Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы диагностики внимания у спортсменов





Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет

Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором онососредоточено. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем.

Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе.Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека.

К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания

Устойчивость внимания имеет особое значение для достижения успеха в любой деятельности, Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности.

Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.
Следующее свойство внимания – переключение - означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Объём внимания колеблется от 4 - 7 объектов.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать спортсменов к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Для диагностики внимания используют множество методик: "Корректурная проба», «Таблицы Шульте» и т.д.

Таблицы Шульте направлены на диагностику устойчивости внимания и динамики работоспособности исследуемого

Описание методики

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания.Дается указание делать это как можно быстрее и без ошибок. Проба повторяется с пятью разными таблицами. С началом выполнения задания по каждой таблице фиксируется время.

Основной показатель — время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

Т1+Т2+Т3+Т4+Т5 ЭР = --------------------------

где Т1, время работы с первой таблицей,

Т2, — время работы со второй таблицей,

Т 3— с третьей таблицей,

Т4 — с четвертой,

Т5 — с пятой.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле

Т1

ВР = --------------

ЭР

Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость ПУ(выносливость)вычисляется по формуле:

Т5

ПУ = ----------

ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической ус­тойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психи­ческая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы

Следующая методика «Исследование закономерностей распределения внимания корректурным методом Бурдона»

Цель – проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания. Стимульный материал: печатные бланки корректурной пробы, секундомер; В течении 5 минут, испытуемый, просматривая каждую строчку корректурной пробы, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы«К», «О», а букву «Н» обводить кружком. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке бланка то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Обработка и анализ результатов. Показателями распределения внимания являются продуктивность и точность работы. Продуктивность работы определяется количеством просмотренных, зачеркнутых букв и количеством ошибок. Точность работы определяется количеством зачеркнутых букв и количеством ошибок. 1. По каждому этапу определить продуктивность работы по минутам и в целом за этап, т.е. подсчитать количество просмотренных букв S,число зачеркнутых букв Z и количество ошибок R. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки заносятся в таблицу. 2. На основе полученных количественных данных построить график динамики продуктивности работы по минутам (на оси Х отмечаются минуты, на оси У – показатель Z(число зачеркнутых букв). 3. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель точности работы по формуле: А= Z / (Z+R); б) показатель продуктивности работы по формуле M= S*A.. 4. Сравнить индивидуальные значения показателей М, А со средними показателями по группе. Выявить низкие и высокие показатели. На основе этих данных оценить продуктивность работы испытуемого в течение длительного времени.  

Date: 2015-09-24; view: 3738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию