Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КЛЮЧ для получения «сырых» баллов





Терминальные ценности   Жизненные сферы
профес. жизнь обучение и образование семейная жизнь обществен. жизнь увлечения
Собственный престиж <21                 74<
Материальное положение <36                 63<
Креативность <31                 72<
Активные социальные контакты <15                 54<
Развитие себя <41                 80<
Достижения <1                 76<
Духовное удовлетворение <4                 71<
Сохранение собственной индивидуальности <26                 77<

 


 

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000 — 18 с.

 

Тест смысложизиенных ориентаций является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. Франкл, 1990) и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний харак­терен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии (Crumbaugh, Maholick, 1964, р.201). «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни (там же).

Оригинальная методика в ее окончательном варианте пред­ставляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых сформу­лирована как собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Вот пример одной из шкал:

Обычно я

1 2 3 4 5 6 7

не знаю, ни то, полон

чем заняться ни другое энтузиазма

 

Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствую­щую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарногобалла в стандартные значения (процентили). Восходящая пос­ледовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Наряду с описанной выше формализованной частью А тест Крамбо и Махолика содержит также части В и С. Часть В со­стоит из 13 неоконченных предложений, затрагивающих темы смысла и бессмысленности жизни, а в части С испытуемому предлагается изложить кратко, но конкретно его устремле­ния и цели в жизни, а также рассказать, насколько успешно эти устремления и цели реализуются. Авторы теста подчерки­вают, что части В и С не нужны для большинства исследова­ний, однако очень полезны при индивидуальной работе в клинике при условии, что их оценивает психиатр, клиничес­кий или консультирующий психолог (Crumbaugh, Maholick, 1981).

Валидизация теста прошла несколько этапов. Крамбо и Махолик {Crumbaugh, Maholick, 1964) провели сравнитель­ное исследование пяти групп испытуемых, начиная от «высо­ко целеустремленных» аспирантов из Гарвардской летней школы и кончая клиентами психологической консультации и госпитализированными алкоголиками. Общее число испытуе­мых равнялось 225. Как и предполагалось, среднегрупповые результаты продемонстрировали монотонное снижение от первой к пятой группе. Различия между клиническими и кон­трольными выборками оказались высокозначимы и связаны с полом, хотя половые различия сами по себе оказались не­значимы. В клинических выборках вариативность тестовых дан­ных оказалась выше, чем в контрольных. Дополнительным подтверждением валидности теста «Цель в жизни» явилась высокая корреляция результатов с опросником Франкла. Этот опросник был сконструирован Крамбо и Махоликом на базе вопросов из клинического интервью, с помощью которого В.Франкл определял степень экзистенциального вакуума в своей клинической практике. Крамбо и Махолик приводят

также данные, свидетельствующие о высокой внутренней со­гласованности пунктов теста (Crumbaugh. Maholick, 1964; 1981).

Дальнейшая работа по валидизации теста «Цель в жизни» была связана с расширением контингента испытуемых в коли­чественном и качественном отношении. Исследованием Крам­бо (Crumbaugh, 1968) был охвачен 1151 человек, в том числе 4 «нормальные» группы и 6 клинических: невротики со сме­шанными диагнозами из психологических консультаций, гос­питализированные невротики, госпитализированные алкого­лики, госпитализированные шизофреники (белые и негры отдельно), госпитализированные психотики. Результаты теста обнаружили в целом высокозначимые различия между «нор­мальными» и клиническими подвыборками. При этом разли­чия между подвыборками в рамках нормы соответствуют пред­сказанным. Из клинических групп наиболее высокие резуль­таты (хотя и значимо ниже нормы) — у шизофреников, от них незначительно отстают две группы невротиков. Результа­ты алкоголиков и психотиков существенно ниже. В этом же исследовании был использован прием выполнения теста пси­хотерапевтами от лица своих пациентов. Корреляция этих дан­ных с реальными результатами этих пациентов достигает уров­ня, удовлетворяющего требованиям критериальной валидно­сти одномерного теста.

С этими данными хорошо согласуются более поздние данные о том, что наркоманы также демонстрируют результаты, сильно пониженные по сравнению с нормой (Frank!, 1978, с.26—27).

По имеющимся на сегодняшний день данным, «Цель в жизни» не обнаруживает устойчивых связей с полом, возрас­том, уровнем образования, IQ, религиозностью и доходом. В.Франкл рассматривает это обстоятельство как подтвержде­ние его положения о том, что смысл жизни может быть най­ден любым человеком (Франкл, 1990). Вместе с тем были вы­явлены значимые корреляции теста Крамбо и Махолика с целым рядом психологических переменных, из которых мы назовем лишь некоторые.

Разные авторы сообщают противоречивую информацию о связи «Цели в жизни» с разными шкалами MMPI. Единственмая устойчивая связь, воспроизводящаяся во всех исследова­ниях — отрицательная корреляция со шкалой депрессии. С этим согласуются и воспроизведенные в разных исследованиях oi- рицательные корреляции теста с опросниками, измеряющи­ми аномию.

Значимой оказалась связь результатов теста со шкалой со­циальной желательности Марлоу-Кроуна. Специальная экс­периментальная процедура позволила установить, что степень влияния социальной желательности на результаты теста зави­сит от конкретной ситуации тестирования, но, в любом слу­чае, это влияние следует брать в расчет.

В одном исследовании, проведенном на монахинях-доми-никанках, был выявлен ряд корреляций «Цели в жизни» со шкалами 16PF, не все из которых поддаются однозначной интерпретации. В частности, значимыми оказались корреля­ции со всеми четырьмя вторичными факторами: самоконтро­ля (положительная), невротизма, тревожности и потенциала отреагирования (отрицательные). Не было выявлено значи­мых корреляций ни с одной из шкал теста личностных ори­ентации Э.Шострома (см. Гозман, Кроз, 1987), теста ценност­ных предпочтений Г.Олпорта, Ф.Вернона и Г.Линдзи и оп­росника жизненных целей Ш.Бюлер (Crumbaugh, Maholick, 1981).

Имеются данные по факторной структуре теста осмыслен­ности жизни, полученные в Гонконге при обследовании 480 студентов двух политехнических институтов с помощью теста Крамбо, переведенного на китайский язык без каких-либо текстуальных изменений (Shek, Hong, Cheung, 1987). Китайс­кая версия теста обнаружила столь же высокую внутреннюю согласованность, что и исходная англоязычная версия. Было найдено два факторных решения, четырех- и пятифакторное. Последнему было отдано предпочтение как лучше дифферен­цирующему теоретически существенные аспекты ощущения осмысленности жизни. Выделены следующие пять факторов, или субшкал: 1. Качество жизни (7 пунктов): общая оценка удовлетворенности субъекта той жизнью, которой он живет. 2. Смысл бытия (6 пунктов): наличие в жизни смысла и це­

лей, уверенность в возможности их найти. 3. Преграды бытия (2 пунк-ia): отношение к смерти и личностному выбору. 4. От­веты на вопросы бытия (3 пункта): возможность найти реше­ние экзистенциальных проблем, отсутствие страха и смуще­ния перед ними. 5. Будущая жизнь и ответственность (2 пунк­та). В этот фактор оказались объединены шкалы, затрагиваю­щие отношение к уходу на пенсию и самооценку личной от­ветственности. Первый фактор объяснял 35,5% дисперсии, второй — 6,8%, остальные — 5,4—5,6% каждый. В этом иссле­довании было также обнаружено, что общий показатель ос­мысленности жизни у гонконгских студентов значимо ниже, чем у американцев. Авторы объясняют этот результат культур­ными различиями, в частности, характерным для китайской культуры внешним локусом контроля и пессимистическим отношением к жизни. С этим объяснением, однако, плохо сты­куется тот факт, что студенты с религиозными убеждениями дали значимо более высокие показатели по тесту, чем неве­рующие (Shek, Hong, Cheung, 1987).

Шкала поиска смысложизненных целей. В 1977 году Дж.Крамбо создал методику, которую он рассматривает как дополни­тельную шкалу к тесту осмысленности жизни — шкалу поис­ка смысложизненных целей (Seeking of Noetic Goals Test — SONG). По замыслу автора методика должна измерять силу мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. В силу этого ожидалось, что эта шкала будет умеренно отрицательно кор­релировать с показателем осмысленности жизни и в клини­ческих группах результаты будут более высокими, чем у психи­чески здоровых людей (Crumbaugh, 1977).

Шкала включает в себя 20 пунктов, каждый из которых описывает в первом лице определенное действие, пережива­ние или состояние. Испытуемому предлагается оценить, на­сколько это действие, переживание или состояние характер­но для него, и обвести кружочком один из семи квантифика­торов — от «никогда» (1 балл) до «постоянно» (7 баллов). Сум­марный тестовый балл является арифметической суммой чис­ленных значений квантификаторов, выбранных и отмеченных испытуемым. Направление шкалы — от 1 («никогда») до 7(«постоянно») или наоборот — чередуегся в случайном по­рядке.

Автором методики было собрано большое количество дан­ных на различных группах психически здоровых людей и па­циентов клинических учреждений. Общие результаты подтвер­ждают предположение о том, что результаты «аномальных» групп значимо выше результатов здоровых людей и что ре­зультаты по шкале поиска смысложизненных целей отрица­тельно коррелируют с результатами по тесту осмысленности жизни, причем в группах здоровых испытуемых эта отрица­тельная корреляция существенно более выражена. Дж.Крамбо объясняет это различие тем, что низкий уровень осмыслен­ности жизни должен иметь следствием высокую мотивацию к поиску смысложизненных целей. У здоровых испытуемых дело обстоит именно так, а в клинических группах эта мотивация снижается за счет разнообразных патогенных влияний, сни­жая тем самым и величину коэффициента отрицательной кор­реляции с осмысленностью жизни (Crumbaugh, 1977, с. 903— 904). Дополнительным подтверждением валидности шкалы является факт заметного снижения результатов по шкале у алкоголиков, прошедших курс логотерапии, в то время как в контрольной группе алкоголиков, лечение которых отлича­лось только отсутствием логотерапевтических процедур, на­блюдалась скорее обратная тенденция. Эти результаты объяс­няются предположением о повышении осмысленности жиз­ни пациентов в результате логотерапии, что и повлекло за собой снижение мотивации поиска смысложизненных целей.

Адаптированные русскоязычные версии. Адаптация теста ос­мысленности жизни на русском языке была впервые выпол­нена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, гЛенинград). К.Муз-дыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, за­менив при переводе некоторые пункты другими. Согласован­ность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась до­вольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фак­тора социальной желательности. В основном исследовании

К.Муздыбаева, которое по своим задачам носило социоло­гический характер, участвовали 540 рабочих трех промыш­ленных предприятий г.Ленипграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетво­ренности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у муж­чин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (за­мужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведен­ных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика ос­мысленности жизни, максимумы которой приходятся на воз­растные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50 (Муздыбаев, 1981).

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.АЛеонтьевым (фа­культет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего на­чала предложения с двумя вариантами окончания форму­лировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой —3210123. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачнос­ти» методики и устранения позиционных эффектов, хотя про­цедура подсчета суммарного балла при этом несколько ус­ложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное из­менение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — час­то — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось по­добрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Надежность методик проверялась с помощью рстестирования с интервалом в 2 недели (испытуемые — 76 студентов

МГУ). Результаты по гесту ОЖ оказались устойчивы при р<0,05 в отличие от шкалы ПСЦ, воспроизводимость результатов которой оказалась неудовлетворительной. Еще одним показа­телем надежности теста ОЖ явилась выявленная в исследова­нии М.В.Снетковой (1988) близкая к нулю корреляция теста ОЖ со шкалой «лжи» Методики многостороннею исследова­ния личности. Сравнение результатов нормальной контрольной выборки (студенты различных вузов г.Москвы) с результата­ми госпитализированных алкоголиков I и II степени и нарко­манов дало результаты, хорошо согласующиеся с описанны­ми выше результатами Дж.Крамбо. Эти результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Выборка   N Средние значения   Средние значения  
        по тесту ОЖ   по шкале ПСЦ  
Студенты     97,16   57,59  
Алкоголики 1-11 ст.     87,09   64,96  
Наркоманы     79,83   68,58  

Внутри групп при этом наблюдаются следующие тенден­ции, не достигающие критериев статистической достоверно­сти. Алкоголики I стадии по результатам обеих методик нахо­дятся ближе к норме, чем алкоголики II стадии. В контрольной выборке у мужчин результаты по обеим методикам выше, чем у женщин, а у студентовпсихологов выше, чем у студентов других специальностей.

Ряд интересных результатов, относящихся к тесту ОЖ, был получен в работе М.В.Снетковой (1988). В этом исследовании участвовали три группы испытуемых: студенты различных ву­зов г.Москвы (п=39), больные неврозом, находящиеся на амбулаторном лечении во Всесоюзном научном центре пси­хического здоровья АМН СССР (п=17) и студенты факульте­та психологии МГУ (п=23), подвергавшиеся обследованию дважды с интервалом 12—14 месяцев. Парадоксальным обра­зом у невротиков были выявлены наиболее высокие показагели по тесту ОЖ; результаты студентов-психологов были зна­чительно выше, чем у непсихологов (р<0,01), и при ретестировании значимо возросли (р<0,05). Некоторый свет на эти результаты проливает структура корреляционных связей ос­мысленности жизни с другими личностными переменными. В основной выборке студентов-непсихологов осмысленность жизни коррелирует с большим числом других переменных, в том числе с тремя основными шкалами опросника уровня субъек­тивного контроля (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1984) — об­щей интернальности, интернальности по отношению к дос­тижениям и интернальности по отношению к неудачам; с це­лым рядом шкал теста личностных ориентации Э.Шострома в адаптации Л.Я.Гозмана и М.В.Кроза (Гозман, Кроз, 1987) — со шкалой внутренней опоры, самоуважения, взгляда на при­роду человека и синергичности, а также со шкалой самоуве­ренности методики исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева и В. В.Столина (Пантилеев, Сталин, 1989) и со шкалами «С» и «Е» 16-факторного личностного опросника Р.Кеттела. В группе больных неврозом число значимых корре­ляций теста ОЖ заметно меньше даже с учетом того, что на них не проводились МИС и 16ЛФ. Их всего 3: с интерналыю-стью по отношению к неудачам опросника УСК и со шкала­ми самоуважения и креативности теста личностных ориента­ции. Все названные корреляции положительны, наиболее вы­сокие в основной выборке — с общей интернальностью и интернальностью в области достижений, в группе невроти­ков — с самоуважением и креативностью. Наконец, в группе студентов-психологов, где использовался тот же набор мето­дик, что и в исследовании невротиков, ни одной значимой корреляции осмысленности жизни с другими личностными переменными обнаружено не было. Вряд ли можно сразу най­ти этим результатам однозначное истолкование; по меньшей мере они заставляю г задуматься о разнообразии психологи­ческих механизмов, придающих жизни людей цельность, ос­мысленность и упорядоченность. Совокупность приведенных выше данных позволяет сделать уверенный вывол о вполнеудовлетворительных психометрических характеристиках и бо­гатых содержательных возможностях адапгированной версии теста осмысленности жизни. В отношении адаптированной шкалы поиска смысложизненных целей подобный вывод сде­лать нельзя; вместе с тем целесообразно продолжение работы по улучшению ее психометрических характеристик.

Интерпретация субшкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не толь­ко целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко­торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп­ляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2 Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теори­ей о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что­бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характе­ризовать гедониста, живущею сеюдняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать челове­ка, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Корреляционный анализ шкал методики СЖО с опросни­ком уровня субъективного контроля (УС К) {Бажин, Голын-кина, Эткинд, 1984) и самоактуализационным тестом (CAT) (Гозман, Кроз, 1987) показал, что большинство субшкал ве­дут себя сходным образом. Так, все шесть показателей (общий и 5 субшкал) значимо коррелируют с общей интернальностью и с интернальностью в области достижений, а также (кро­ме третьей субшкалы) — с ингернальностью в области се­мейных отношений. Отмечены также значимые корреляции пятой субшкалы СЖО с интерналностью в производствен-

ной сфере и но отношению к здоровью-болезни (все корреля­ции положительные). Со шкалами методики CAT были отмече­ны следующие значимые корреляции (также все положитель­ные): со шкалами опоры и познавательных потребностей — все шесть показателей; со шкалами компетентности во времени, са­моуважения и представления о природе человека — все, кроме первой субшкалы; со шкалой ценностных ориентации — все, кроме общего показателя, и со шкалой спонтанности — тре­тья, четвертая и пятая субшкалы. С остальными шкалами CAT значимых корреляций обнаружено не было. В качестве испы­туемых выступали студенты московских вузов общей числен­ностью 24 человека, мужчины и женщины.

КЛЮЧИ ШКАЛ ТЕСТА СЖО

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шка­ле по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3,4,8, 9, 11, 12,16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, б, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:

1. 3 2 1 0 1 2 3 > 3

2. 3 2 1 0 1 2 3 > 1

3. 3 2 1 0 1 2 3 > 4

4. 3 2 1 0 1 2 3 > 5

5. 3 2 1 0 1 2 3 > 2

После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) - пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (Процесс) — пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (Результат) — пп. 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (Локус контроля-Я) — пп. 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (Локус контроля-жизнь) — пп 7, 10, 11, 14, 18,19.

Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице 2.


13 июня 2003 г.

Шкала Низкие значения Высокие значения
1. Цели в жизни Даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем Могут характеризовать не толь­ко целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко­торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп­ляются личной ответственностью за их реализацию
2. Процесс жизни Признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее.   И низкие по остальным будут характе­ризовать гедониста, живущею сеюдняшним днем.
3. Результативность жизни Неудовлетворенность прожитой частью жизни И низкие по остальным будут характеризовать челове­ка, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни
4. Локус контроля-Я Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни   Соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле
5. Локус контроля Жизнь Фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее   Убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь

 

Пол_____ Возраст______ Образование (специальность)__________________________

 

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)

 

1. Обычно мне очень скучно 3210123 Обычно я полон энергии

 

2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и 3210123 Жизнь кажется мне совершенно

захватывающей спокойной и рутинной

 

3. В жизни я не имею определенных целей 3210123 В жизни я имею очень ясные цели

и намерений намерения

 

4. Моя жизнь представляется мне крайне 3210123 Моя жизнь представляется мне вполне

бессмысленной и бесцельной осмысленной и целеустремленной

 

5. Каждый день кажется мне всегда новым и 3210123 Каждый день кажется мне совершенно

не похожим на другие похожим на все другие

 

6. Когда я уйду на пенсию, я займусь 3210123 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не

интересными вещами, которыми всегда обременять себя никакими заботами

мечтал заняться

 

7. Моя жизнь сложилась именно так, как я 3210123 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я

мечтал мечтал

 

8. Я не добился успехов в осуществлении 3210123 Я осуществил многое из того, что было

своих жизненных планов мною запланировано в жизни

 

9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3210123 Моя жизнь наполнена интересными делами

 

10. Если бы мне пришлось подводить сегодня 3210123 Если бы мне пришлось сегодня подводить

итог моей жизни, то я бы сказал, что она итог моей жизни, то я бы сказал, что она

была вполне осмысленной не имела смысла

 

11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил 3210123 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил

свою жизнь совершенно иначе жизнь еще раз так же, как живу сейчас

 

12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, 3210123 Когда я смотрю на окружающий меня мир,

он часто приводит меня в растерянность он совсем не вызывает у меня

и беспокойство беспокойства и растерянности

 

13. Я человек очень обязательный 3210123 Я человек совсем не обязательный

 

14. Я полагаю, что человек имеет 3210123 Я полагаю, что человек лишен возможности

возможность осуществить свой жизненный выбирать из-за влияния природных

выбор по своему желанию способностей и обстоятельств

 

15. Я определенно могу назвать себя 3210123 Я не могу назвать себя целеустремленным

целеустремленным человеком человеком

 

16. В жизни я еще не нашел своего 3210123 В жизни я нашел свое призвание и цели

призвания и ясных целей

 

17. Мои жизненные взгляды еще не 3210123 Мои жизненные взгляды вполне

определились определились

 

18. Я считаю, что мне удалось найти 3210123 Я едва ли способен найти призвание и

призвание и интересные цели в жизни интересные цели в жизни

 

19. Моя жизнь в моих руках, и я сам 3210123 Моя жизнь не подвластна мне и она

управляю ею управляется внешними событиями

 

20. Мои повседневные дела приносят мне 3210123 Мои повседневные дела приносят мне

удовольствие и удовлетворение сплошные неприятности и переживания

 

Date: 2015-09-24; view: 614; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию