Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Валерий Александрович Гаврилин(1939—1999) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985). В. А. Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде в семье учителей. Отец вскоре после рождения сына погиб на фронте (1942). Жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была репрессирована, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Т. Д. Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории Гаврилин занимался в аспирантуре. С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР. Проживал в Санкт-Петербурге по адресу ул. Пестеля, д. 12/22. Незадолго до 60-летия композитора его сердце, перенёсшее два тяжелых инфаркта, не выдержало: Валерий Александрович ушёл из жизни 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мосткахВолкова кладбища .Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошёл в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков». В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции. Как эстетика, так и стиль Валерия Гаврилина — пример неоромантических тенденций в русской музыке. Это проявлявлось прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утончённой разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдалённая связь с народными музыкальными представлениями, традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В. А. Гаврилина и А. Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В. П. Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В. Коростылёва) — образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетен с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти. В инструментальной музыке Валерия Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина — культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки. Литературное наследие Валерия Гаврилина — критические статьи, эссе, вступительные слова, выступления, интервью — раскрывает ещё одну грань его яркой личности. «Он писал и говорил о высокой миссии искусства — особенно музыки — в жизни народа, о композиторах (М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, Г. В. Свиридове), исполнителях (З. А. Долухановой, Е. А. Мравинском, С. Т. Рихтере), о поэтах и писателях (Н. М. Рубцове,В. М. Шукшине, В. П. Астафьеве), об актёрах, о фольклоре, о бардовской песне и современной эстраде, о музыкальном восприятии и музыкальном просвещении, о нравственности, экологии и о многом другом, писал всегда темпераментно и увлекательно, в яркой образной и доходчивой форме. Его статьи и эссе, выступления по радио и телевидению, интервью с ним отличаются глубиной мысли, четко сформулированной позицией и собственным блистательным литературным стилем». Сочинения: Балеты: Анюта, Дом у дороги, Подпоручик Ромашов, Женитьба Бальзаминова Оперы: Моряк и рябина (1968)Семейный альбом (1969)Пещное действо (1970) Произведения для музыкального театра: Так женился Копачи, музыкальная комедия в 1-м действии по пьесе Л.Таби Симфонические произведения: · Тараканище, симфоническая сюита (1963) · Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964) · Адажио для струнного оркестра (1964) и др. Камерно-вокальные произведения: · О любви, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. В. Шефнера (1958) · Сатиры, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. A. Григулиса (1959) · Немецкая тетрадь № 1, вок.цикл для голоса и ф-но на сл. Г. Гейне (1961) · Русская тетрадь, вок.цикл для голоса и ф-но на народные тексты (1964, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в 1965) · Марина на слова М.Цветаевой (1967) · Времена года вок. цикл для голоса и ф-но на народные слова и стихи С. Есенина (1969) · Пьяная неделя, вок.цикл для голоса и ф-но. Слова народные. · Три песни Офелии по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака (1971) · Немецкая тетрадь № 2, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. Г.Гейне (1972) · Вечерок, вок. цикл для 2-х голосов и ф-но. ч.1 «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973); ч.2 «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1975) · Немецкая тетрадь № 3, вок.цикл для квартета голосов и ф-но на сл. Г. Гейне (1976) — не реализована. · Город спит, на слова А. Шульгиной (1978) · Простите меня, на слова А. М. Володина (1983)[3] ] Вокально-симфонические произведения: · Скоморохи, действо для солиста, мужского хора, балета и симф.оркестра. Слова В.Коростылева (1967 г.) · Свадьба, действо для солистки, смешанного хора, балета и симфонического оркестра. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. (1978—1982) · Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982) · Пастух и пастушка, действо для солистов, большого хора, смешанного инструментального ансамбля. По В.Астафьеву (1983 г.), не осуществлено до конца. и др. Хоровые произведения (a cappella): · Люди мира (на слова С.Васильева) (1962) · Мы говорили об искусстве, кантата для смешанного хора a cappella на собственные слова (1963) · Памяти павших, хоровой цикл (1963) · Дон капитан, концертное рондо для смешанного хора, слова Р.Баранниковой (1969) · Припевки, для смешанного хора, слова народные (1972) Камерно инструментальные произведения: · Три струных квартета (1960, 1962, 1964) · Адажио в полифоническом стиле (1964) · Поэма для скрипки и ф-но (1963) · Соната для скрипки и ф-но (1964) · Соната для ф-но (1964) · Сочинения для ф-но в 2 руки (три тетради) · «Зарисовки» (цикл из 18-ти программных пьес) для ф-п в 4 руки (1970-е гг.) и др. Знакомство с песнями "бардов" вдохновило В. Гаврилина на создание вокально-инструментального цикла "Земля" на стихи поэтессы А. Шульгиной с гражданской тематикой (юноша ценой жизни спасает хлебное поле от огня). Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме "бит" в сопровождении эстрадного вокально - инструментального ансамбля. Одним из произведений этого цикла является «Мама». Это произведение о самом близком и дорогом человеке – маме. 1 куплет описывает маму внешне: «Руки усталые тихо опущены, волосы русые в узел завязаны». 2 куплет – это воспоминания далекого детства: «Все мне мерещатся годы бывалые, юности прожитой кофточка алая». А 3 куплет - переживания ребенка по отношению к маме: «Как уберечь тебя, как защитить тебя, как удержать тебя в дни быстротечные?». Припев же представляет описание внутренних качеств мамы: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама». Форма произведения – куплетная с припевом, где каждый куплет с припевом вместе образуют период. Схематично это будет выглядеть так: 1 период 2 период с дополнением 3 период
1 куплет припев 2 куплет припев вокализ 3 куплет припев
Размер произведения – 4/4, который полностью соответствует плавному, спокойному характеру произведения.
В произведении встречаются следующие длительности:
Ритмические группировки: Ритмическую сложность составляют залигованные ноты, которые нужно просчитывать. Например, в 4 такте солиста: Следует обратить внимание на то, чтобы ровно пропевать восьмые, как например в 1 и 2 тактах. На шестнадцатых может возникнуть тенденция замедлить темп и спеть их как восьмые. Этого делать нельзя:
Ритмически выверить необходимо и 24 такт, который составляет определенную сложность:
Нельзя не обратить внимание на триоли, исполнение которых требует четкого ощущения пульсации на 3. Особую сложность составляет первую триоль залиговать с предыдущей половинкой, как это происходит в 31 и 33 тактах.
Роль аккомпанемента велика – его спокойное движение и в то же время простой ритм дает возможность ощущать четко каждую долю такта, что необходимо для исполнения произведения.
Тональность произведения «Мама» - b-dur – светлая. В произведении встречаются такие последовательности: Т-II-II-Т, VI-II-V-Т, VI-IV-D-Т. Преобладание VI ступени вносит минорную окраску, так как эта ступень параллельного минора, но модуляций в произведении не наблюдается. Произведение "Мама" написано для исполнения солистом, смешанным хором с сопровождением фортепиано. Тесситура произведения удобная:
|