Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов заочной формы обучения. (разделы, темы, виды занятий, объем часов)





(разделы, темы, виды занятий, объем часов)

 

Таблица 1. Срок обучения – 6 лет.

Наименование разделов и тем Максим. учебная нагрузка Количество аудиторных часов Самост работа
всего Лекц. занятия Практич занятия
Раздел 1. История культурологической мысли       -  
Тема 1.1. Предмет курса «Культурология». Теоретико-понятийное определение.          
Тема 1.2. Основные этапы становления культурологии. Культурологические школы.          
Раздел 2. Сущность и типология культуры.       -  
Тема 2.1. Структура культурологии. Основные понятия, категории, ценности.          
Тема 2.2.Критерии типологической классификации культуры. Основные культурологические модели.          
Раздел 3. Формы культуры.       -  
Тема 3.1. Культура человека и культура общества.          
Тема 3.2.Искусство как форма культуры.          
Тема 3.3. Религия в системе культуры.          
Тема 3.4. Наука как форма культуры.          
Раздел 4. Техника и культура.          
Тема 4.1.Социокультурные аспекты техники.          
Тема 4.2.Основные модели технического развития.          
Раздел 5. Взаимодействие культур.          
Тема 5.1. Межкультурная коммуникация. Диалог культур.          
Тема 5.2. Культура и цивилизация.          
Решение зачетного теста (подготовительная работа со справочной литературой).   - - -  
Выполнение контрольной работы.   - - -  
ИТОГО:          

 

 

Таблица 2. Срок обучения – 3,5 года.

Наименование разделов и тем Максим. учебная нагрузка Количество аудиторных часов Самост работа
всего Лекц. занятия Практич занятия
Раздел 1. История культурологической мысли       -  
Тема 1.1. Предмет курса «Культурология». Теоретико-понятийное определение.     0,5    
Тема 1.2. Основные этапы становления культурологии. Культурологические школы.     0,5    
Раздел 2. Сущность и типология культуры.       -  
Тема 2.1. Структура культурологии. Основные понятия, категории, ценности.          
Тема 2.2.Критерии типологической классификации культуры. Основные культурологические модели.          
Раздел 3. Формы культуры.       -  
Тема 3.1. Культура человека и культура общества.          
Тема 3.2.Искусство как форма культуры.          
Тема 3.3. Религия в системе культуры.     0,5    
Тема 3.4. Наука как форма культуры.     0,5    
Раздел 4. Техника и культура.          
Тема 4.1.Социокультурные аспекты техники.     0,5    
Тема 4.2.Основные модели технического развития.     0,5    
Раздел 5. Взаимодействие культур.          
Тема 5.1. Межкультурная коммуникация. Диалог культур.          
Тема 5.2. Культура и цивилизация.          
Решение зачетного теста (подготовительная работа со справочной литературой).   - - -  
Выполнение контрольной работы.   - - -  
ИТОГО:          

 

 

Содержание разделов учебной дисциплины.

Раздел I. История культурологической мысли

Предмет курса “Культурология”. Разнообразие и сложность определения термина “культура”. Историческое развитие представлений о культуре. Основные этапы становления культурологии (наука о Разуме, наука о цивилизации, наука о человеке, наука о человеческом сознании). Культурологические школы ХХ века: общественно-историческая (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), натуралистическая (З.Фрейд, К.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский), социологическая (Т.Элиот, В.Парето, П.Сорокин, Т.Парсонс), структурально-символическая (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Ю.Лотман).


 

Раздел II. Сущность и типология культуры.

Современные научные представления о культуре. Понятия “культурная ценность”, “норма”, “обычай”. Классификация культурных ценностей. Соотношение универсального и уникального в культуре. Человек и культура. Общество и культура.

Проблема неоднородности в культуре. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура, суб- и контркультура, феномен “массовой” культуры. Соотношение структуры и функций культуры.

Культура как поиск смысла человеческого существования. Культ и культура.

Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод изучения культуры. Критерии и основания для типологической классификации культуры (зтнографические, социологические). Идеальные культурные типы (М.Вебер).

Типологические модели культуры: типологическая модель культуры в теории локальных цивилизаций О.Шпенглера и А.Тойнби; социокультурные суперсистемы П.Сорокина; концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского; концепции Ф.Нортропа; ось мирового времени К.Ясперса; технологическая концепция культуры Х.Ортеги-и-Гассета.

 

Раздел III. Формы культуры.

Культура человека. Основные элементы индивидуальной культуры (интеллектуальная, психологическая, нравственная, политическая, мировоззренческая, эстетическо-художественная, религиозная культура и др.). Соотношение индивидуальной культуры человека и общественной. Личностные ценности. Смысл культурного творчества человека.

Искусство как форма культуры. Художественная культура, ее соотношение с искусством. Теории происхождения искусства: “имитативная теория” (Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О.Конт, Ж.Даламбер); искусство как реализация “инстинкта украшения” (Ч.Дарвин, К.Грос); игровая концепция происхождения искусства (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Плеханов); искусство как способ социализации личности (Л.Выготский). Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, отражение действительности, игра, познание и т.д. Система наук об искусстве. Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры. Искусство элитарное и массовое. Проблема “дегуманизации искусства”. Динамика художественной культуры. Типология искусства. Система и виды искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.

Религия в системе культуры. Религиозная картина мира. Религиозное и светское начала в культуре. Религия как форма иррационального осмысления бытия. Структура религии (религиозное сознание, культ, организация). Предполагаемые доказательства существования Бога. Функции религии в жизни человека.

Наука как форма культуры. Научная картина мира. Критерии научности. Этические ценности науки. Научная революция. Взаимодействие науки с другими элементами культуры.

 

Раздел IV. Техника и культура.

Понятие “техника”. Осознание опасности техники в ХХ веке. Техника в ракурсе различных наук. Социокультурные аспекты техники.


Взаимодействие техники с другими элементами культуры. Основные модели технического развития: технологический детерминизм и ценностный детерминизм. Естественный и искусственный интеллект. Выживание человека в техномире.

 

Раздел V. Взаимодействие культур.

Межкультурная коммуникация. Преемственность и взаимодействие в культуре.

Культура и цивилизация. Тождественны ли понятия культура и цивилизация? Роль культуры в динамике цивилизаций. Концепция цивилизационного развития. Техногенная и традиционная цивилизации. Условия выхода из кризиса техногенной цивилизации.

Основные понятия курса: культурология, артефакт культуры, символ, ценности культуры, традиции, архетип культуры, материальная и духовная культуры; народная, элитарная и массовая культуры; творческая деятельность, знаковость культуры, модернизация, массовое сознание, массовое и элитарное искусство.

 

 







Date: 2015-09-23; view: 273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию