Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повторная пьяная езда и отказ от медосвидетельствования стали уголовным преступлением
Декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения". Согласно поправкам, с 1 июля 2015 года водители, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, уже подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением прав до 3 лет. Ужесточены наказания для водителей, которые в нетрезвом виде совершили ДТП, приведшее к гибели одного человека: теперь их нельзя будет приговорить к тюремному сроку меньше 2 лет. Также всем подобным нарушителям будет запрещено законом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Максимальное содержание алкоголя в крови Отдельно регулировалось само определение состояния алкогольного опьянения. 7 июня 1974 года СССР ратифицировал Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года, в которой было отмечено, что страны могут самостоятельно устанавливать максимальное содержание алкоголя в крови у водителей, но не более 0,8 промилле. Эти нормы в СССР несколько раз менялись. Так, в 1988 году Минздрав СССР издал указ, согласно которому допустимая норма содержания алкоголя в крови составила 0,2 промилле. 14 июля 2003 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко подписал приказ, повысив предельно допустимую норму содержания алкоголя в крови у водителей до 0,5 промилле. Вступивший в силу 1 июля 2008 года Кодекс о административных правонарушениях РФ снизил этот предел до 0,3 промилле. 23 июля 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о "нулевом промилле", отменившим норму допустимого содержания алкоголя в крови. 23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в КоАП, вновь вводящий предельно допустимую концентрацию алкоголя в размере 0,16 промилле.
Анастасия Федосеева
Водителям, отягощенным вредной привычкой пить за рулем, даже по чуть-чуть, стоит взять себя в руки. Госдума всерьез занялась решением проблемы «алко-драйверов», и теперь автомобилист, которого повторно ловят в состоянии алкогольного опьянения, рискует стать фигурантом уголовного дела. В каких же случаях предстоит сесть в тюрьму, а в каких можно отделаться штрафом? И что значит «повторно»? Официально 31 декабря 2014 года был подписан Федеральный Закон № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». С 1 июля 2015 года статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Иными словами, пьяных водителей, повторно задержанных за рулем в нетрезвом виде в течение года, будут отправлять в колонию. Теперь закон не делает разницы между водителями с явными признаками алкогольного опьянения и гражданами, которые отказались от медицинского освидетельствования. В обоих случаях повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать уже уголовную ответственность.
История вопроса Вопрос усиления ответственности за вождение в пьяном виде обсуждался давно. Рассматривались разные варианты усиления наказания, от самых жестких до наиболее лояльных. Поводом для очередных законодательных предложений были, конечно же, резонансные ДТП с жертвами. Решением этой проблемы вплотную занялся депутат Государственной Думы Олег Нилов. Катализатором послужила авария, в которой калининградский водитель, уже бывший виновником «смертельного» ДТП 9 лет назад, насмерть сбил двух женщин. Что предлагал Нилов:
После оценки этих предложений государственными экспертами стало понятно, что часть из них по объективным причинам требует изменения и доработки. Полученные депутатом отзывы содержали необходимые рекомендации и авторитетное мнение по этому непростому вопросу, и кто знает, может быть, законодательство подвергнется еще более радикальным изменениям в этой части в будущем… Как бы то ни было, дело уже сдвинулось с «мертвой точки», и ужесточение ответственности за вождение в пьяном виде было произведено. С 1 июля вступили в силу поправки, согласно которым вводится уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Что поменялось? Процитируем полностью статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, – • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо • обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо • принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо • лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Также законодатель конкретизировал понятие лица, находящегося в состоянии опьянения. Пункт 2 примечания, которым дополнена статья 264 УК РФ, поясняет, кого можно считать пьяным: Для целей настоящей статьи и статьи 261.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменился и характер ответственности за «пьяные аварии» со смертельным исходом. Закон вводит минимальный нижний предел наказания, наличие которого, фактически, не позволит избежать нарушителям тюремного заключения и отделаться, к примеру, штрафом или обязательными работами. Так, часть 4 статьи 264 УК РФ в старой редакции выглядела следующим образом: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. При этом читателю важно будет знать, что под формулировкой: «деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи» нужно понимать: «нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств». Новая редакция части 4 статьи 264 УК РФ, в качестве наказания за ДТП, повлекшее смерть одного человека, теперь предусматривает: наказание в виде лишения свободы «на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.» Таким образом, закон установил в этой статье нижний предел наказания, составляющий два года, тогда как ранее УК РФ был довольно лоялен к нарушителям. Поднялась и планка ответственности за ДТП, повлекшее смерть двух и более лиц, за которое теперь будут отправлять в «места не столь отдаленные» на срок от четырех до девяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Напомню, что ранее наказание за это деяние предусматривало «принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет» (часть 6 статья 264 УК РФ). Не стоит также забывать, что никто не отменял действие статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая в пункте 1 предусматривает для водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Стоит отметить, что преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ (то есть, «повторная пьяная езда за рулем в течение года с момента наложения административного наказания»), все-таки предполагает выбор карательной меры, применяемой к нарушителю. Помимо тюремного срока у новоявленного уголовника есть шанс отделаться обязательными или принудительными работами или даже штрафом. При вынесении решения суд учитывает тяжесть содеянного и обстоятельства нарушения. Возможно, водителю, который был «слегка подшофе», но при этом вынужден был сесть за руль, чтобы доставить человека, находящегося в критическом состоянии, в больницу и удастся избежать лишения свободы. Однако судимости даже в этом случае не избежать, а это создает массу проблем с трудоустройством и не только. Можно ли будет вернуть права раньше срока любителям «пьяной езды»? Если отвечать коротко, то нет, нельзя. Июльские поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации повлияли и на модификацию законопроекта № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения специального права в виде права управления транспортными средствами)», который позволяет лишенным прав автомобилистам обращаться в суд с ходатайством вернуть удостоверение по истечению половины срока лишения. Изначально предлагалось применять УДО в том числе и в отношении водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения. Позже «пьяная езда» была исключена из списка нарушений, за которые возможно применение процедуры УДО, по понятным причинам: власти продолжают борьбу с грубым нарушением. Введение послабления параллельно с ужесточающей ответственность нормой было бы нецелесообразным. Что мы имеем сегодня? Халатное отношение автолюбителей к вопросу собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения уже привело к тому, что водители, повторно севшие за руль пьяными, рискуют стать фигурантами уголовного дела. Да, не всегда это будет тюрьма, однако «уголовка» – это уже очень серьезно. Все эти меры заставят как минимум задуматься о своем образе жизни.
Статья 264.1 УК — нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию — вступила в силу 1 июля. Уже на следующий день в России по ней возбудили не менее восьми уголовных дел. Статья 264.1 УК ужесточает наказание для водителей за неоднократное вождение в состоянии алкогольного опьянения. Раньше совершивший это нарушение автомобилист в худшем случае мог быть лишен водительских прав на срок до двух лет и оштрафован на 30 тысяч рублей. За пьяное вождение без прав суд мог назначить административный арест до 15 суток. Все эти наказания были прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Уголовная ответственность наступала лишь в случае ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью или с гибелью потерпевшего. Новая статья вводит уголовное наказание за повторное вождение в нетрезвом виде или за повторный отказ от медосвидетельствования. «Повторность» в данном случае означает, что норма действует в течение года после возвращения прав, если водитель ранее был лишен их за аналогичное нарушение; спустя год и один день тот же проступок снова будет рассматриваться как административное правонарушение. Максимальное наказание по статье 264.1 УК — два года колонии. Также предусмотрены принудительные работы на срок до 2 лет, обязательные работы на срок до 480 часов или штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за 1-2 года. Осужденный по новой статье водитель также лишается права «занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в течение трех лет. УК был дополнен статьей 264.1 в соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Тот же закон установил минимальные сроки наказания по статье 264 УК за ДТП по вине пьяного водителя с гибелью людей: при одном погибшем нетрезвому автомобилисту теперь грозит не менее двух лет колонии, если же жертвами аварии станут два человека и больше — четыре года. Как писал «Коммерсант», необходимость соответствующих поправок депутаты Госдумы объяснили тем, что в судебной практике виновники аварий со смертельным исходом подчас получали условные сроки. В ГИБДД газете пояснили, что задержанного за пьяную езду водителя будут доставлять в ОВД, если при проверке по базе данных выяснится, что меньше года назад он был наказан за аналогичное нарушение. Перед этим водителю предложат пройти освидетельствование с помощью алкотестера или у врача, если задержанный не согласится с результатами, показанными прибором. В отдел полиции водителя имеют право доставить как сотрудники ГИБДД, так и другие правоохранители. Замначальника управления ДПС, спецмероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков уточнил, что инспекторы вправе доставить водителя в отделение «для выяснения дополнительных обстоятельств», если у них не будет возможности проверить на месте, попадался ли он ранее пьяным. Руководитель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев уверен, что ужесточение наказания за пьяную езду приведет к сокращению числа людей, садящихся за руль нетрезвыми, и одновременно — к росту суммы взяток. ФАР поддержал инициативу по введению уголовного наказания за пьяную езду, поскольку статья 264.1 рассчитана на злостных нарушителей, с которыми «ничего невозможно сделать», объясняет Канаев. Он отмечает, что при обсуждении проекта статьи с Федерацией ГИБДД и другие ведомства заверяли: новая норма не будет применяться «репрессивно». По мнению Канаева, появление новой статьи УК и и показательные процессы с реальными сроками могут иметь профилактическое значение, хотя и не решат проблем коррупции и «неприкасаемых» на дорогах. «Как минимум на 25% людей законодательство все равно воздействует. Здесь оно будет работать с точки зрения профилактики. Одного-двух посадят — все. Если посадили бы чиновников, или водителей чиновников, или детей чиновников — было бы еще лучше», — говорит глава ФАР. При этом, настаивает Канаев, необходимо законодательное определение степеней опьянения, с которыми будет увязана мера ответственности водителя. Нельзя назначать одинаковое наказание не контролирующему свои реакции виновнику пьяного ДТП и человеку, севшему за руль с похмелья, уверен он. Поводом для очередного ужесточения ответственности за повторное вождение в нетрезвом виде стала авария, произошедшая в Москве на Минской улице в 2012 году. Пьяный москвич Александр Максимов протаранил на своем автомобиле остановку общественного транспорта, в результате чего погибли семь человек, из них пятеро были воспитанниками детского дома-интерната для умственно отсталых № 7. За два года да этого инцидента Максимов уже был лишен прав за пьяное вождение. После аварии на Минской его приговорили к 8,5 года колонии. Изначально депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая предложила увеличить максимальный срок наказания за ДТП с пьяными водителями с девяти до 15 лет, но Верховный суд указал на то, что такого рода преступления нельзя приравнивать к умышленному убийству. Над поправками в УК, ужесточающими наказание за пьяное вождение, депутаты работали около трех лет. За это время административная ответственность за это нарушение также была усилена — с принятием поправок в КоАП в 2013 году к лишению прав добавился штраф в 30 тысяч рублей. Поправки в УК Госдума приняла в конце 2014 года, президент подписал законопроект 31 декабря. Для разработки внутриведомственных процедур ГИБДД была предусмотрена полугодовая вступления закона в силу. Впрочем, впервые уголовное наказание за пьяное вождение было введено в России пять лет назад. В феврале 2009 года, еще занимая пост президента, Дмитрий Медведев подписал закон об уголовной ответственности за пьяное вождение, если оно привело к гибели человека или причинению тяжкого вреда здоровью. Закон устанавливал лишь максимальные сроки наказания за такие ДТП: при одном погибшем — до семи лет колонии, при двух и больше — до девяти лет. С 2011 года санкция статьи 264 УК была дополнена также принудительными работами. До этого за ДТП с летальным исходом пьяных водителей судили обычно по статье 109 УК — причинение смерти по неосторожности. Кроме того, с пьяными за рулем боролись, меняя допустимый уровень содержания алкоголя в крови. В августе 2010 года вступил в силу закон о нулевом промилле для автомобилистов. Однако уже спустя три года, в июле 2013-го, президент Путин отменил его, и допустимое содержание этилового спирта в крови вновь закрепили на уровне 0,3 промилле. В марте 2015 года депутат Яровая снова предложила вернуть нулевое промилле, ссылаясь на рост смертности в результате ДТП с нетрезвыми водителями. Принятие статьи 264.1 УК — уже второй за последние годы случай, когда российские законодатели устанавливают уголовную ответственность за повторное правонарушение административного характера. В июле 2014 года в силу вступила статья 212.1 УК — неоднократное нарушение порядка проведения публичной акции, а в январе 2015-го по ней были возбуждены первые уголовные дела. В появлении этих статей адвокат и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский видит тенденцию; стоит ожидать и других «репрессивных новаций», предупреждает он. В то же время, адвокат и член Общественной палаты Генри Резник не спешит говорить о тренде на основании двух законодательных инициатив. «Есть такое обыкновение в праве, когда рецидив может отягчать наказание. Как конструировать норму — это техническая проблема. Я не вижу каких-либо правовых канонов, которые препятствовали бы конструированию такой нормы», — поясняет защитник. Закон об уголовном наказании за повторное вождение в нетрезвом состоянии вступил в силу первого июля, а уже 2 июля Госавтоинспекция сообщила, что в регионах России возбуждено как минимум восемь уголовных дел по статье 264.1 УК. Об одном из них ведомство сообщало на своем сайте: дело завели на пьяного водителя без прав из Нальчика, который с 2012 года четырежды отказывался пройти медосвидетельствование. Последний раз водитель был задержан меньше года назад. 2 июля сообщалось также об уголовных делах, возбужденных в Ставропольском крае (не меньше четырех дел), Иркутской, Белгородской области и Красноярском крае (в каждом регионе по одному). Через пять дней после вступления закона в силу, 6 июля, в Свердловской области ГИБДД отчитывалась о 23 подобных уголовных делах, в Москве — о 15 делах, в Хакасии — о десяти, на Камчатке — о восьми, а Ульяновское и Новгородское управления инспекции сообщали о 12 и пяти задержанных по статье 264.1 УК соответственно. Адвокаты Резник и Ольшанский сходятся во мнении, что новая норма не может применяться к нарушителям, которые получили административное наказание до вступления в силу закона об уголовной ответственности за пьяную езду, поскольку это противоречит Конституции. «Любая норма, отягчающая ответственность, по Конституции не имеет обратной силы. На момент возбуждения первого дела действовала старая норма, и отягчения наказания не может быть. Они (нарушители – МЗ) должны идти по административной ответственности. Это азбука. Тут не о чем рассуждать», — говорит Резник. «Половина людей привлекаются к ответственности в равной мере как за езду, так и за отказ (от медосвидетельствования — МЗ): гаишники обманывают, не сообщают, что нельзя отказываться от медицинского освидетельствования», — говорит Ольшанский. Он сомневается в целесообразности уголовного наказания за пьяное вождение; слишком многие приговоры, которые будут вынесены по статье 264.1 УК, окажутся неправосудными, уверен адвокат. Date: 2015-09-24; view: 428; Нарушение авторских прав |