Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От автора. Я счастлив дожить до времени, когда могу поименно поблагодарить всех, без кого эта книга не увидела бы свет





 

[К изданию 1991 года]

Я счастлив дожить до времени, когда могу поименно поблагодарить всех, без кого эта книга не увидела бы свет.

Прежде всех – это Андрей Иванович Лапин. Наша многолетняя (даже многодесятилетняя) дружба, бесчисленные разговоры, чтение его рукописей – все это оказало на меня такое влияние, что о многих своих взглядах мне уже трудно сказать, дошел ли я до них сам, узнал ли от него или они были совместным результатом наших бесед. В частности, в этой книге я использовал его самиздатскую рукопись «Основы марксизма»

(99 в списке литературы), сейчас, по‑видимому, утерянную. Он был тем читателем моей работы, который указал, что основная мысль была намечена Достоевским (стр. 312). Он обратил мое внимание на переписку Маркса и Энгельса как источник для понимания их идеологии. (После выхода книги я прочел «Пролетарский социализм» В. Зомбарта, где содержится аналогичный анализ, но ведь мы‑то были отрезаны от большей части немарксистской литературы.) Я помню, как еще в наши студенческие годы А. И. Лапин показал мне критическую (ругательную) рецензию старой работы Р. Ю. Виппера, где цитировалась мысль этой работы о том, что государства Древнего Египта, инков, иезуитов в Парагвае и другие являются примерами воплощения социалистического идеала, помню и то впечатление, которое эта мысль на меня произвела. Но все это лишь отдельные примеры того, чем я обязан общению с ним.

Все собранные в этой книге работы писались не для издания за границей, а, в первую очередь, для распространения на родине – по тогдашним временам, конечно, как «самиздат». Это требовало большой и в то время опасной работы: хранить рукописи, готовить «первоначальный тираж» в 50–60 экземпляров, распределять его среди людей, способных размножить его дальше. Мои друзья Сергей Петрович Демушкин и Игорь Николаевич Хохлушкин – не могу сказать, что помогли мне в этом: они просто взяли всю эту работу на себя. Помню, как мне показалось чудом, когда в 1983 году, в атмосфере общей апатии и запуганности, все новые и новые люди стали говорить мне, что до них дошел экземпляр моей работы «Русофобия». Это было результатом трудов двух моих «издателей», рисковавших за свои труды потерять работу, а может быть, получить и новую – по указанию прокурора.

Прежде чем «издаваться», книга или статья должна была быть перепечатана, и, в ходе работы над нею, много раз. Появление самиздатского сочинения в некотором отношении уменьшало риск автора – преследования его привлекли бы больше внимания к работе. Но те, кто работу перепечатывал, если бы это было обнаружено, оказались бы совершенно беззащитными перед лицом всесильного аппарата. Поэтому у меня всегда вызывали чувства особенного восхищения и благодарности те самоотверженные женщины, которые шли на этот риск, да еще выкраивая время в жизни, и без того полной забот: Маргарита Николаевна Шеффер, а позже – Наталья Григорьевна Шаламова.

Покойная Наталья Ивановна Столярова помогала мне доставать из‑за границы некоторые нужные для работы книги и пересылать туда рукописи для издания. Идти на необходимый тогда для этого риск после 19 лет, проведенных в лагере и ссылке, было для нее совсем не легко. Сейчас, как и тогда, мужество столько перенесшей немолодой женщины вызывает мое восхищение. Такого же характера содействие оказывала мне Наталья Владимировна Кинд. Эту помощь я всегда буду с благодарностью помнить.

Публикация большей части собранных здесь работ хотя и была связана для меня с известными осложнениями, но удовлетворение от совершенного дела далеко их перевешивало. Однако по некоторым моим близким жизнь тогда ударила довольно грубо. То, что я не слышал упреков, особенно от того, кому пришлось тяжелее всего, было для меня большим подспорьем.

Указав (по необходимости неполно) на мой долг благодарности каждому в отдельности, я упустил то, что было для меня, пожалуй, самым главным. Все эти и многие похожие на них люди, каждый по‑своему, не принимали разрушающую и придавливающую человека силу, уродовавшую тогда нашу жизнь, активно противостояли ей. То, что они существовали, и не в виде редких исключений, давало уверенность в «силе правды», порождало оптимистическое мироощущение. Поэтому сейчас для меня высказывания о «рабской душе» нашего народа – не более чем пустые слова, ничтожные в сопоставлении с непосредственным опытом. Воспоминание о том тяжелом, скованном запретами времени – главное основание для надежды в нашем легком, но куда более опасном времени всеразрешенности.


Хронологически последний из тех, кто облегчил судьбу этой книги, – ее редактор Дмитрий Николаевич Меркулов. Я глубоко признателен ему.

Только благодаря его инициативе и поддержке книга теперь становится доступной сравнительно широкому кругу моих соотечественников – а ведь совсем недавно я об этом и не мечтал!

 

Литература

 

1. Г. Уэллс. Россия во мгле. Москва, 1959.

2. Аристофан. Комедии. Akademia. 1934, т. II.

3. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Москва‑Ленинград, 1929–1931.

4. Н. Marcuse. Psychoanalyse und Politik. Wien, 1968.

5. Платон. Сочинения. Москва, 1971, том 3, часть I.

6. Р. Пельман. История античного коммунизма и социализма. С.‑Петербург, 1910.

7. W. Schultz. Dokumente der Gnosis. Jena, 1910.

8. A. Christensen. La regne du roi Kawadh I et communisme mosdakite. Def. Kgl. Danske Videnskabernes Selskab. Historisk‑filologiske Middelelser IX, 6, Kbenhavn, 1925, p. 1–127.

9. Ch. Hahn. Geschichte der Ketzer im Mittelalter, besonders im 11, 12 und 13 Jahrhundert, nach Quellen bearbeitet. Bd I. Stuttgart 1845, Bd II. Stuttgart 1847.

10. J.Dollinger. Beitrage zur Sektengeschichte des Mittelalters. Erster Theil. Geschichte der gnostisch‑manichaischen Sekten. Munchen,1890.

11. U. S. Runciman. The Medieval Manichee. Cambridge, 1955.

12. J. J. Herzog. Abriss der gesamten Kirchengeschichte. Bd I, Abt. 2. Die romisch‑katholische Kirche des Mittelalters. Eriangen, 1890.

13. M. Беер. Всеобщая история социализма и социальной борьбы. Москва‑Ленинград, 1927.

14. Н. Grundmann. Ketzergeschichte des Mittelalters. Gottingen, 1963.

15. M. Erbstosser, E. Wemer. Ideologische Probleme des mittelalterlichen Plebejertums. Berlin, 1960.

16. Т. Buttner, E. Werner. Circumcellionen und Adamiten. Berlin, 1959.

17. M. Erbstosser, Sozialreligiose Stromungen im Mittelalter. Berlin, 1970.

18. H. Grundmann. Religiose Bewegungen im Mittelalter. Historische Studien E. Ebering, 267. Berlin, 1935.

19. И. Мацек. Табор в гуситском революционном движении. Москва, 1959, т. II.

20. М. М. Смирин. Народная реформация Томаса Мюнцера и великая крестьянская война. Москва, 1955.

21. И. Мацек. Гуситское революционное движение. Москва, 1954.

22. L. Ranke. Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation, Bd II. Berlin, 1842.

23. F. Bezold. Geschichte der deutschen Reformation. Berlin, 1886.

24. L. Keller. Die Reformation und die alteren Refonnparteien. Leipzig, 1885.

25. L. Keller. Johann von Staupitz und die Anfange der Reformation. Leipzig, 1888.

26. L. Keller. Die Anfange der Reformation und die Ketzerschuien. Berlin, 1897.

27. L. Muller. Der Kommunismus der mahrischen Wiedertaufer, Leipzig, 1927.

28. Т. Muntzer. Sein Leben und seine Schriften. Jena, 1933.

29. L. Keller. Geschichte der Wiedertaufer und ihres Reichs zu Munster. Munster, 1880.

30. R. Barclay. The Inner life of the Religions Societies of the Commonwealth. London, 1879.

31. W. D. Morris. The Christian Origin of Social Revolt. London, 1949.

32. A. L. Morton. The World of the Ranters. London, 1970.

33. Э. Бернштейн. Социализм и демократия в великой английской революции. Ленинград, 1924.


34. Г. Вейнгартен. Народная реформация в Англии XVII в. Москва, 1901.

35. Д. Уинстенли. Избранные памфлеты. Москва‑Ленинград, 1950.

36. Г. Холлореншоу. Левеллеры и английская революция. Москва, 1947.

37. J. Krone. Fra Dolcino und die Patarenen. Leipzig, 1844.

38. A. Hausrat. Die Weltverbesserer im Mittelalter. Bd III. Die Arnoldisten. Leipzig, 1895.

39. К. Kautski. Vorlaufer des neuen Sozialismus. Bd II. Der Kommunismus in der deutschen Reformation. Stuttgart, 1913.

40. G. Adier. Geschichte des Sozialismus und Kommunismus von Plato bis zur Gegenwart. Bd I. Leipzig, 1920.

41. J. Dollinger. Kirche und Kirchen, Papstum und Kirchenstaat. Munchen, 1861.

42. Т. Мор. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства. В книге «Утопический роман XVII–XVIII в.в.». Москва, 1971, стр. 41‑140.

43. Т. Компанелла. Город Солнца. В книге «Утопический роман XVII–XVIII в.в.». Москва, 1971, стр. 143–190.

44. Веррас. История Севарамбов. В книге «Утопический роман XVII–XVIII в.в.». Москва, 1971, стр. 309–450.

45. Les aventures de Jacques Sadeur. Bibliotheque des voyages imaginaires. Paris, 1787–1789, t. XXIV.

46. Fenelon. Les aventures de Telemaque. Jeuvres completes de Fenelon. Paris, 1851, t. VI.

47. La Republique des Philosophes ou l'histoire de Ajaoiens. Ouvrage posthume de M. de Fontenelle. Geneve, 1768.

48. Ретиф‑де‑ла‑Бретон. Южное открытие, сделанное летающим человеком, или Французский Дедал: чрезвычайно философская повесть. Москва‑Ленинград,1936.

49. Ж. Мелье. Завещание, т.т. I–III. Москва, 1954.

50. Морелли. Кодекс природы или дух ее законов. Москва, 1947.

51. В. П. Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. Москва, 1958.

52. Дени Дидро. Собрание сочинений. Москва, 1935, т. II.

53. Л. М. Дешан. Истина или истинная система. Москва, 1973.

54. Л. М. Дешан. Истина или Достоверная система, т. I. Вступительная статья С. Васильева. Баку, 1930.

55. Ф. Буанаротти. Заговор во имя равенства, т.т. I–II. Москва, 1963.

56. L. Baudin. Les Incas de Perou. Paris, 1947.

57. R. Karsten. Das Alperuanische Inkareich. Leipzig, 1949.

58. Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Ленинград, 1974.

59. Н. Cunow. Geschichte und Kultur des Inkareiches. Amsterdam, 1937.

60. Lugon. La republique communiste chretienne des Guaranis. Paris, 1949.

61. G. Otruba. Der Jesuitenstaat im Paraguay. Ideen und Wirklichkeit. Wien, 1962.

62. П. Лафарг. Иезуитские республики. С.‑Петербург, 1904.

63. В. В. Святловский. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. Петроград, 1924.

64. А. Кирхгейм. Вечная утопия. С.‑Петербург, 1902.

65. А. И. Тюменев. Государственное хозяйство древнего Шумера. Москва‑Ленинград,1956.


66. И. М. Дьяконов. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. Москва, 1959.

67. A. Deimel. Sumerische Tempelwirtschaft zur Zeit Urukaginas und sein Vorlaufer. Analects Orietalia. N 2, Rome.

68. R. Mc. Adams. The Evolution of Urban Society Early Mesopotamia & Prehistoric Mexico. Chicago, 1966.

69. I. J. Gelb. From freedom to slavery. Gesellsschaftsklassen im alten Zweistromland und in den angrenzenden Gebieten. XVIII. Rencontre assyrologique internationale, Munchen, 29 Juni – 3 Juli 1970. Bayerische Akademie der Wissenschaften. Philosophische‑Historische Klasse. Abhandlungen Neue Folge. Heft 75, s. 81–92.

70. I. J. Gelb. Prisoners of war in early Mesopotamia. Journal of Near Eastern Studies. Vol. 32, Nos 1,2. January‑April, 1973.

71. J. Pirenne. Histoire des institutions et du droit prive de 1'ancienne Egypte, t. I–III. Bruxelles, 1932–1935.

72. Ed. Meyer. Geschichte des Altertums. Bd I, Abt. II. Stuttgart‑Berlin, 1926.

73. H. Kess. Agypten. Munchen, 1933.

74. S. Dairaisnes. Un socialisme d'Etat quinze siecle avant J.‑C. Paris, 1934.

75. A. M. Hocart. Kingship. London, 1927.

76. J. Engnell. Studies in Divine Kingship in the Ancient Near East. Uppsala, 1945.

77. H. Maspero. La Chine Antique. Paris, 1927.

78. Го Мо‑Жо. Эпоха рабовладельческого строя. Москва, 1956.

79. Го Мо‑Жо. Бронзовый век. Москва, 1959.

80. М. Кокин и Г. Папаян. «Цинь Тянь». Аграрный строй древнего Китая. Ленинград, 1930.

81. Л. И. Думан. Очерки древней истории Китая (литогр.). Издание Ленинградского Восточного Института. Ленинград, 1938.

82. Л. С. Переломов. Империя Цинь. Москва, 1962.

83. H. Francfort. The birth of civilization in the Near East. N.Y., 1956.

84. Книга правителя области Шан. Москва, 1968.

85. Очерки по истории Китая. Под ред. Шан Юэ. Москва, 11959.

86. К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. «Пролетарская революция», 1939, N 3.

87. Вестник древней истории. 1940, N 1.

88. Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. Москва, 1971.

89. К. Wittfogel. Oriental Despotism (a comparative study of total power). Yale, 1957.

90. F. Heichelcheim. An Ancient economic history, v. 7.1. Leiden, 1958.

91. Ed. Meyer. Kleine Schriften. Bd I. Halle, 1924.

92. Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Москва, 1972 и след.

93. М. В. Щекин. Как жить по новому. Кострома, 1925.

94. D. Koigen. Zur Vorgeschichte des modernen philosophischen Sozialismus in Deutschland. Bern, 1901.

95. Michail Bakunin's sozial‑politischer Briefwechsel mit Alexander Ivanovitsch Herzen. Stuttgart, 1895.

96. М. Покровский. Очерки по истории революционного движения в России XIX и XX в.в. Москва, 1924.

97. Ш. Фурье. Избранные сочинения, т. I. Теория четырех движений и всеобщих судеб. Москва, 1938.

98. Ф. Энгельс. Анти‑Дюринг. Москва, 1965.

99. Основы марксизма. Самиздат, 1971.

100. С. Булгаков. Карл Маркс как религиозный тип. Два Града, t.i. Москва, 1911.

101. К. Jaspers. Moglichkeiten eines neuen Humanismus. Rechenschaft und Ausblick. Munchen, 1951.

102. H. Бухарин. Экономика переходного периода. Москва, 1920.

103. К. Каутский. От демократии к государственному рабству. (Ответ Троцкому). Берлин, 19217

104. W. S. Schlamm. Die jungen Herren der alten Erde (Vom neuen Stil der Macht). Stuttgart, 1962.

105. ХШ съезд РКП (б). Москва, 1924.

106. H. Валентинов. Пятаков и большевизм. Новый Журнал. N 52. N.Y., 1958.

107. Р. Шовен. От пчелы до гориллы. Москва, 1965.

108. К. Jaspers. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte.

109. B. C. Соловьев. Собрание сочинений в десяти томах. С.‑Петербург, 1911.

110. С. Булгаков. Христианство и социализм. Москва, 1917.

111. Б. П. Козьмин. Нечаев и нечаевцы. Москва‑Ленинград, 1931.

112. Д. Рязанов. Маркс и Энгельс о браке и семье. Летописи марксизма, т. III, 1927.

113. В. И. Ленин. Собрание сочинений. 5‑ое издание.

114. К. Гуго. Социализм во Франции в XVII и XVIII столетиях. Иваново‑Вознесенск, 1924.

115. С. Булгаков. Первохристианство и новейший социализм. Два Града, т. II, Москва, 1911.

116. С. Франк. Этапы нигилизма. Вехи. Москва, 1909.

117. Ле Бон. Психология социализма. С.‑Петербург, 1908.

118. W. Gurian. Der Bolschewismus. Freiburg, 1931.

119. H. Marcuse. Eros and Civilization. A Philosophical Inqury in to Freud. Boston, 1955.

120. Девятый съезд РКП (б). Москва, I960.

121. Троцкий. Терроризм и коммунизм. Анти‑Каутский, 1920. Цитаты взяты из (103).

122. A. M. Коллонтай. Новая мораль и рабочий класс. Москва, 1919.

123. Г. Григоров и С. Шкотов. Старый и новый быт. Москва‑Ленинград, 1927.

124. И. Ильинский. Право и быт. Москва‑Ленинград, 1925.

125. Семья и быт. Сборник. Составители: В. Адольф, Б. Бойчевский, В. Строев и М. Шишкевич. Москва, 1927.

126. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет XII созыва. Вторая сессия (стенографический отчет). Москва, 1925.

127. М. Н. Лядов. Вопросы быта. Москва, 1925.

128. С. Я. Вольфсон. Социология брака и семьи. Минск, 1929.

129. А. Боровой. Общественные идеалы современного человечества. Москва, 1927.

130. Братья Гордины. Социология и социотехника, ч. I. Петроград, 1918.

131. Э. Енчмен. Восемнадцать тезисов о теории новой биологии. Пятигорск, 11920.

132. А. Столяров. Диалектический материализм и механисты. «Прибой», 1929.

133. Б. Арватов. Искусство и производство. Москва, 1926.

134. Роговин. Проблема творческого метода в идейно‑художественной борьбе 20‑х г.г. Вопросы эстетики. Москва, 1971, N 9.

135. К. Kautski. Ein Brief uber Marx und Mach. Der Kampf. Wien, 1909. Bd. 2.

136. С. Минин. Под знаменем марксизма. 1922, N 5–6.

137. П. Блонский. Современная философия. Москва, 1918.

138. И. В. Сталин. Экономические проблемы социализма. Москва, Политиздат, 1952.

139. A. Toynbee. A historian's aproach to religion. London, 1956.

140. К. Jaspers. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Zurich, 1949.

141. L. Mumford. The Myth of the Machine. N.Y., 1962.

142. M. Walser. Nber die neuesten Stimmungen im Westen. Kursbuch, 1970. Bd. 20, s. 19–41.

143. Ph. Gavi, J.‑P. Sartre, P. Victor. On a raison de se revolter. Gallimard. Paris, 1974.

144. К. Lorenz. Das sogenannte Bose. Wien, 1963.

145. H. M. Enzensberger. Baukasten zu einer Theorie der Medien. Kursbuch, 1970. Bd. 20, s. 159–186.

146. Летописи марксизма, т. III, 1927.

147. Jerry Rubun. Do it! (Scenario of the Revolution), N.Y., 1970.

148. J. Eibl‑Eibesfeldt. Grundriss der vergleichenden Verhaltungsforschung. Munchen, 1967.

149. А. Элькин. Коренное население Австралии. Москва, 1952.

150. G. Childe. What happened in History. London, 1942.

151. Ю. Стеклов. Михаил Александрович Бакунин, т. III. Москва‑Ленинград, 1927.

152. Л. Каутский. Терроризм и коммунизм. Берлин, 1919.

153. Сен‑Симон. Избранные сочинения, т. I. Москва‑Ленинград, 1948.

154. А. С. Изгоев. Об интеллигентной молодежи. Вехи. Москва, 1909.

155. Былое. N 1, июль, 1917.

156. И. Р. Шафаревич. Социализм. Из‑под глыб. Москва, 1974.

157. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений. Москва, 1958, т. IX.

158. Г. Ольденберг. Будда, его жизнь, учение и община. Москва, 1884.

159. С. Радхакришнан. Индийская философия. Москва, 1956, т. I.

160. Старшая Эдда. Москва‑Ленинград, 1963.

161. М. Штирнер. Единственный и его собственность. С.‑Петербург, 1909.

162. М. Heidegger. Sein und Zeit. Halle a. Saale, 1929.

163. M. Heidegger. Holzwege. Franrfurt a. M., 1950.

164. J.‑P. Sartre. L'Etre et le Neant. Paris, 1943.

165. M. Heidegger. Nietzsche. Bd II. Berlin, 11961.

166. Ян Дембовский. Психология животных. Москва, 1959.

167. R. Stammler. Wirstchaft und Recht nach der materialistischen Geschichtauffassung. Leipzig, 1906.

168. Agression und Anpassung in der Industrielgesellschaft. Frankfurt a. M., 1969.

 

 







Date: 2015-09-22; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию