Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древняя Греция. Однако по‑настоящему плодородную почву для своего развития ораторское искусство обрело в Афинах
Однако по‑настоящему плодородную почву для своего развития ораторское искусство обрело в Афинах. Первыми в риторике по‑настоящему преуспели софисты. В стремлении к гармоничному образованию они обучали своих учеников трем вещам: рассуждать, говорить и действовать. Софисты обучались ораторскому искусству, выступая на публике, обсуждая творчество поэтов, упражняясь в импровизированных речах и ведении споров. Горгий, известный греческий мастер риторики, передал свои знания многим ораторам, а один из его учеников, Исократ (436–338 годы до н. э.), ввел риторику в учебное расписание афинских школ. Исократ расширил изучение ораторского искусства, решив не ограничиваться одной лишь риторикой, и соединил ее с большей частью философии Сократа, усвоенной им в те времена, когда он был учеником Сократа. Несмотря на те достоинства, которые приписывают ему историки, Исократ имел одну любопытную особенность: сам он никогда не выступал с публичными речами; они просто исследовал техники и описывал их. Говорят, что у него был тихий голос, и его страшила мысль о выступлении перед аудиторией. Еще один ритор, Анаксимен из Лампсакуса, жил в это же время, в IV веке до н. э.; он внес огромный вклад в понимание ораторского искусства, предложив его классификацию. Наблюдения заставили Анаксимена разделить риторику на три жанра: совещательную, изобразительную и судебную. Аристотель взял эту классификацию в качестве основы и разработал более подробную систему. Аристотель учился у Платона в течение долгого времени – примерно двадцати лет. Платон настолько сильно восхищался своим учеником, что когда тот как‑то раз не пришел на собрание академии, сказал: «Разум отсутствует». Аристотель родился в 384 году до н. э. в Стагире, древней ионической колонии в Халкидиках. В возрасте семнадцати лет он отправился для завершения образования в Афины. Аристотеля считают самым влиятельным философом античности, преуспевшим практически во всех областях; он был выдающимся политиком, моралистом и метафизиком, глубоко интересовался естественными науками, психологией и историей философии. «Предметы обсуждения» (Topics), один из его трактатов, вошедших в «Органон», труд, посвященный логике, побудил Аристотеля написать трехтомную «Риторику», которая стала древнейшей книгой, сохранившейся до наших дней. В первом томе было пятнадцать глав, и он был посвящен ораторам. В нем обсуждались линии рассуждений, используемые ораторами в зависимости от степени восприимчивости слушателей. Второй том состоял из двадцати шести глав и был посвящен слушателям. В нем рассмотрены эмоциональные аспекты и ход рассуждений с точки зрения слушателей. В третьем томе было девятнадцать глав и речь шла о понимании послания. Здесь говорилось о стиле и различных частях выступления. «Риторика» Аристотеля – это труд, построенный на принципе правдоподобия; не на том, что есть на самом деле, а на том, что аудитория считает возможным. По мнению автора, риторика – способность теоретически предсказывать, что может убедить слушателей в том или ином случае. Сам Аристотель не был оратором; он посвятил себя изучению и преподаванию ораторского искусства, но сам публично не выступал. Еще один грек, который не был рожден великим оратором – Демосфен. Однако он отказался смириться со своим уделом и, благодаря своей преданности мечте, преодолел целый спектр физических недостатков и стал одним из величайших ораторов, которых знала Греция (я уже упоминал Демосфена в главе 3, когда говорил о качестве, чрезвычайно важном для ораторов, – целеустремленности). Демосфен применил существовавшие правила выступлений, базирующиеся на практичности Коракса, расширенные артистическим дарованием Исократа и отточенные интеллектом Аристотеля, и узнал, как, объединив практичность и мышление – публичные выступления и риторику, можно создать восхитительный шедевр ораторского искусства.
Рим
Во II веке н. э. Рим находился под сильным влиянием греческой культуры, в том числе и ее искусства публичных выступлений. В разные периоды это вызывало сопротивление, однажды цензор Крассус издал указ о закрытии всех школ, в которых обучали ораторскому искусству. Столь крайняя мера лишь подхлестнула интерес римлян к изучению этого искусства, вызывавшего их восхищение, и как только Крассус покинул пост, все школы открылись вновь и приняли еще большее количество учеников. Величайшим оратором Древнего Рима был Цицерон. Он родился в I–VI году до н. э. и с молодости изучал искусство публичных выступлений. Когда Цицерону было всего лишь десять, его отец отдал его на обучение двум мастерам ораторского искусства. В возрасте четырнадцати лет Цицерон начал изучать риторику, а в шестнадцать постигал ораторское искусство, наблюдая за дебатами великих ораторов того времени, выступавших на собраниях. Цицерон очень много писал на тему публичных выступлений. Вот его лучшие работы: De Oratore (трехтомный трактат в форме диалога, в котором автор дает определение, кто такой оратор, и пересматривает традиционную риторику); Orator (в которой изображен идеальный оратор); Brutus (труд в форме диалога, посвященный истории ораторского искусства и величайшим ораторам Рима); Partitiones oratoriae (эссе, в котором исследуются разделы риторики и обсуждается изобретательность: умение находить аргументы и рассуждения для убеждения слушателей); Topica (компиляция «Предметов обсуждения» Аристотеля, которую Цицерон написал без консультаций, по памяти, всего лишь за восемь дней, во время своего путешествия в Грецию). Хотя Цицерона считали идеальным оратором, восхитительным писателем и обладателем блестящего ума, он был тщеславным человеком, которого влекло к сильным мира сего. В политике он постоянно переходил из одного лагеря в другой, в зависимости от того, на чьей стороне была сила; он легко менял свои идеалы, если это сулило славу и власть. Величайший оратор Древнего Рима встретил ужасный конец: он попал в руки людей Марка Антония, был убит и обезглавлен. Его правую руку и голову выставили на всеобщее обозрение на Римском форуме, а язык, проткнутый колом, показывали публике. После Цицерона особое место в истории римского ораторского искусства занимает Квинтилиан. Он родился в Испании в середине I века н. э. и юношей приехал в Рим, чтобы изучать ораторское искусство. Его отец и дед были риторами, и именно отец стал его первым учителем риторики. Труд Квинтилиана Institutio oratoria представляет собой двенадцатитомную компиляцию знаний всех авторов, живших до него. Это произведение рассказывает об обучении оратора с самого детства по подробной учебной программе. В первом томе обсуждается обучение сначала грамматике, а потом риторике. В томе 2 дается определение риторики и рассказано о ее полезности. В томах с 3 по 7 обсуждаются изобретательность и композиция. Тома с 8 по 10 посвящены красноречию и дикции. Том 11 посвящен выступлениям и различным аспектам памяти. Наконец, в томе 12 ораторов учат быть культурными людьми и обсуждают моральные качества, необходимые тем, кто решил стать оратором. После трактата Квинтилиана появилось мало столь же важных произведений. Авторы почти всегда следовали наблюдениям, содержащимся в двенадцати томах Institutio oratoria и произведениях более ранних авторов. Те, кто выбирал иные пути, нежели великие мастера, не смогли изобрести практически ничего нового.
Date: 2015-09-24; view: 363; Нарушение авторских прав |