Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КЛЮЧ для получения «сырых» баллов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000 — 18 с.
Тест смысложизиенных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (см. Франкл, 1990) и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии (Crumbaugh, Maholick, 1964, р.201). «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни (там же). Оригинальная методика в ее окончательном варианте представляет собой набор из 20 шкал, каждая из которых сформулирована как собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Вот пример одной из шкал: Обычно я 1 2 3 4 5 6 7 не знаю, ни то, полон чем заняться ни другое энтузиазма
Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарногобалла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. Наряду с описанной выше формализованной частью А тест Крамбо и Махолика содержит также части В и С. Часть В состоит из 13 неоконченных предложений, затрагивающих темы смысла и бессмысленности жизни, а в части С испытуемому предлагается изложить кратко, но конкретно его устремления и цели в жизни, а также рассказать, насколько успешно эти устремления и цели реализуются. Авторы теста подчеркивают, что части В и С не нужны для большинства исследований, однако очень полезны при индивидуальной работе в клинике при условии, что их оценивает психиатр, клинический или консультирующий психолог (Crumbaugh, Maholick, 1981). Валидизация теста прошла несколько этапов. Крамбо и Махолик {Crumbaugh, Maholick, 1964) провели сравнительное исследование пяти групп испытуемых, начиная от «высоко целеустремленных» аспирантов из Гарвардской летней школы и кончая клиентами психологической консультации и госпитализированными алкоголиками. Общее число испытуемых равнялось 225. Как и предполагалось, среднегрупповые результаты продемонстрировали монотонное снижение от первой к пятой группе. Различия между клиническими и контрольными выборками оказались высокозначимы и связаны с полом, хотя половые различия сами по себе оказались незначимы. В клинических выборках вариативность тестовых данных оказалась выше, чем в контрольных. Дополнительным подтверждением валидности теста «Цель в жизни» явилась высокая корреляция результатов с опросником Франкла. Этот опросник был сконструирован Крамбо и Махоликом на базе вопросов из клинического интервью, с помощью которого В.Франкл определял степень экзистенциального вакуума в своей клинической практике. Крамбо и Махолик приводят также данные, свидетельствующие о высокой внутренней согласованности пунктов теста (Crumbaugh. Maholick, 1964; 1981). Дальнейшая работа по валидизации теста «Цель в жизни» была связана с расширением контингента испытуемых в количественном и качественном отношении. Исследованием Крамбо (Crumbaugh, 1968) был охвачен 1151 человек, в том числе 4 «нормальные» группы и 6 клинических: невротики со смешанными диагнозами из психологических консультаций, госпитализированные невротики, госпитализированные алкоголики, госпитализированные шизофреники (белые и негры отдельно), госпитализированные психотики. Результаты теста обнаружили в целом высокозначимые различия между «нормальными» и клиническими подвыборками. При этом различия между подвыборками в рамках нормы соответствуют предсказанным. Из клинических групп наиболее высокие результаты (хотя и значимо ниже нормы) — у шизофреников, от них незначительно отстают две группы невротиков. Результаты алкоголиков и психотиков существенно ниже. В этом же исследовании был использован прием выполнения теста психотерапевтами от лица своих пациентов. Корреляция этих данных с реальными результатами этих пациентов достигает уровня, удовлетворяющего требованиям критериальной валидности одномерного теста. С этими данными хорошо согласуются более поздние данные о том, что наркоманы также демонстрируют результаты, сильно пониженные по сравнению с нормой (Frank!, 1978, с.26—27). По имеющимся на сегодняшний день данным, «Цель в жизни» не обнаруживает устойчивых связей с полом, возрастом, уровнем образования, IQ, религиозностью и доходом. В.Франкл рассматривает это обстоятельство как подтверждение его положения о том, что смысл жизни может быть найден любым человеком (Франкл, 1990). Вместе с тем были выявлены значимые корреляции теста Крамбо и Махолика с целым рядом психологических переменных, из которых мы назовем лишь некоторые. Разные авторы сообщают противоречивую информацию о связи «Цели в жизни» с разными шкалами MMPI. Единственмая устойчивая связь, воспроизводящаяся во всех исследованиях — отрицательная корреляция со шкалой депрессии. С этим согласуются и воспроизведенные в разных исследованиях oi- рицательные корреляции теста с опросниками, измеряющими аномию. Значимой оказалась связь результатов теста со шкалой социальной желательности Марлоу-Кроуна. Специальная экспериментальная процедура позволила установить, что степень влияния социальной желательности на результаты теста зависит от конкретной ситуации тестирования, но, в любом случае, это влияние следует брать в расчет. В одном исследовании, проведенном на монахинях-доми-никанках, был выявлен ряд корреляций «Цели в жизни» со шкалами 16PF, не все из которых поддаются однозначной интерпретации. В частности, значимыми оказались корреляции со всеми четырьмя вторичными факторами: самоконтроля (положительная), невротизма, тревожности и потенциала отреагирования (отрицательные). Не было выявлено значимых корреляций ни с одной из шкал теста личностных ориентации Э.Шострома (см. Гозман, Кроз, 1987), теста ценностных предпочтений Г.Олпорта, Ф.Вернона и Г.Линдзи и опросника жизненных целей Ш.Бюлер (Crumbaugh, Maholick, 1981). Имеются данные по факторной структуре теста осмысленности жизни, полученные в Гонконге при обследовании 480 студентов двух политехнических институтов с помощью теста Крамбо, переведенного на китайский язык без каких-либо текстуальных изменений (Shek, Hong, Cheung, 1987). Китайская версия теста обнаружила столь же высокую внутреннюю согласованность, что и исходная англоязычная версия. Было найдено два факторных решения, четырех- и пятифакторное. Последнему было отдано предпочтение как лучше дифференцирующему теоретически существенные аспекты ощущения осмысленности жизни. Выделены следующие пять факторов, или субшкал: 1. Качество жизни (7 пунктов): общая оценка удовлетворенности субъекта той жизнью, которой он живет. 2. Смысл бытия (6 пунктов): наличие в жизни смысла и це лей, уверенность в возможности их найти. 3. Преграды бытия (2 пунк-ia): отношение к смерти и личностному выбору. 4. Ответы на вопросы бытия (3 пункта): возможность найти решение экзистенциальных проблем, отсутствие страха и смущения перед ними. 5. Будущая жизнь и ответственность (2 пункта). В этот фактор оказались объединены шкалы, затрагивающие отношение к уходу на пенсию и самооценку личной ответственности. Первый фактор объяснял 35,5% дисперсии, второй — 6,8%, остальные — 5,4—5,6% каждый. В этом исследовании было также обнаружено, что общий показатель осмысленности жизни у гонконгских студентов значимо ниже, чем у американцев. Авторы объясняют этот результат культурными различиями, в частности, характерным для китайской культуры внешним локусом контроля и пессимистическим отношением к жизни. С этим объяснением, однако, плохо стыкуется тот факт, что студенты с религиозными убеждениями дали значимо более высокие показатели по тесту, чем неверующие (Shek, Hong, Cheung, 1987). Шкала поиска смысложизненных целей. В 1977 году Дж.Крамбо создал методику, которую он рассматривает как дополнительную шкалу к тесту осмысленности жизни — шкалу поиска смысложизненных целей (Seeking of Noetic Goals Test — SONG). По замыслу автора методика должна измерять силу мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. В силу этого ожидалось, что эта шкала будет умеренно отрицательно коррелировать с показателем осмысленности жизни и в клинических группах результаты будут более высокими, чем у психически здоровых людей (Crumbaugh, 1977). Шкала включает в себя 20 пунктов, каждый из которых описывает в первом лице определенное действие, переживание или состояние. Испытуемому предлагается оценить, насколько это действие, переживание или состояние характерно для него, и обвести кружочком один из семи квантификаторов — от «никогда» (1 балл) до «постоянно» (7 баллов). Суммарный тестовый балл является арифметической суммой численных значений квантификаторов, выбранных и отмеченных испытуемым. Направление шкалы — от 1 («никогда») до 7(«постоянно») или наоборот — чередуегся в случайном порядке. Автором методики было собрано большое количество данных на различных группах психически здоровых людей и пациентов клинических учреждений. Общие результаты подтверждают предположение о том, что результаты «аномальных» групп значимо выше результатов здоровых людей и что результаты по шкале поиска смысложизненных целей отрицательно коррелируют с результатами по тесту осмысленности жизни, причем в группах здоровых испытуемых эта отрицательная корреляция существенно более выражена. Дж.Крамбо объясняет это различие тем, что низкий уровень осмысленности жизни должен иметь следствием высокую мотивацию к поиску смысложизненных целей. У здоровых испытуемых дело обстоит именно так, а в клинических группах эта мотивация снижается за счет разнообразных патогенных влияний, снижая тем самым и величину коэффициента отрицательной корреляции с осмысленностью жизни (Crumbaugh, 1977, с. 903— 904). Дополнительным подтверждением валидности шкалы является факт заметного снижения результатов по шкале у алкоголиков, прошедших курс логотерапии, в то время как в контрольной группе алкоголиков, лечение которых отличалось только отсутствием логотерапевтических процедур, наблюдалась скорее обратная тенденция. Эти результаты объясняются предположением о повышении осмысленности жизни пациентов в результате логотерапии, что и повлекло за собой снижение мотивации поиска смысложизненных целей. Адаптированные русскоязычные версии. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, гЛенинград). К.Муз-дыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. В основном исследовании К.Муздыбаева, которое по своим задачам носило социологический характер, участвовали 540 рабочих трех промышленных предприятий г.Ленипграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетворенности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у мужчин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы которой приходятся на возрастные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50 (Муздыбаев, 1981). Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.АЛеонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой —3210123. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений. Надежность методик проверялась с помощью рстестирования с интервалом в 2 недели (испытуемые — 76 студентов МГУ). Результаты по гесту ОЖ оказались устойчивы при р<0,05 в отличие от шкалы ПСЦ, воспроизводимость результатов которой оказалась неудовлетворительной. Еще одним показателем надежности теста ОЖ явилась выявленная в исследовании М.В.Снетковой (1988) близкая к нулю корреляция теста ОЖ со шкалой «лжи» Методики многостороннею исследования личности. Сравнение результатов нормальной контрольной выборки (студенты различных вузов г.Москвы) с результатами госпитализированных алкоголиков I и II степени и наркоманов дало результаты, хорошо согласующиеся с описанными выше результатами Дж.Крамбо. Эти результаты приведены в таблице 1. Таблица 1.
Внутри групп при этом наблюдаются следующие тенденции, не достигающие критериев статистической достоверности. Алкоголики I стадии по результатам обеих методик находятся ближе к норме, чем алкоголики II стадии. В контрольной выборке у мужчин результаты по обеим методикам выше, чем у женщин, а у студентовпсихологов выше, чем у студентов других специальностей. Ряд интересных результатов, относящихся к тесту ОЖ, был получен в работе М.В.Снетковой (1988). В этом исследовании участвовали три группы испытуемых: студенты различных вузов г.Москвы (п=39), больные неврозом, находящиеся на амбулаторном лечении во Всесоюзном научном центре психического здоровья АМН СССР (п=17) и студенты факультета психологии МГУ (п=23), подвергавшиеся обследованию дважды с интервалом 12—14 месяцев. Парадоксальным образом у невротиков были выявлены наиболее высокие показагели по тесту ОЖ; результаты студентов-психологов были значительно выше, чем у непсихологов (р<0,01), и при ретестировании значимо возросли (р<0,05). Некоторый свет на эти результаты проливает структура корреляционных связей осмысленности жизни с другими личностными переменными. В основной выборке студентов-непсихологов осмысленность жизни коррелирует с большим числом других переменных, в том числе с тремя основными шкалами опросника уровня субъективного контроля (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1984) — общей интернальности, интернальности по отношению к достижениям и интернальности по отношению к неудачам; с целым рядом шкал теста личностных ориентации Э.Шострома в адаптации Л.Я.Гозмана и М.В.Кроза (Гозман, Кроз, 1987) — со шкалой внутренней опоры, самоуважения, взгляда на природу человека и синергичности, а также со шкалой самоуверенности методики исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева и В. В.Столина (Пантилеев, Сталин, 1989) и со шкалами «С» и «Е» 16-факторного личностного опросника Р.Кеттела. В группе больных неврозом число значимых корреляций теста ОЖ заметно меньше даже с учетом того, что на них не проводились МИС и 16ЛФ. Их всего 3: с интерналыю-стью по отношению к неудачам опросника УСК и со шкалами самоуважения и креативности теста личностных ориентации. Все названные корреляции положительны, наиболее высокие в основной выборке — с общей интернальностью и интернальностью в области достижений, в группе невротиков — с самоуважением и креативностью. Наконец, в группе студентов-психологов, где использовался тот же набор методик, что и в исследовании невротиков, ни одной значимой корреляции осмысленности жизни с другими личностными переменными обнаружено не было. Вряд ли можно сразу найти этим результатам однозначное истолкование; по меньшей мере они заставляю г задуматься о разнообразии психологических механизмов, придающих жизни людей цельность, осмысленность и упорядоченность. Совокупность приведенных выше данных позволяет сделать уверенный вывол о вполнеудовлетворительных психометрических характеристиках и богатых содержательных возможностях адапгированной версии теста осмысленности жизни. В отношении адаптированной шкалы поиска смысложизненных целей подобный вывод сделать нельзя; вместе с тем целесообразно продолжение работы по улучшению ее психометрических характеристик. Интерпретация субшкал: 1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. 2 Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущею сеюдняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни. 4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Корреляционный анализ шкал методики СЖО с опросником уровня субъективного контроля (УС К) {Бажин, Голын-кина, Эткинд, 1984) и самоактуализационным тестом (CAT) (Гозман, Кроз, 1987) показал, что большинство субшкал ведут себя сходным образом. Так, все шесть показателей (общий и 5 субшкал) значимо коррелируют с общей интернальностью и с интернальностью в области достижений, а также (кроме третьей субшкалы) — с ингернальностью в области семейных отношений. Отмечены также значимые корреляции пятой субшкалы СЖО с интерналностью в производствен- ной сфере и но отношению к здоровью-болезни (все корреляции положительные). Со шкалами методики CAT были отмечены следующие значимые корреляции (также все положительные): со шкалами опоры и познавательных потребностей — все шесть показателей; со шкалами компетентности во времени, самоуважения и представления о природе человека — все, кроме первой субшкалы; со шкалой ценностных ориентации — все, кроме общего показателя, и со шкалой спонтанности — третья, четвертая и пятая субшкалы. С остальными шкалами CAT значимых корреляций обнаружено не было. В качестве испытуемых выступали студенты московских вузов общей численностью 24 человека, мужчины и женщины. КЛЮЧИ ШКАЛ ТЕСТА СЖО Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу: В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3,4,8, 9, 11, 12,16, 17. В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, б, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам: 1. 3 2 1 0 1 2 3 > 3 2. 3 2 1 0 1 2 3 > 1 3. 3 2 1 0 1 2 3 > 4 4. 3 2 1 0 1 2 3 > 5 5. 3 2 1 0 1 2 3 > 2 После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым. Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов теста; Субшкала 1 (Цели) - пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (Процесс) — пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала З (Результат) — пп. 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 (Локус контроля-Я) — пп. 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 (Локус контроля-жизнь) — пп 7, 10, 11, 14, 18,19. Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице 2. 13 июня 2003 г.
Пол_____ Возраст______ Образование (специальность)__________________________
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)
1. Обычно мне очень скучно 3210123 Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и 3210123 Жизнь кажется мне совершенно захватывающей спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей 3210123 В жизни я имею очень ясные цели и намерений намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне 3210123 Моя жизнь представляется мне вполне бессмысленной и бесцельной осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне всегда новым и 3210123 Каждый день кажется мне совершенно не похожим на другие похожим на все другие
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь 3210123 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не интересными вещами, которыми всегда обременять себя никакими заботами мечтал заняться
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я 3210123 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении 3210123 Я осуществил многое из того, что было своих жизненных планов мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3210123 Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня 3210123 Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной не имела смысла
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил 3210123 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил свою жизнь совершенно иначе жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, 3210123 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность он совсем не вызывает у меня и беспокойство беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный 3210123 Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет 3210123 Я полагаю, что человек лишен возможности возможность осуществить свой жизненный выбирать из-за влияния природных выбор по своему желанию способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя 3210123 Я не могу назвать себя целеустремленным целеустремленным человеком человеком
16. В жизни я еще не нашел своего 3210123 В жизни я нашел свое призвание и цели призвания и ясных целей
17. Мои жизненные взгляды еще не 3210123 Мои жизненные взгляды вполне определились определились
18. Я считаю, что мне удалось найти 3210123 Я едва ли способен найти призвание и призвание и интересные цели в жизни интересные цели в жизни
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам 3210123 Моя жизнь не подвластна мне и она управляю ею управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне 3210123 Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение сплошные неприятности и переживания
|