Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реферат





ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРСТОВЫХ ПОЛОСТЕЙ КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

ИХ ПОТЕННЦИАЛ

Направление подготовки – география

 

Курсовая работа студента

3 курса группы 3-Г

Научный руководитель:

кандидат географических наук, доцент М.В. Кузнецов

 

Симферополь - 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..............................................................................……….…................................3

Глава 1. Понятие о рекреационной деятельности.…………………….……………………….……….6

1.1 Основные положения рекреации……..………........………………………………………6

1.2 Спелеорекреация………………………………………………..........................................8

1.3 Спелеорекреация на территории РФ…...................….………………………………9

Глава 2. Роль карстовых полостей в организации рекреационной деятельности.............15

Глава З. Физико-географическая характеристика карстовых полостей Кавказа.…….........22

Глава 4. Экономико-географическая характеристика использования пещер Кавказа…….32
4.1 История использования…………………………………………………………………………………………..34
4.2 Социально-экономический эффект………………………………………………………………………37
4.3 Перспективы развития спелеорекреации ……………………………………………………………38

Глава 5. Ситуация с охраной пещер…………………………………………………………………………...43

Заключение.......................................................................................................................28

Список литературы............................................................................................................30

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа посвящена рекреации основанной на использовании карстовых ресурсов Кавказа и их потенциалу. В данной работе было изучено и проанализировано основные понятия рекреации, изучено физико-географические особенности карста Кавказа, было выделено роль карстовых полостей в организации рекреационной деятельности, а так же экономико-географическая характеристика использования пещер Кавказа.

Ключевые слова: рекреация, карстовые процессы, пещера, сталактиты и сталагмиты, кейвинг, Кавказ, спелеология, спелеотуризм.

 

 

Введение

 

Рекреационная деятельность - это один из комплексных видов жизнедеятельности человека, направленный на оздоровление и удовлетворение духовных потребностей в свободное от работы время.

Рекреационная спелеология — новый, активный вид рекреации, который заключается в посещение пещер со спортивной или познавательной целью. Смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.).

Изучение карстовых областей данного региона – важная географическая задача, которая необходима для изучения карстовых полостей, затем использования их в рекреационной деятельности, использование ресурсов данных областей (в виде карстовых вод, минералов) и т.д. Карстовые пещеры, кроме того, являются объектом изучения археологии, метеорологии, гляциологии, геофизики, гидрогеологии, палеонтологии, зоологии, ботаники и многих других наук. Карстовые явления, представляющие сложный и многообразный процесс, изучаются особой отраслью научных знаний — карстоведением.

Еще в решениях XXVI съезда КПСС отмечено, что забота о здоровье людей является одной из самых важных социальных задач того времени. Поэтому планомерное и рациональное освоение природных ресурсов курортных районов представляло собой дело государственной важности.

Район Черноморского побережья Западного Кавказа— курортная местность всероссийского значения, с большой эффективностью используемая для массового оздоровления трудящихся. Дальнейшее развитие курортного строительства выдвигает в качестве первоочередных задач выявление оптимальных путей рационального использования и охраны ресурсов пресных и минеральных вод района, а также вовлечение и курортное освоение новых, часто закарстованных территорий, как прибрежных, так и горных. При решении этих задач необходимо учитывать природные особенности Западного Кавказа — классической карстовой области юга России.

Объектом исследования данной работы являются карстовые полости западного Кавказа, а так же карстовые процессы, а предметом - их физико-географическая и экономико-географическая характеристика
Цель работы – произвести анализ рекреационного использования карстовых полостей Кавказского региона.

Для решения цели работы были поставлены ряд задач:

1) Изучить понятия об рекреационной деятельности.
2) Изучить роль карстовых полостей в организации рекреационной деятельности.

3) Описать физико-географическую характеристику карстовых полостей Кавказа.
4) Проанализировать экономико-географическую характеристику использования пещер Кавказа.

Основой для написания данной курсовой работы явились научные публикации Г. А Максимовича, В.Н Дублянского, В. И. Клименко, Н.А. Гвоздецкого, Б.А.Вахрушева, В. В. Илюхина и других авторов.

Актуальность данной работы состоит в том, что рекреационная деятельность в юго-западной части России, непосредственно в Кавказском регионе, в настоящее время активно начала развиваться и целесообразно использовать максимальный потенциал природных ресурсов, в том числе, непосредственно карстовых. Значимость данной темы для развития рекреационной деятельности в данном регионе имеет весьма важные значение, так как альтернативные виды рекреации и рекреация которая носит активно-спортивный характер в настоящее время пользуются большим спросом.

Именно эти факторы актуальны, при современном изучении рекреационного потенциала карстовых районов Кавказа, так как от изучения их, зависит максимальный потенциал использования их в целях разнообразного отдыха, а так же получение государством дополнительных доходов.

Курсовая работа состоит из реферата, введения, четырех разделов, заключения и списка литературы, включающего 10 наименований. Общий объем работы н-ое количество страниц. В ней содержится дофига рисунков.

 

 

Понятие о рекреационной деятельности

Рекреационная деятельность -это один из комплексных видов жизнедеятельности человека, направленный на оздоровление и удовлетворение духовных потребностей в свободное от работы время. При употреблении понятия «рекреационная деятельность» зачастую имею в виду - физическую рекреацию, то есть - двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность.

Рекреационная деятельность определяется тремя факторами: рекреационными потребностями, рекреационными ресурсами и наличными денежными ресурсами.

Рекреационные потребности человека – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.

Рекреационные потребности общества – потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.

В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их появления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:· восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности (что, собственно, и дало имя этому феномену – рекреация);

· развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми и т. д., т. е. развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;

· формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей и т. д.

Рекреационная деятельность становится все более диверсифицированным видом хозяйственной деятельности. Сейчас фактически все отрасли хозяйства так или иначе вовлечены в предоставление услуг по отдыха и лечения

Виды рекреационной деятельности чрезвычайно диверсифицированы. Это связано с ее многообразием, сложностью и комплексностью.

В целом можно выделить следующие виды рекреационной деятельности: лечебно-курортная, оздоровительно-спортивная, познавательная, развлекательная. В наше время абсолютно четко их дифференцировать невозможно Это связано с тем, что взаимопроникновение различных видов рекреационной деятельности в настоящее время является велением времени. Ориентируясь по тем или иным причинам на какой-то один основной вид рекреационной деятельности, отдыхающие хотели бы максимально наполнить свое свободное время всеми доступными им другими ее видамами, тем самых усложняя определения приоритетного направления.

Лечебно-курортная рекреационная деятельность базируется на использовании природных ресурсов: климата, минеральных лечебных вод, грязей, озокерита, соляных шахт, кумысолечения и их сочетания. Этот вид рекреационной деятельности по своей сути должен быть наиболее регламентированным. Лекарственные предписания, строгий режим, климатические, региональные, возрастные, половые и другие ограничения делают лечебно-курортную

деятельностью наиболее закрытого характера.

Оздоровительно-спортивный вид рекреационной деятельности является разнообразным. В нем преобладает деятельность у воды и в воде От 70 до 80% туристов предпочитают купанию и загоранию на пляже. Купально-пляжная деятельность позволяет отдыхающим получать самые разнообразные услуги (купание, солнечные ванны, питание, игра с мячом, водные лыжи, парапланеры, виндсерфинг, прогулки по берегу т.д.).

Среди других видов оздоровительно-спортивной рекреационной деятельности можно выделить маршрутный, прогулочный, водный, подводный (дайвинг), рыболовный, охотничий, горнолыжный туризм, альпинизм, спелеотуризм. Каждый из этих видов деятельности постоянно диверсифицируется. Например, подводный туризм делится на спортивный, познавательный, археологический, экстремальный.

Систематический мониторинг реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должен проводиться в широком диапазоне, включая следующие аспекты экономический, медико-биологический, демографический, социологический, социально-психологический и природоведческий. Такая широта исследования объективно вытекает из того, что формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Социально-экономические факторы: уровень развития производительных сил; уровень производства потребительских благ; уровень развития сферы отдыха и туризма; реальные денежные доходы населения; цены на товары и услуги (рекреационные); уровень развития транспортной инфраструктуры; длительность отпусков; постановка рекламы и информации о рекреационных районах и туристских маршрутах; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; подвижность населения; национальные традиции.

2. Демографические факторы: урбанизация; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.

3. Социально-психологические факторы: коммуникабельность; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.

4. Медико-биологические факторы: состояние здоровья населения.

5. Природные факторы: природная зона, в которой проживает человек, особенности географического положения по отношению к морям, горам.

По характеру рекреации ее дифиренцируют на:
1) Активный туризм, во время которого отдыхающие большую часть времени или постоянно находятся в пути, ночуя, в большинстве случаев, каждый раз на новом месте.

2) Транспортно-экскурсионный туризм - разновидность познавательного туризма. Путешествие производится на общественном транспорте - теплоходах, поездах, автобусах. Задачи фирмы-организатора - стыковка движения транспорта и работы учреждений отдыха, питания и экскурсий по маршруту движения.

3) Стационарный туризм, при котором отдыхающие большую часть времени или постоянно проживают на одном месте - на турбазе, в санатории, доме отдыха, пионерском лагере и др., а также в частном секторе.

Классификация по продолжительности путешествия.
1)Однодневные экскурсии.
2) Кратковременный ("конца недели", "weekend"). Отдых продолжительностью 2-3 дня.

3) Многодневный. Любой тур продолжительности более 3 дней.

Классификация по удаленности от места постоянного проживания (по Забелина, 1987).
1) Пригородный отдых. Ограничивается расстоянием, на которое может уехать отдыхающий на 1-2 дня. Это около 100 км для автобусных экскурсий, кратковременного дачного или пикникового отдыха, около 50 км для однодневного отдыха на природе всех видов.

2) Местный туризм. Ограничивается расстоянием около 200-300 км, как правило, территорией своего субъекта федерации и близлежащими участками соседних области.
3) Дальний туризм. Поездка на отдых на большое расстояние, в большинстве случаев многодневная. Имеет смысл для посещения каких-либо объектов, отсутствующих в местах постоянного проживания, то есть относительно уникальных.

Классификация по численности группы
1) Индивидуальный тур - 1-2 человека.

2) Узкогрупповой тур - 3-15 человек

3) Групповой тур - до 100 и более человек.

Спелеотуризм — новый, активный вид рекреации, который заключается в

посещение пещер со спортивной или познавательной целью. Смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.).

Спелеотуры - это возможность для многих туристов на протяжении всего года посетить общедоступные и необорудованные пещеры. Для многих туристов это дает возможность прикоснуться к загадкам подземного мира и почувствовать всю его уникальную красоту.

 

Особо привлекателен такой вид отдыха для любителей приключений, тайн и новых ощущений, так как данный вид рекреации новый, по сравнению с другими, можно даже сказать – экзотический. Во время такого похода приходится спускаться в недра земли. Здесь Вы можете увидеть прекрасные подземные озера и реки, загадочные сталагмиты и сталактиты. Но рекреация данного рода отдыха требует от Вас не только специального снаряжения, но и хорошей физической формы. Поэтому спелеотуризм,как вид экстремального отдыха, предназначается для избранных. Условия подземелий и пещер могут быть разнообразными, поэтому спелеотуристу необходимо владеть навыками скалолазания, дайвинга, а также не боятся замкнутого пространства.
Занятия спелеотуризмом требуют от самих туристов некоторых навыков, таких как выносливость, силу и ловкость. Кроме того, необходимо владеть навыками скалолазания, умение плавать и нырять, а также уметь пользоваться различными страховочными средствами.

Тур для такого путешествия будет состоять из двух частей - надземной, которая будет включать в себя путешествие до пещеры на любом виде транспорта, и подземной, которая непосредственно проходит по подземным пещерам.

Передвижение по подземному маршруту затруднено различного вида естественными преградами - узкие щели, завалы, колодцы, подземные реки. В связи с такими обстоятельствами все спелеотуры условно разделяются на категории сложности в зависимости от пожеланий и подготовленности туристов. Экосистема поземных пещер очень хрупкая, поэтому спелеотуристы должны бережно относится к подземной природе, которая очень долго восстанавливается.

Особенности спелеотуризма:

-Высокая сложность маршрута, обусловленная наличием самых разнообразных препятствий, которые не встречаются на поверхности, а именно – сифоны, сложные спуски, узкие щели, завалы, колодцы, поземные реки и озера.

-Отсутствие естественного освещения или частичное в верхней части.

-Нет возможности естественной ориентировки на местности.

-Высокая степень автономности во время экспедиции (с «землей» отсутствует даже связь, группы не большие по количеству).

-Высокая степень влажности (часто почти 100%).

-Большая вероятность опасных и катострафических ситуаций.

-Ограниченность по использованию (требуется разряд к некоторым видам пещер).

-Наличие специального снаряжения и оборудования.

-Обязательное условие – наличие гида-проводника.

Спелеотуризм в России

Основная база для развития спелеотуризма в России была заложена в СССР в середине 20 века. Спелеотуризм возник из спелеологии и изначально его позволить могли только ученые для своей научной деятельности. Но спустя некоторое время, когда начал развиваться альтернативный вид рекреации в мире, спелеотуризмом начали интересоваться не только ученые, но и обычные туристы.

Прочная база была создана в СССР на основе ведущих научно-учебных организациях (спелеологические школы, секции, несколько спелеологических институтов и т.д.), за время перестройки и девяностые-нулевые годы она была в значительной степени разрушена. И лишь с недавнего времени началось возрождение отечественного спелеотуризма. В Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске и на Урале, в Крыму стали вновь возникать спелеотуристические секции и клубы, где дается теоретическая подготовка и оттачиваются практические навыки поведения в пещере.

 

Основные спелеотуристические районы России

На территории России насчитывается более 3000 пещер разного класса сложности. Наиболее популярными местами для спелеотуризма являются Краснодарский, Алтайский, Красноярский, Хабаровский край, Архангельская и Тульская области, Подмосковье, Урал, Крым. Но пока «благоустроенных» пещер для широкого круга рекреантов, в которые можно спуститься без всякого риска для здоровья и жизни, значительно меньше, чем «диких», требующих определенных профессиональных навыков.

В зависимости от региона спелеосезон начинается и заканчивается в разное время. Если говорить о центральной части России, то он длится с октября по март.

 

 

Роль карстовых полостей в организации рекреационной деятельности.(условия и факторы), какие пещеры можно использовать.

 

Пещеры – как объект использования человеком, известны очень давно. Еще в древнем мире люди использовали их как место для жилья, строили в них храмы, молитвенники, проводили ритуалы. Но с развитием общества их в роль в жизни начала уменьшатся и только единицы людей их использовали. Многие тысячелетия и сотни лет «культурные» пещеры находились в заброшенном состоянии и только в 19-20 веке начали вновь активно изучаться археологами и спелеологами. При изучении «культурных» пещер были обнаружены и сейчас обнаруживаются новые пещеры в карстовых районах.

Что касается роли карстовых полостей в организации рекреационной деятельности то я выделяю следующие исторические этапы:

1) Этап «первобытного человека». Как известно, многие первобытные люди часто жили в пещерах, но пещеры они использовали не только как место для своего сна, но и место для отдыха, место для восстановления своих физических и психологических сил. Для примера – наскальные рисунки, как продукт деятельности, который был образован в результате психологического и физиологического снятия напряжения, после охоты или определенного события.

 

2) Этап «средневековый» начало 1 тысячелетия и до н.в. Пещеры, человек прошлых эпох, считал особым, святым, необычным местом. Так как считал, что они образованы внешними силами и в них сосредоточенна огромная энергения. Зачастую в них люди строили храмы, молились своим богам. Исходя из этого, можно считать, что люди производили в них некую рекреационную деятельность. Так как понятие рекреация звучит как - восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища.

 

3) Этап «современного человека», середина с 18 века до н.в. Использование пещер в таком виде, каком мы наблюдаем сейчас началось с середины 18 века. Но первая письменная работа об пещерах, систематизирующих знания человека о них, опубликовал в 1654 г. Я. Гаффарель. В книге "Подземный мир" он разделил их на пять групп: божественные, человеческие, звериные, природные и искусственные. Но эта работа имела больше публицистично-фантастический характер, чем научный. Первая же серьезная работа была выполнена в мае 1748 т. математиком И. Нагелом при спуске в пещеру Мацоха. Теоретические представления этого времени обобщены в книге Сито де ла Фона "Чудеса натуры" (1788). Именно с этого периода началось научно-рекреационное использование пещер которое дошло до наших дней. То есть – целенаправленная, активная деятельность человека на изучение пещеры и при этом получение психологической разгрузки в ходе необычного время провождения.

 

Условия и факторы организации рекреационной деятельность в карстовых областях.

Условия для развития карста – как для геологического процесса, на нашей планеты благоприятны, так как карст потенциально занимает до 60-70 % земной поверхности, но не все карстовые процессы создают пещеры и другие объекты потенциального рекреационного значения. Так же следует отметить то, что условия наличия уже готовых пещер – это еще не фактор для развития в данном регионе спелеотуризма, так как, обычно, спелеотуризм – дополнение к основному виду туризма. Это происходит из-за ряда причин:

1) Данный вид туризма относится к «экзотическим», так как на него обычно малый спрос по сравнению с другими видами рекреации.

2) Данный вид туризма имеет жесткие ограничения по здоровью рекреантов.

 

3) Данный вид туризма имеет повышенную стоимость по сравнению с традиционными видами рекреации. Это происходит по тому, что для спелеотуризма зачастую требуется индивидуальное оборудование, наличие гида-проводника, специальные разрешения на посещения пещеры.

 

Из огромного числа пещер которые находятся на нашей планете для спелеотуризма пригодно лишь малая доля, приблизительно 20-30 %. Это лимит установлен из-за того, что пещеры – объекты повышенной опасности и без определенной квалификации и подготовки их посещение категорически запрещено, так как опасно для жизни. К основным фактором, которые лимитируют использование тех или иных пещер следует отнести:

-локация пещер на территориях ООПТ.

-пещеры в сейсмически-активных зонах.
-пещеры в зонах с гумидным климатом (существует опасность затопления).

 

Но, из малой доли пригодных для использования пещер, все же данные объекты пользуются интересом и спросом у людей. Официальное количество спелеотуристов посчитать практически невозможно, так как далеко не все посещаемые пещеры имеют определенное оснащение, что вело бы за собой подсчет посетителей. Многим пещерам оборудованность попросту не рентабельна, так как их размеры и формы не имеют «товарного» вида, который заинтересует широкий круг рекреантов. По неофициальным данным ежегодно оборудованные пещеры посещают от 3 млн – до 4,5 млн человек. На первый взгяд эта цифра может оказаться большой, но это количество во всем мире. И география интенсивности посещения имеет свои фокусы в виде всемирно-известных, таких как Мамонтовая и др.

 

Date: 2015-09-22; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию