Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические особенности професиональной деятельности спортивного психолога





К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности. Эта работа включает в себя:

· Психодиагностику;

· Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;

· Психологическую подготовку;

· Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Психодиагностика в спорте – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности.

Деятельность психолога в спорте имеет ряд особенностей, которые принципиально отличают ее от деятельности психолога в учебном, лечебном или производственном учреждении, и эта специфика должна быть отражена и в подготовке спортивных психологов, и в отборе специалистов для психологического сопровождения.

Во-первых, в спорте целью работы является подготовка спортсмена к максимальному проявлению своих возможностей, что требует значительных волевых усилий, эмоционального напряжения и может быть связано с риском для здоровья (получение травмы, перетренированность и т. д.).

Во-вторых, высокая конкурентность соревновательной борьбы вызывает необходимость создания на тренировке экстремальных условий, в том числе и с проявлением социально негативных явлений (конфликтности, агрессивности, дезадаптации). Безусловно, психологическая подготовка должна предусматривать и профилактику переноса негативных ситуаций в повседневную жизнь.

В-третьих, результат деятельности спортивного психолога ожидается в конкретный период проведения соревнований, и получение эффекта от психологической подготовки или секундирования до или после запланированного момента рассматривается как неудача.

В-четвертых, роль психолога в комплексной системе подготовки спортсмена требует иногда нарушения конфиденциальности диагностики, например, когда психолог обязан обосновать свою рекомендацию тренеру при планировании нагрузок или отборе в сборную команду.

Игнорирование перечисленных особенностей приводит к неэффективности сотрудничества в триаде «тренер-спортсмен-психолог», а порой и к конфликту. Условия работы в спорте высших достижений придают деятельности психолога дополнительную специфику:

1) в процессе подготовки организм спортсмена подвергается различным воздействиям (тренировочные нагрузки, физиотерапия, фармакология и т.д.), и психологические мероприятия должны органично дополнять этот комплекс. Это требует от спортивного психолога знаний по биохимии, физиологии, теории спортивной тренировки и других специальных дисциплин. Только в этом случае он сможет организовать эффективное психологическое сопровождение.

2) Подготовка и соревнования у спортсменов высокого класса проходят в разных местах (в различных странах и городах, в специализированных залах и выездных лагерях), что требует от психолога готовности работать в «полевых» условиях: без стационарного оборудования, аппаратуры и отдельного помещения.

3) Вариативность условий подготовки и соревновательной борьбы приводит к динамичным изменениям психического состояния спортсмена, которые им самим могут осознаваться гораздо позже. Поэтому экспресс-диагностика и оперативная психорегуляция становятся ведущими видами работы спортивного психолога на завершающих этапах подготовки и секундировании в процессе соревнований.

4) Нервная система является сложной функциональной частью организма, и воздействие на ее деятельность требует системной работы в течение продолжительного периода. Это делает спортивного психолога не просто наблюдателем, вмешивающимся в трудные моменты, а фактически тренером нервной системы, который целенаправленно совершенствует профессионально важные психические качества спортсмена.

Понимание особенностей деятельности спортивного психолога позволяет повысить эффективность обучения специалиста в ВУЗах физической культуры и максимально полно реализовать потенциал комплексной системы подготовки спортсмена.

 

ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ И «ВЫГОРАНИЕ» В СПОРТЕ,

Date: 2015-09-24; view: 798; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию