Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические методы физического воспитания





 

Выделяют три основных специфических метода физического воспитания: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

Метод регламентированного упражнения предусматривает:

• твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

• по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

• создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

 

Соревновательный метод основан на использовании со­ревновательных нагрузок в тренировочном процессе. При этом желательно воспроизводить специфические условия соревнования на тренировках и принимать участие в дос­таточно большом количестве соревнований.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.



 

Игровой метод.Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Игровой метод основан на сочетании различных ситуаций и соответствующих самостоятельных действий занимающих­ся — игроков. Метод стимулирует проявление активности, двигательного творчества, ловкости — отличается эмоцио­нальностью и комплексным характером физической и ум­ственной деятельности. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

При всех достоинствах этого мето­да следует учитывать и его недостатки: невозможность до­зирования индивидуальных нагрузок дляразвития тех или иных качеств. Метод следует применять преимущественно в переходном периоде при восстановлении сил и в подгото­вительном периоде в сочетании с другими методами для развития координации движений и быстроты.

 

В рамках этих трех основных методов различают несколько других, в зависимости от интенсивности нагрузки и сочетания работы и отдыха.

 

Равномерный метод характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется по­стоянной в основной части тренировки. Равномерный ме­тод используется на протяжении всего тренировочного процесса в основном для втягивания организма в работу после соревнований и развития общей выносливости в под­готовительном периоде.



 

Переменный метод характеризуется изменением уров­ня интенсивности при выполнении непрерывной работы. Этот метод можно считать универсальным, так как он представляет широкие возможности для тренера и обучаемых, особенно при самостоятельных тренировках. Изменение на­грузки производят постепенно в соответствии с самочув­ствием тренирующегося. Здесь можно использовать «рва­ный» бег, «фартлек», т.е. переменные скорости при беге на длинные дистанции.

 

Контрольный метод связан с применением контрольных нормативов в тренировочном цикле для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейших тре­нировок. Контроль производится по общефизической и тех­нической подготовке.

 

Интервальный метод применяется длярешения спе­цифических задач, например, развития в короткий срок максимальных возможностей сердечно-сосудистой систе­мы. Метод заключается в многократном чередовании на­грузок самых высоких и низких по интенсивности с не­большим отдыхом после серии упражнений и повторени­ем этой серии.

 

Повторный метод заключается в повторных, обычно мак­симальных по интенсивности, нагрузках с отдыхом между ними. При этом объем нагрузок может быть различным.

 

Метод отягощения предусматривает выполнение упраж­нений с добавочной нагрузкой (отягощение грузом).

 

Метод выполнения упражнений до отказа характеризу­ется высоким уровнем нагрузки. При этом упражнение выполняется до предельного состояния, при котором вы­полнить упражнение уже практически невозможно.

 

Круговой метод заключается в выполнении специально подобранных комплексов упражнений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц и спортивных качеств. Круговой метод в тренировках должен быть пре­обладающим, так как дозволяет наиболее эффективно ис­пользовать преимущества каждого метода выполнения уп­ражнений в определенном сочетании. При этом методе тренировки чередуются с упражнениями, технические при­емы заменяются игрой. При правильно подобранном чере­довании упражнений достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает возможность увеличить объем тренировки.

 

Использование различных методов в учебно-тренировоч­ном процессе позволяет наиболее эффективно формировать умения и навыки и развивать все физические качества.

 

 


 

 


Рис. 1. Методы физического воспитания


Литература

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» принят от 4 декабря 2007 года.

2. Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики,2003г.-448 c.

4. Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры. - М.: 2004. - 464 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: ФиС,1991. - 543 с.

8. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное
пособие. /Под ред. Я.Н.Гулько./МГСУ, 1996.

 

 






Date: 2015-09-24; view: 3368; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию