к практике сновидений. Она поспособствует удалению семян кармы из нашего подсознания. Мы так же, как и наяву, позволяем событиям в снах саморазвиваться и произвольно исчезать, не проявляя по отношению к ним никакой реакции. Естественно, что это может происходить только при полном отсутствии двойственной системы восприятия как во сне, так и наяву. В итоге очищается наш разум и скрытые кармические процессы перестают существовать. После этого исчезают сновидения. Больше нет той кинопленки, на которую мы записываем свои фильмы, чтобы потом смотреть их. Зритель и фильм становятся единым целым и исчезают в ясности сознания.

Конечно, цель практики сновидений, представленной буддистскими традициями, не ограничивается обретением чего‑то благоприятного в далеком будущем или следующих жизнях, хотя это случится как само собой разумеющееся. Практикуя йогу сновидений, любой человек изменяет свою жизнь сейчас, перестав формировать предпосылки для негативных последствий и развивая сознание. Осознанность сновидений здесь не самоцель, а одновременно следствие духовного и психологического роста и помощник человеку на пути к этому.

Как мы уже выяснили, в буддизме жизнь, которую проживают в физической реальности все живые существа, называется сансарой. Она, в свою очередь, разделяется еще на шесть миров. Миры эти имеют свои названия, вероятно не слишком понятные современному западному человеку, однако я специально решил ничего не упускать и не менять. Получив информацию в первозданном виде, тебе легче будет осознать тот глубинный смысл, который кроется за мифическими образами, раскрывающими суть каждого из миров. В тибетских традициях они рассматриваются как своего рода эмоциональные переживания и действительно существующие реальности.

Мы знаем, что к определенным последствиям приводят определенные эмоции. В буддизме их разделяют на шесть основных типов, которые соответствуют мирам, в которых пребывают живые существа. Это неведение, гордость, алчность, ревность, гнев и блаженная рассеянность – состояние, в котором сознание совмещает в равных долях пять остальных эмоций. Этим состояниям соответствуют миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и обитателей ада. Хотя тебе сейчас это кажется полным бредом, я советую внимательнее прислушаться к данной информации, – сказал Дрейк, видя мою реакцию на свои слова. – В этих иносказаниях раскрывается сама основа сущности сновидений, физического бытия и нашего пребывания в нем.

Естественно, что нет никакого ада в буквальном понимании этого слова, но он, как и прочие миры, существует. Наше сознание устроено так, что ему гораздо легче воспринимать информацию, когда у него есть конкретные названия и характеристики. Поэтому, когда речь идет о каком‑то из миров, получивших в Тибете определенное обозначение, нам легче ориентироваться. Говоря, к примеру, что человек одержим миром полубогов, стоит понимать под этим не какое‑то воображаемое фантастическое состояние, а своего рода вид заблуждения, в которое попал человек, проявляя некоторые эмоции. Моментально осознавая их, мы не допустим развития негативной ситуации, понимая, что из этого будет следовать. Испытывая заблуждение, мы можем четко определить, какое состояние ему предшествовало, чтобы не допускать подобных проявлений впредь. Как известно, чтобы функция заработала, о ней нужно знать. Пребывание в неведении делает человека слепым и беспомощным. На примере из жизни это может выглядеть так. Допустим, у тебя болит голова. Если ты знаком с функцией, которая вызывает подобные ощущения, ты поймешь причину. Скорее всего, это вызвано неправильным питанием. В таком случае будут приняты соответствующие меры. Если ты глуп и не задумываешься о причинах, вызывающих боль (не знаешь об этой функции), ты выпьешь таблетку. В эмоциональном плане то же самое. Когда разум понимает, что происходит при каком‑либо эмоциональном отклике, к чему он приведет и что послужило ему предпосылкой, ему легче нейтрализовать проблему. Обычный же человек просто полагает, что все происходящее в его жизни – банальное стечение обстоятельств.

Сейчас разберемся с каждым из миров, описанных в буддизме. Это поможет нам наиболее полно осознать возникновение первопричин тех или иных ситуаций, которые потом найдут свое выражение в сновидениях.

 

Миры

 

– Начнем с мира ада. Коренной эмоцией, на которой основано его существование, является гнев. Обычно он не выражается напрямую, как правило, изменяя форму и превращаясь в неприязнь, напряженность, раздражительность и ненависть. Замечая в себе подобные настроения, осознанный человек моментально поймет, что это приведет к ссоре, конфликту или даже к войне (если подходить к проблеме глобально). Естественно, такая эмоция должна быть погашена. Здесь надо четко понимать суть этого слова. – сказал Дрейк, сделав паузу. – Я ни в коем случае не имею в виду подавление, ведь оно приводит к еще более серьезным негативным последствиям, чем даже слепое следование. Осознавая, что внутри нарастает эмоция, присущая миру ада, мы понимаем, что в прошлом, переживая подобную ситуацию, отреагировали таким образом, что спровоцировали ее новое проявление. Если сейчас продолжить в том же духе, в следующий раз мы еще глубже завязнем в подобном заблуждении. Когда не лечишь болезнь на ранней стадии, ее гораздо труднее одолеть потом.

Поддаваясь гневу или его измененным состояниям, человек пытается решить возникшую проблему. Однако этого никогда не происходит. Вражда и насилие еще никого не привели к положительным результатам. Это противоречит их сути. Хорошее притягивает хорошее, а плохое – только плохое.

Наилучшим способом одолеть эмоцию гнева – перевести ее в ту плоскость, с которой можно работать и добиться прекрасных результатов. Есть выражение «сменить гнев на милость». Это не пустой звук, а скорее мудрая рекомендация. Противопоставь негативу любовь, доброту и сострадание. Увидишь, что будет.

– Что? – спросил я.

– Гнев растворится, уйдет, – ответил Винс. – У него просто не будет источника пищи. Ты перекрываешь его теми чувствами, которые лишают эго возможности влиять на ситуацию. Гнев – неестественная, искусственная эмоция. А все неестественное стремится к самоуничтожению. В то время как любовь и спокойствие заложены в нас самой природой.

Я неспроста начал обсуждение именно с мира, который в буддизме зовется адом. Ведь в христианстве это понятие всем хорошо известно. Жаль, что оно используется в основном для запугивания верующих. Рассказы о кипящей смоле, в которой варятся грешники, и чертях с вилами вряд ли могут придать осознанности человеческому поведению. Они выглядят слишком фантастическими, чтобы с ними могли согласиться даже в Средневековье. Поэтому на Земле всегда не прекращаются войны. Если бы понятие ад рассматривалось, как жизненные условия, порожденные гневом, то пространство, куда неосознанный человек помещает себя, потакая низменным инстинктам, понимание абсурдности гнева пришло бы гораздо быстрее. Зная о природе негативной эмоции, можно ясно представить, к чему она приведет. Насколько же труднее (если вообще возможно) обрести свое истинное предназначение и реализоваться в нем, когда твой ум постоянно напряжен и враждебен! Не бойся ранить свое драгоценное эго, подставляя под удар другую щеку. Как сказал один мудрец: «Человека нельзя обидеть, он может только обидеться». Пусть лучше тебе кто‑то нагрубит, чем это сделаешь ты. Если тебя это задевает, значит, гнев еще живет внутри, и его необходимо устранить. Однако ни в коем случае не насилием или напряжением, а только любовью и состраданием.

Следующим из сансарных миров является мир голодных духов. Рассказывая ученикам об этом мире, тибетские учителя давали понять, что человек, пребывающий в нем, ненасытен и живет одними эмоциями. Его поведение порождает события (как в физической реальности, так и в сновидениях), в которых подобные чувства проявляются еще сильнее. Люди, заключенные в мир голодных духов, преисполнены алчности и жадности, которую они никогда не смогут удовлетворить. Это похоже на бесконечный голод при огромном количестве еды. Сколько не ешь, а хочется все больше и больше. Подобные заблуждения приводят к формированию среды и обстоятельств, в которых человек никогда не может достичь желаемого. Ему все мало. Таких примеров огромное количество. Мы постоянно видим проявление алчности и жадности разного рода. Интересно, когда эти чувства появляются у очень состоятельных людей. Обладая капиталом, которого хватит на десять следующих поколений, человек даже не задумывается, для чего он ему нужен, тратя силы и время на преумножение своего состояния. Каждый миг приближает нас к смерти, но материальные стороны бытия по‑прежнему стоят у нас на первом месте. Такой подход формирует обстоятельства, из которых все труднее выбраться на свободу. Эмоции мира голодных духов создают круговую поруку, которой нет конца. Так проходит жизнь за жизнью, рождение за рождением, но человек все стремится к призрачным идеалам вместо развития осознанности и тяги к духовному росту.

– Но ведь в деньгах нет ничего плохого, – заметил я.

– В них не просто нет ничего плохо, – согласился Дрейк. – Деньги – это очень даже хорошо. Однако, как мы уже говорили раньше, главное – ни сколько их у тебя, а как ты к ним относишься. Всегда нужно понимать, что финансы – лишь одна из сторон жизни. Деньги открывают возможности, но одновременно и бросают вызов. Чтобы их получить, необходимо что‑то предпринять, верно? Однако не стоит относиться к ресурсам как к цели. Это только вспомогательные средства, не более. Ты же не считаешь, скажем, обладание бензином самим по себе чем‑то крайне важным. Тебе известно, что это лишь вспомогательное средство, помогающее ездить на машине. Также и деньги. Можно быть очень богатым, но при этом достаточно гармоничным человеком, хотя это скорее исключение, чем правило. Тем не менее, как мы говорили раньше, чтобы понять, что не в деньгах счастье и что они, по сути, вообще не нужны для обретения душевного покоя, нужно иметь опыт обладания ими. Иначе откуда это будет известно? Поэтому и сказано в Библии: «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в Царство Божие». Если ты стремишься разбогатеть, сделай это поскорее, и ты поймешь, что это не цель, а промежуточный этап. Реализуй осознанно как можно больше своих желаний, и поймешь, что истинное просветление может прийти, когда денег вообще нет. Однако перепрыгнуть через голову не получится. Если ты не реализуешься в жизни в соответствии со своими насущными потребностями, тебе не удастся шагнуть на следующую ступень. Для этого я и завел этот разговор. Чем больше людей осознанно смогут осуществить свои истинные намерения, тем быстрее они осознают тщетность любых стремлений и придут к себе истинным.

Дальше идет мир животных. Главная эмоция этого мира – неведение. Она выражается в тупости, непонимании, рассеянности, неосознанности. Незнание сути самой природы человека приводит к тому, что в обществе пропагандируются ложные идеалы. Эталоном счастья почти во всем мире считается обладание работой, домом, семьей, детьми, друзьями, родственниками, материальными средствами и прочими временными благами. Подобная установка практически незыблема, потому что передается из поколения в поколение тысячи лет, от одних заключенных в неведение людей к другим. Однако даже наличие всех перечисленных выше атрибутов счастья не даст человеку покоя.

Неведение превращает человека в подобие животного. Он просто не знает о заключенных в нем возможностях, поэтому живет только для того, чтобы жить. Эти слова покажутся обидными многим людям. Дело в том, что внутри все они не удовлетворены своим существованием, стараясь не замечать или подавлять подобное недовольство какой‑то деятельностью или развлечениями. Этот мир не зря назван миром животных. Человек, не стремящийся обрести смысл жизни, становится животным. У него есть осознание, но нет осознанности. Олень понимает (соответственно своему восприятию), что происходит вокруг, но он не способен осознать себя в этом мире как оленя. Так и большинство из нас не способно воспринять себя как человека. Уверен, моим словами многие захотели бы возразить, однако все это правда. Не раскрывая всех своих возможностей (речь не идет о техническом прогрессе) или даже не стремясь к этому, человек превращается только в одно из звеньев пищевой цепочки. Стоит ли называться человеком, если твоя жизнь по существу ничем не отличается от жизни морской свинки, за тем лишь исключением, что окружающие людей декорации поярче. А так все то же самое. Поесть, попить, поспать, заняться сексом, размножиться, вырыть норку, умереть.

Я засмеялся, увидев в этом описании некую схожесть с собой и со всеми, кто меня окружал. Дрейк поддержал меня, согласно кивая головой:

– Быть человеком, но использовать свой потенциал только на животном уровне – то же что забивать компьютером гвозди. Это вполне может получиться, но гораздо логичнее направить аппарат на более продуктивную деятельность.

Представители мира животных окутаны неведением и находятся в постоянном страхе перед обстоятельствами. Они видят в происходящем только поверхностные результаты, не зная о сути их возникновения. Непонимание смысла вещей и событий приводит к новым страхам и ситуациям, которые их порождают.

Наилучшим средством по выходу из этого мира является познание себя как Вселенной, старание разобраться в закономерностях происходящего, стремление видеть во всем единство.

Теперь поговорим про то, что в буддизме называется мир людей.

Как думаешь, какая эмоция из тех, что я перечислил раньше, соответствует миру людей? Мы уже рассмотрели гнев, алчность и неведение. Остаются ревность, гордость и блаженная рассеянность.

– Полагаю, ревность – предположил я.

– Верно, – согласился Дрейк. – Следующая эмоция, рождающая заблуждения, связана с миром людей и называется ревностью. Это и неудивительно, ведь ее наличие указывает на проблемы с сердечной чакрой. У остальных живых существ подобных вопросов не возникает, но человек желает обладать предметом своих чувств. Отсюда и собственнические настроения по отношению к партнеру. Буддисты считают, что рождение в мире людей само по себе является огромной удачей. Они всегда сравнивают человека с черепахой, которая сидит на морском дне много лет и, всплывая на поверхность, попадает головой точно в спасательный круг, оторвавшийся от корабля. В общем, практически невероятное стечение обстоятельств. Однако, несмотря на такое везение, мало кто из людей стремится им воспользоваться, чтобы практиковать учения и хоть как‑то развиваться духовно.

Следом идет мир полубогов.

Главная эмоция этого мира – гордость. Она рождает чувство превосходства над другими. В основе любых войн всегда лежит гордость. Люди полагают, что вправе навязывать другим народам свою манеру поведения и систему представлений, считая, что они правы, а другие нет. В данном случае налицо отсутствие осознания временности любых явлений и событий, в том числе и самой жизни. В этом воплощении ты католик, в следующем – коммунист.

Гордость часто проявляется в злобе и нетерпимости к иному мнению. Говоря о человеке, рожденном или находящемся в мире полубогов, буддисты хотят указать на то, что человек этот богат и, возможно, наделен властью, но все время страдает от зависти. Что ж, всегда будет кто‑то богаче или влиятельнее. Присутствие в мире полубогов не дает насытиться тем, что имеешь, хотя этого более чем достаточно. Человека постоянно гложет мысль, что существует еще и мир богов, тех людей, у которых и власть, и возможности неограниченны.

Конечно, эти люди никакие не боги и не полубоги. Такие термины являются условностью, но хорошо отражают суть. Мы можем увидеть в жизни постоянные конфликты между теми, у кого есть власть, и теми, кто ее хочет получить. Отсюда становится ясно, как зарождаются войны между миром богов и полубогов.

Мир богов. Пребывание в этом мире сулит блаженную рассеянность. Боги живут в изобилии и обладают неограниченными возможностями. Часто это касается не только людей, но и целых государств. Людям из этого мира не к чему, по их мнению, стремиться. У них есть все материальные блага, и они бесцельно прожигают жизнь, предаваясь всяческим удовольствиям и наслаждениям. Мы знаем, что ничто не случайно и рождение или попадание в такую среду дается Вселенной за какие‑то заслуги. Это следует из закона сохранения энергии. Был, допустим, человек в прошлом воплощении добрым и отзывчивым, не роптал на судьбу, жил себе спокойно и другим помогал… Он создал энергетический след в виде благоприятной кармы и в этой жизни родился в роскоши. К сожалению, мало кто из таких людей задумывается о том, что подобные условия можно использовать для истинной реализации и духовного роста. Таким людям не надо думать о куске хлеба. Это дает массу свободного для развития времени, но оно не используется в нужных целях. Как правило, их затягивает круговорот абсурдных мероприятий, которым придается огромное значение и важность. Представители мира богов купаются в роскоши, их образ жизни ставится в пример другим как эталон успеха и образец для подражания. Отсюда и повальное стремление стать голливудской звездой или как‑то иначе выбиться в высший свет.

Однако энергия благоприятной кармы рано или поздно растрачивается, как и любая другая энергия, и человек из мира богов снова опускается в менее выгодные для развития условия.

На примере миров бытия, представленных в буддизме, можно наглядно продемонстрировать, как выглядит круг сансары. Любые знания об этом обогащают сознание, выводя его из состояния неведения.

 

Date: 2015-09-24; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию