Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игра-драматизация в сочетании с эмоциональной рефлексией
Первоначально учебные игры были преимущественно ролевыми (игры-драматизации), причем ролевой компонент сохраняет важнейшее, как правило, ведущее значение и в современных дидактических играх.66
«Выборы по-советски» Характерным примером такого рода игры является разработка, созданная в середине 70-х гг. для курса обществоведения американской начальной школой, в которой моделировались «Выборы в СССР». Тематически игра была связана с изучением СССР. Идея игры, заложенное в ней обобщение состояло в том, что право голоса само по себе еще не обеспечивает демократического характера общественного устройства и управления. В краткой вводной части учитель напоминал уже излагавшиеся и обсуждавшиеся в классе положения о том, что в СССР гражданские права существуют только теоретически и хотя Конституция в этой стране во многом сходна с американской, гражданские права в действительности осуществляются совершенно иначе. Далее учитель предлагает продемонстрировать в классе одно из ограничений гражданских прав — разыграть проведение выборов «по советскому образцу» — и обсудить те чувства и переживания, которые они вызовут. Учитель назначает «Комитет» из нескольких учеников. Этот «Комитет» определяет имена кандидатов, никому из остальных учащихся не разрешается выдвигать своих кандидатов. На каждый условный пост назначается только один кандидат, и все обязаны голосовать, имея выбор лишь из одной кандидатуры. Это объявляется воплощением права свободно избирать и быть избранным. После разыгрывания «выборов» в классе проводится обсуждение. Методические разработки специально подчеркивали обращение учителя к чувствам детей. В ходе проведения игры ученики записывали и специально отмечали те слова и фразы, которые особенно их затронули, вызвав положительные или отрицательные чувства. Учителю рекомендовалось подмечать выражения лиц детей, отражающие их переживания. При обсуждении именно чувства затрагивались в первую очередь. Учитель ставил вопросы типа: «Что вы почувствовали, когда узнали, что вам предстоит выбирать из списка... с одной кандидатурой?» Эта игра и ее обсуждение переходили в обсуждение других гражданских прав и свобод, отсутствующих в Советском Союзе и имеющихся в США. Эмоциональные высказывания детей служили основой для обобщений и заключительных выводов, к которым подводил класс учитель. Реконструируем схему строения урока на основе игры «Выборы по-советски». 1. Информационное введение в игру. 2. Обращение к классу: предложение провести игру. Инструкция о ходе игры со специальным вниманием к фиксации чувств, переживаний. 3. Проведение игры, во время которой учитель наблюдает за эмоциями учащихся. 4. Обсуждение игры, специальное внимание к возникшим у • детей чувствам. 5. Изложение учителем фактов, сведений, их сопоставление с эмоционально окрашенными высказываниями детей. 6. Подведение учителем итогов на основе эмоционально пережитых детьми суждений. Формирование обобщений как эмоционально окрашенных ценностных ориентации. Действенность такого выстраивания учебного процесса связана с его эмоциональностью, активизацией всех детей, вниманием к переживаниям и мыслям каждого. На этой основе возможно создание глубоко прочувствованных, прочных впечатлений и убеждений. Мощный инструмент, каким является учебная игра, может использоваться при этом с разными целями — как для формирования общечеловеческих ценностей, приверженности к демократическим идеалам, так и для создания однозначного и одномерного чувства превосходства американской демократии, — все зависит от позиции учителя. Нам важно, однако, увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Date: 2015-09-23; view: 344; Нарушение авторских прав |