Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для студентов заочной формы обучения. (разделы, темы, виды занятий, объем часов)
(разделы, темы, виды занятий, объем часов)
Таблица 1. Срок обучения – 6 лет.
Таблица 2. Срок обучения – 3,5 года.
Содержание разделов учебной дисциплины. Раздел I. История культурологической мысли Предмет курса “Культурология”. Разнообразие и сложность определения термина “культура”. Историческое развитие представлений о культуре. Основные этапы становления культурологии (наука о Разуме, наука о цивилизации, наука о человеке, наука о человеческом сознании). Культурологические школы ХХ века: общественно-историческая (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), натуралистическая (З.Фрейд, К.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский), социологическая (Т.Элиот, В.Парето, П.Сорокин, Т.Парсонс), структурально-символическая (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Ю.Лотман).
Раздел II. Сущность и типология культуры. Современные научные представления о культуре. Понятия “культурная ценность”, “норма”, “обычай”. Классификация культурных ценностей. Соотношение универсального и уникального в культуре. Человек и культура. Общество и культура. Проблема неоднородности в культуре. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура, суб- и контркультура, феномен “массовой” культуры. Соотношение структуры и функций культуры. Культура как поиск смысла человеческого существования. Культ и культура. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод изучения культуры. Критерии и основания для типологической классификации культуры (зтнографические, социологические). Идеальные культурные типы (М.Вебер). Типологические модели культуры: типологическая модель культуры в теории локальных цивилизаций О.Шпенглера и А.Тойнби; социокультурные суперсистемы П.Сорокина; концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского; концепции Ф.Нортропа; ось мирового времени К.Ясперса; технологическая концепция культуры Х.Ортеги-и-Гассета.
Раздел III. Формы культуры. Культура человека. Основные элементы индивидуальной культуры (интеллектуальная, психологическая, нравственная, политическая, мировоззренческая, эстетическо-художественная, религиозная культура и др.). Соотношение индивидуальной культуры человека и общественной. Личностные ценности. Смысл культурного творчества человека. Искусство как форма культуры. Художественная культура, ее соотношение с искусством. Теории происхождения искусства: “имитативная теория” (Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О.Конт, Ж.Даламбер); искусство как реализация “инстинкта украшения” (Ч.Дарвин, К.Грос); игровая концепция происхождения искусства (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Плеханов); искусство как способ социализации личности (Л.Выготский). Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, отражение действительности, игра, познание и т.д. Система наук об искусстве. Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры. Искусство элитарное и массовое. Проблема “дегуманизации искусства”. Динамика художественной культуры. Типология искусства. Система и виды искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру. Религия в системе культуры. Религиозная картина мира. Религиозное и светское начала в культуре. Религия как форма иррационального осмысления бытия. Структура религии (религиозное сознание, культ, организация). Предполагаемые доказательства существования Бога. Функции религии в жизни человека. Наука как форма культуры. Научная картина мира. Критерии научности. Этические ценности науки. Научная революция. Взаимодействие науки с другими элементами культуры.
Раздел IV. Техника и культура. Понятие “техника”. Осознание опасности техники в ХХ веке. Техника в ракурсе различных наук. Социокультурные аспекты техники. Взаимодействие техники с другими элементами культуры. Основные модели технического развития: технологический детерминизм и ценностный детерминизм. Естественный и искусственный интеллект. Выживание человека в техномире.
Раздел V. Взаимодействие культур. Межкультурная коммуникация. Преемственность и взаимодействие в культуре. Культура и цивилизация. Тождественны ли понятия культура и цивилизация? Роль культуры в динамике цивилизаций. Концепция цивилизационного развития. Техногенная и традиционная цивилизации. Условия выхода из кризиса техногенной цивилизации. Основные понятия курса: культурология, артефакт культуры, символ, ценности культуры, традиции, архетип культуры, материальная и духовная культуры; народная, элитарная и массовая культуры; творческая деятельность, знаковость культуры, модернизация, массовое сознание, массовое и элитарное искусство.
Date: 2015-09-23; view: 273; Нарушение авторских прав |