Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отдельные проблемы при рассмотрении дел о дорожно-транспортных происшествияхДанные категории уголовных дел (ст.264, 268 УК РФ) считаются одними из самых сложных, сроки следствия затягиваются по причине проведения многочисленных экспертиз, которые невозможно назначить иначе, как одна за другой, а иногда из-за квалификации лиц, проводящих первоначальную доследственную проверку и следствие. Законодатель в ст.264 УК РФ определил наступление уголовной ответственности за «Нарушение правил дорожного движения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью человека» (ч.1 данной статьи), всего в данной статье 6 частей (ранее было три по причине того, что не квалифицировалось отдельно совершение ДТП в состоянии опьянения). Причем санкции статьи 264 УК РФ определены законодателем по ч.1 «лишение свободы на срок до 2-х лет с лишение права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет» и по ч.6 «лишение свободы на срок до 9-ти лет с лишение права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет». Напомню, что для определённых лиц (водители-профессионалы) дополнительное наказание в виде лишения права управления автомобилем значительно страшнее, чем основное (если наказание в виде лишения свободы может быть условным, то лишение права управления – только реальное). Обратим внимание на то обстоятельство, что данное преступление неосторожное, то есть в соответствии с ч.2, 3 ст.15 УК РФ оно может быть квалифицировано как «небольшой тяжести» или «средней тяжести», но никак не тяжкое (даже при квалификации по ч.6 ст.264 УК РФ). И сроки давности по данным преступлениям в соответствии с ч.1 ст.78 УК РФ, соответственно, два и шесть лет. По статье 264 УК РФ, в редакции Федерального Закона РФ №20 от 13.02.2009 года, уголовная ответственность за совершение дорожно-транспортных происшествий в состоянии опьянения ужесточена, за совершение ДТП, где погибли два и более человек, наказание может быть в виде лишения свободы до 9 лет (именно так и указано – до 9 лет). Таким образом, получается, в соответствии с законодательством РФ, если в санкции статьи не указан нижний предел наказания (например: от 2-х до 5 лет), указан только верхний предел (до 9 лет), то нижним пределом в соответствии с ч.2 ст.56 УК РФ и Федеральным Законом РФ №162 от 08.12.2003 года считается 2 месяца. То есть, если следовать букве закона, то законодатель определил по данной статье, что и за причинение тяжких телесных повреждений одному пострадавшему, и за смерть двух и более человек нарушитель может получить наказание в виде лишения свободы на срок 2 месяца. Кстати, ст.268 УК РФ законодатель так и оставил состоящую из 3-х частей, как ранее и ст.264 УК РФ. В соответствии со смыслом диспозиции ст.264 УК РФ необходимо в рамках предварительного расследования и далее на судебном следствии доказать наличие нескольких юридически значимых обстоятельств: нарушение правил дорожного движения РФ; общественно опасных последствиий в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека по неосторожности; нахождение нарушителя, управлявшего автомобилем в состоянии опьянения в момент ДТП; и, что самое главное, наличие между нарушением Правил и причинением тяжкого вреда здоровью (смертью) причинной связи. Например: если лицо, управлявшее транспортным средством, находилось в состоянии опьянения, или нарушило правила ограничения скорости, но в последствиях (тяжкий вред, смерть) виноват сам пострадавший, то водитель может быть привлечён только к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП РФ. Или другой пример: в случае столкновения автомобилей на автодороге, причем один из автомобилей выехал на встречную полосу движения в результате потери водителем управления автомобилем, сотрудники ГИБДД идут «по пути наименьшего сопротивления», когда в первый же день усматривают в действиях водителя, выехавшего на встречную полосу движения, нарушения п.10.1 Правил дорожного движения РФ, отказывают в возбуждении дела об административном правонарушении по причине того, что за данное нарушение не существует наказания в соответствии с КоАП РФ. Вроде бы все с этим согласны: водитель второго автомобиля получит деньги на возмещение ущерба, а «виновник» - не виноват в совершении административного правонарушения. Вопросы возникают, когда сумма ущерба от ДТП превышает страховую сумму. Отдельно поясню, что в соответствии с п.6 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 09.12.2008 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»: «Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь». Однако, данные экспертные исследования на предмет установления технической возможности у водителя предотвратить ДТП в большей части дел о дорожно-транспортных происшествиях не проводятся. И задача адвоката в данной части дел в необходимости акцентирования внимания сотрудников ГИБДД, следствия, прокуратуры, суда на проблеме этих исследований, а не замыкаться на фиксировании процессуальных ошибок следствия. Процессуальное законодательство РФ предусматривает следователя как представителя стороны обвинения (Глава 6 ст.38 УПК РФ), кстати, орган дознания (ГИБДД), прокурора - тоже. То есть, у нас в стране ещё не нарушен тот «конвейер» уголовного процесса: орган дознания – следователь – прокурор – суд. И здесь адвокат в зависимости от стороны его доверителя обязан оказать ему квалифицированную юридическую помощь, основываясь на глубоких знаниях закона, а не поверхностного изучения вопроса. Ещё раз напомню, что изначально устанавливается нарушение Правил дорожного движения РФ, затем перечень данных пунктов ПДД РФ предъявляется лицу, привлекаемому к ответственности, а если судом будут исключены все пункты Правил, то и вынесен должен будет оправдательный приговор. Также следует напомнить, что адвокат в соответствии с его полномочиями, определёнными ст.6 Федерального Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», имеет право на собирание сведений, необходимых для оказания юридической помощи; опрашивать лиц с их согласия; собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.
|