Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из каких компонентов состоит структура культуры?
Существуют различные взгляды и научные направления о том, какие социальные «элементы» включает в себя культура как целостная система. Наиболее распространенное представление о структуре – это диалектическое единство двух составляющих: материального и духовного в культуре. В первой половине ХХ в. возникло представление о культуре, как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры – взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры – взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры – идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности. По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов: понятия (концепты) – представления и понятия, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире; отношения – взаимосвязи со всем, что есть во времени и пространстве; ценности – как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть; правила – что делать и как делать (нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. На наш взгляд, культура включает в свою структуру следующие элементы: 1. Сознание – это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. А абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир и предвидеть будущее. 2. Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек, в отличии от животных, оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентаций. 3. Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно‑логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление, язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды. 4. Деятельность – это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной природы. Человеческая деятельность в отличии от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому, человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способов его жизнедеятельности.
Date: 2015-09-23; view: 761; Нарушение авторских прав |