Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие сущности государства
Сущность государства, как наиболее общая государствоведческая категория, обозначает самые важные внутренние его стороны, то, что остается устойчивым на всем протяжении его существования. Это то главное, что присуще всякому конкретному государству, то, что является общим для всех государств, то, без чего нет государства как такового. Демокрит, характеризуя сущность, утверждал, что она неотделима от самой вещи. Сущность государства – это абстракция, это скрытое или, как еще выражаются, внутреннее его содержание, не выражающееся в реальном образе. Сущность государства вообще не существует, как не существует человека вообще, дерева вообще, плода вообще. На протяжении истории цивилизации были и есть конкретные государства – Египет, Китай, Индия, Франция, Россия, Беларусь и т. д. Все они имеют свою специфику и в то же время нечто общее, без чего государства как такового нет. Сущность государства есть то общее остающееся в нем всегда, самое характерное, главное, то, что реально существует в каждом конкретном государстве. В этом смысле сущность является реальностью. Сущность государства – это его внутренние стороны, глубинные процессы, существенные связи и отношения, наиболее характерно выражающиеся в его самых значимых признаках. У государства вообще сущность одна. Некоторые авторы ошибочно усматривают в государстве несколько сущностей по мере его изменения в связи с развитием общества. Дескать, раньше у государства была одна сущность, а теперь совершенно другая. Такое представление о сущности государства является результатом отождествления категории «сущность» и категории «содержание». Да, государство изменяется по мере изменения общества, но изменения происходят в пределах (рамках) одной и той же сущности (т. е. государства как социального явления вообще); изменяется не сущность, а содержание (конкретизирующая сущность) государства, непосредственно предопределяемое исторически изменяющимися потребностями общества. Точно так же, как скажем, человек. Изменяясь по мере развития общества и условий, в которых он находится, становясь все более знающим, образованным, культурным, тем не менее, остается неизменным именно как человек, обладая сознанием, умением производить орудие труда и другими основными качествами, только ему свойственными. Если сущность государства становится иной – это уже не государство, а нечто другое – его антипод. При исследовании конкретного государства с целью выделения наиболее важного, самого значимого в нем (с точки зрения его специфики) используют иногда понятие «сущность», но экстраполировать эту «сущность» на государство вообще – значит совершать методологическую ошибку, наделять особенное, отдельное, частное всеобщим и тем самым вносить путаницу в понимание сущности государства вообще. Сущность государства наиболее емко выражается прежде всего в его основных признаках и лаконично формулируется в определении. Именно с понимания сущности государства в русле логического дедуктивного метода исследования начинается познание государствоведческих проблем. Выдающийся античный мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: «Ведь отправной точкой всякого последовательного изучения любого вопроса должно быть определение, дабы можно было понять, о чем именно рассуждать»[44]. На протяжении тысячелетий выдающиеся умы человечества пытались ответить на вопрос, что такое государство, не только ради познания истины, не только для того, чтобы объяснить это реально существующее очень сложное социальное явление, «раздеть» его, проникнуть в его сущность, проявление которого затрагивает интересы каждого человека, неизбежно подвергающегося воздействию государственной власти, но и для того, чтобы создать модель должного, идеального типа государства. Такие попытки в прошлом предпринимались Конфуцием, Платоном, Аристотелем, Цицероном, Ж. Боденом, Г. Гроцием, И. Кантом, Г. Гегелем, Г. Еллинеком, Г. Кельзеном и другими, а также многими современными философами, политологами, юристами. В масштабном плане под государством древнегреческие и древнеримские стоики понимали космос, вселенную, природу и общество вместе взятые. Космическое государство они именовали подлинным, истинным, наряду с которым есть и государство свое (человеческое). По Цицерону государство – это народ, но народ не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Платон же полагал, что государство (полис) – это совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Выдающийся древнекитайский философ Конфуций исходил из того, что государство представляет собой большую семью во главе с императором, основанную на подчинении одних другим в соответствии с нравственными устоями. Согласно Аристотелю и основателю естественной школы права Г. Гроцию государство – это совершеннейшая политическая организация для соблюдения права и достижения высшей степени благосостояния, общего блага, общей пользы. И. Кант, один из основателей теории правового государства, определял государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Марксисты под государством понимают аппарат, «машину», осуществляющую организованное насилие одного класса над другим. Основоположник теории государственного суверенитета Ж. Боден и Т. Гоббс отождествляли государство с абсолютной властью одного лица – монарха. Король Франции периода абсолютизма Людовик XIV так и заявил: «Государство – это я». Да и в современную эпоху звучат подобные заявления. Являясь президентом Перу, А. Фухимори в интервью, опубликованном в бразильском журнале «Вежа», счел нужным заявить: «Сейчас власть в Перу – это я, но эта власть мне дана народом, который я представляю»[45]. Таким образом, в масштабном плане государство интерпретируется в диапазоне вселенной, общества, большой семьи, политической организации, аппарата, единоличного властелина. В сущностном аспекте, в социальном предназначении государства теологи главным считали обеспечение установленного богом иерархического порядка; Конфуций – нравственных устоев; Платон – общего интереса; Аристотель – счастливой жизни; Ф. Аквинский – общего блага, условий для достойной, разумной жизни; Ж. Боден – суверенитета монарха; Ж. Ж. Руссо – народного суверенитета; И. Кант и его последователи – правового порядка. Социальную роль государства особенно возвеличивали Т. Гоббс и Г. Гегель. По Т. Гоббсу в государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, изысканность, знания, благосклонность. С точки зрения Г. Гегеля государство – это действительность нравственной идеи, образ и действительность разума, шествие Бога в мире. Date: 2015-09-23; view: 318; Нарушение авторских прав |