Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие юридической психологии
Исторически первоначально осуществлялось как развитие правовой психологии – правового мировоззрения. Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). В XVIII в. прогрессивные мыслители и общественные деятели (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Возрождается человеческая направленность правового мировоззрения. В XVIII–XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, а затем и более широкая – судебная психология. Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору». В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Французский психолог Э. Клапаред в начале ХХ в. ввел термин «юридическая психология». Основоположник криминалистики Г. Гросс рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. А. Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), а также психологическую технику допроса. В первой половине ХХ в. под влиянием психоаналитической теории З. Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований (Ф. Александер, Г. Штауб, А. Адлер, В. Бромберг и др.). В первой половине ХХ в. судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии (Ф. Лист, М. Липман и др.). В немецкой судебной психологии и криминологии утвердились психопатологическое и биологическое направления. В США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. В пенитенциарной психологии интенсивно разрабатывается методика обучения социально-конформистскому поведению. В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление, во Франции – на социально-психологическое и социологическое направления. В Бельгии и во Франции функционируют центры изучения подростковой преступности. Исследование преступности в Японии ориентировано в основном на психиатрию. В России уже в первой половине XIX в. предпринимались попытки обоснования отдельных уголовно-правовых позиций психологическими знаниями; в 1806–1812 гг. в Московском университете читался курс «Уголовной психологии». В 1874 г. психиатр А.А. Фрезе публикует первую монографию по судебной психологии – «Очерки судебной психологии». В 1877 г. юрист Л.Е. Владимиров отмечает, что социальные причины преступности скрываются в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов. В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку (Д.А. Дриль). В 80-х гг. XIX в. в науке зазвучали имена выдающихся русских психиатров и психологов – В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и В.П. Сербского, разработавших конкретные судебно-психологические проблемы и ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией. В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи – Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский. В конце XIX и начале ХХ вв. происходят кардинальные изменения в правопонимании и правосознании российского общества. Развивается социологический подход к сущности права (Б.Н. Чичерин, С.А Муромцев, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, К.Д. Кавелин, П.А. Сорокин и др.). Формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий. Он полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений, подменив социальную обусловленность психологической. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в. В 1902–1903 гг. выходят двухтомное исследование Г.С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновности», учебник М.Н. Гернета «Уголовное право» (1913 г.) с параграфами «Психология преступника» и «Психология заключенного». В 1907 г. по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 г. в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт. В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей. В 1923 г. на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева). Во многих городах были организованы криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления. В 1925 г. в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Вышли в свет работы К. Сотони, С.В. Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии. В 1930 г. состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе». В начале 30-х гг. происходит неоправданное прекращение судебно-психологических исследований. Лишь в 60-е гг. возродились исследования по юридической психологии, и в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии. Появляется ряд исследований по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. В коллективном труде «Теория доказательств в советском уголовном процессе» (М., 1966, 1973) в главу «Процесс доказывания» был включен параграф «Психологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания», написанный профессором А.Р. Ратиновым. В 1971 г. была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. На съездах психологического общества СССР стала функционировать секция «Судебная психология». Приоритетное развитие получили следующие проблемы: 1) Психологические аспекты противоправного поведения (криминальная психология); 2) Психологические аспекты следственной тактики; 3) Психология следователя; 4) Судебно-психологическая экспертиза; 5) Психология исправительной деятельности. Date: 2015-09-24; view: 405; Нарушение авторских прав |