Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Петра I





На формирование реформаторских взглядов Петра оказа­ли влияние европейские идеалы, усвоенные в юности, поездка в Архан­гельск, Азовские походы и поездка в Европу в составе Великого посольства.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специа­листами. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А среди рус­ских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков.

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа:

- до 1715 г.;

- после 1715 г. (В. И. Роденков, А. Б. Каменский).

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ве­дением Северной войны. Проводились в основном насильственными мето­дами и сопровождались активным вмешательством государства в дела эко­номики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, по­спешный характер, что было вызвано:

- неудачами в войне,

- отсутстви­ем кадров,

- отсутстви­ем опыта,

- давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на терри­торию противника, преобразования стали более планомерными:

- шло даль­нейшее усиление аппарата власти,

- мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения,

- государственное регулирование экономики несколько ослабло,

- торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Анализируя преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осу­ществления), исследователи обращают внимание на то, что в основном ре­формы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропей­ской цивилизации.

Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ве­дущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в во­енном и экономическом отношении.

Главным инструментом проведения ре­форм было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени госу­дарство приобретало милитаристские черты.

Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной за­дачи, стоящей перед государством.

Реформы нередко носили случайный, не­запланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного пе­реустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

С. Ф. Платонов обращал внимание на то, что изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несравненно легче, чем в стройной хронологической последовательности представить их постепенный ход.

В целом процесс реформирования страны был связан с внешним факто­ром — необходимостью выхода России к морям и с внутренним — процессом модернизации страны.

Военная реформа: как отмечал В. О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная рефор­ма — ее начальным моментом».

Основное содержание военной реформы:

- создание регулярной рус­ской армии и

- создание русского военно-морского флота,

- комплектуемых на основе рек­рутской повинности.

Ранее существовавшие войска постепенно упраздня­лись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства.

Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Ос­новной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Бригады и диви­зии не имели постоянного состава. В военное время дивизия сводилась в ар­мию.

Артиллерия: окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артил­лерии).

Управление вооруженными силами: взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия; введена должность главноко­мандующего (на военное время).

Единая система обучения в армии и на флоте: открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.

Суровая дисциплина была установлена в войсках и на флоте (для ее поддер­жания которой широко применялись телесные наказания).

Иерархия чинов и званий введена в армии и на фло­те.

Артикул воинский (1715) определял воен­но-уголовный процесс и систему уголовных наказаний.

Новая организация воору­женных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусло­вивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

Реформы в экономике России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстен­сивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:

— Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке — грабли;

— вводились новые культуры — табак, виноград, тутовые и фруктовые де­ревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота — молоч­ные коровы и овцы-мериносы;

— предприняты первые попытки государственной охраны лесов.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма — поощ­рения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров.

Реформы в промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было созда­но около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопро­вождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением при­нудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, куплен­ных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошно­го) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Реформы в сфере мелкотоварного производства, способство­вали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремеслен­ники во главе с избранным старостой были расписаны в зависимости от спе­циальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учени­ками. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.

Реформы в области внутренней и внешней торговли большую роль играла государ­ственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пень­ка, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых свя­зей с заграницей. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки — Макарьсвская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог.

Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей — главного в это время вида транспорта. Велось активное строи­тельство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были на­чаты работы по сооружению канала Москва—Волга.

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризо­валась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, до­стигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

— специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискива­лись все новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, кон­ская и другие подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов;

— наряду с указанными поборами вводились прямые налоги: рекрут­ские, драгунские, корабельные и особые «сборы»;

— немалые доходы приносили

а) чеканка монеты меньшего веса и

б) пони­жение содержания в ней серебра;

введенаподушная подать, заменившей подворное обложение.

В результате коренной реформы всей налоговой системы:

во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян;

во-вторых, податная реформа стала важ­ным этапом крепостного права в России, распространила его и на те слои на­селения, которые ранее были свободными («гулящие люди») либо могли об­рести свободу после смерти господина (кабальные холопы);

в-третьих, вво­дилась паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения.

Реформа государственного управления. Укрепление абсолютной мо­нархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и мест­ных органов.

Во главе государства стоит царь.

В 1721 г. Петра провозгласили императо­ром, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император все­российский, — записано в Воинском регламенте, — есть монарх самодержав­ный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Каби­нет личная царская канцелярия.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось:

- разрабатывать новые законы,

- следить за финансами страны,

- контролировать деятельность администрации.

Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были при­ведены к присяге, текст которой написал Петр I.

В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каж­дая коллегия ведала строго определенной отраслью управления:

- Коллегия ино­странных дел внешними сношениями,

- Военная сухопутными вооружен­ными силами,

- Адмиралтейская — флотом,

- Камер-коллегия — сбором доходов,

- Штатс-коллегия — расходами государства,

- Вотчинная — дворянским земле­владением,

- Мануфактур-коллегия промышленностью (кроме металлургической);

- Берг-коллегия ведала металлургической промышленностью.

Фактически на правах коллегии суще­ствовал

- Главный магистрат, ведавший русскими городами;

- Преображенский приказ (политический сыск),

- Соляная контора,

- Медный департамент,

- Межевая канцелярия.

Реформа местных учреждений: вместо воеводской администрации 1708-1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Си­бирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому, в свою очередь, делилась на провинции. Их было 50 (во главе сто­ял воевода). Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

 

Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная ад­министративно-бюрократическая система управления, решающую роль в ко­торой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

Значительно выросло чис­ло чиновников.

Выросли и расходы на содержание управленческого аппара­та.

Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизвод-ства в государственном аппарате.

Церковная реформа и ликвидация патриаршества. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую полити­ческую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолю­тизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать но­вого патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, при этом не облеченный патриаршими пол­номочиями.

В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировав­шая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству:

- патриар­шество в России было упразднено:

- для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия (преобразованная вскоре для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод). В его ведении находились чисто церковные дела:

- толкование церковных догм,

- распоряжения о молитвах и церковной службе,

- цензура духовных книг,

- борьба с ересями,

- за­ведование учебными заведениями и

- смещение церковных должностных лиц и т. д.

- Синод имел также функции духовного суда.

Присутствие Синода состоя­ло из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они при­носили присягу.

В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина), которому подчинялись синоидальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизито­ры». Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, это означало подчинение церкви государству.

Социальная политика. В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по кото­рому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал пере­давать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государ­ственной власти.

В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и воен­ные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так господствующий класс укреплялся за счет включения в его состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству.

В 1724 г. была проведена попытка в один день искоренить нищенство в Рос­сии. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадель­ни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место. Так, при Петре I сложилась новая структура общества, в которой четко про­слеживается принцип регулирования государственным законодательством.

Реформы в области образования и культуры. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противосто­явшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рациональ­ного познания. Богословские предметы в школе уступали место естественно­научным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу.

Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская шко­лы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осу­ществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый отечественный есте­ственно-исторический музей.

Реформы календаря: с 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлиан­скому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Хрис­това и жила во втором тысячелетии. Россия стала жить в одном времени с Европой.

Преобразования в сфере культуры, быта и нравов. Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о быто­вом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бородобритие, европейскую одежду, обязательное ношение, мундиров для военныхи гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регла­ментировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом. (Указ 1718 г. опроведении ас­самблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч.)

Петровские преобразования вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный полити­ческий характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов госу­дарства.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 1571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию