Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приглашения к исследованию





Учебный процесс пронизывают «Приглашения к открытию» — наряду с ведущими научными идеями они представляют собой смысловой стержень курса и ориентир для хода обучения. Их задача «показать, что интерпретация данных и даже сам их поиск строится на основе исходных представлений и предположений, которые меняются по мере развития наших знаний...» В то же время для изменения знаний имеются серьезные основания; их относитель­ность не отменяет их значения для настоящего времени. «Знания современной науки основаны на наиболее проверенных фактах и представлениях, доступных на сегодняшний день.» Каждое из таких «Приглашений» непосредственно знакомит учащихся с процессом поиска знаний, включает их в этот процесс.

Приведем пример одного из «Приглашений к исследованию». Предметная тема — «Прорастание семян». Исследовательская тема — «Ошибки в интерпретации данных». Дидактическая цель — непо­средственное знакомство учащихся с распространенным вариантом ошибочного истолкования данных и ролью, которую играет поста­новка проблемы в самом характере интерпретации исследователь­ских данных. Учащиеся получают следующую исходную информацию: «Исследователь поставил задачу выяснить условия наилуч­шего прорастания семян. Он поместил несколько зерен на влажную промокательную бумагу в двух стеклянных блюдцах. Одно из блюдец он поместил в темном помещении без доступа света, другое — в хорошо освещенной комнате. Температура в обоих помещениях была одинаковой. Четыре дня спустя исследователь осмотрел зерна и обнаружил, что они проросли на обоих блюдцах.

Вопрос: Какую интерпретацию данных этого опыта вы можете предложить? Ограничьте свои предположения только данными этого эксперимента, не привлекая никаких дополнительных сведений.»

В методических указаниях отмечается, что задача преподавателя не сводится к иллюстрации логики эксперимента, направленного на выяснение роли света в прорастании семян. Дидактические разработки подчеркивают необходимость дать ученикам возмож­ность выдвинуть самые разные предположения — например, пред­положения о том, что опыт показывает необходимость влажности или тепла для прорастания семян. Если предположения не возник­нут, преподаватель может сам выдвинуть их как возможные пути размышлений. В инструкциях преподавателям подчеркивается общая установка на побуждение учеников к любым предполо­жениям.

Моделирование или подробное описание условий исследова­тельских экспериментов сопровождается постановкой заданий, побуждающих самих учащихся к поисковой деятельности, решению проблем. Приведем сводную таблицу (табл. 2.6.) по одной из групп «Приглашений к исследованию».55

Общая последовательность шагов в реализации этой модели такова (см. рис.2.1):

1.Ознакомление учащихся с предметной областью, содержанием

предстоящего исследования, включая сами методы познания.

2.Постановка проблемы, при которой учащиеся сталкиваются с затруднениями в проведении исследования. Затруднения могут касаться поиска данных, их интерпретации, планирования и проведения эксперимента, построения выводов и т.д.

3.Учитель побуждает учеников к поиску возможных реше­ний — так, чтобы они ясно ощутили трудности проведения исследования.

4.Учитель просит учеников наметить способы преодоления этих трудностей, пересматривая свои подходы к исследованию планирование эксперимента, поиск данных, их организацию, построение умозаключений и т.д.

 

Табл.2.6. Приглашения к исследованию. Группа 1. Простые исследования.

Характер и значение общих сведений, данных, экспериментов, контроля над переменными, гипотез и постановки проблем в естественнонаучном исследовании

 

Пригла­шение   Предметная тема   Исследовательская тема  
  Ядро клетки Интерпретация простых данных
  Ядро клетки Интерпретация сложных данных
  Прорастание семян Ошибочная интерпретация данных
  Физиология растений Интерпретация сложных данных
Промежуточный вывод. Знания и опытные данные как их источник
  Измерения Систематические и случайные ошибки
  Питание растений Планирование эксперимента
  Питание растений Контроль за ходом эксперимента
  Хищник — добыча: популяции в природе Вторичные, косвенные данные
  Рост популяций Проблема выбора
  Окружающая среда и заболевания Понятие гипотезы
  Свет и рост растений Построение гипотезы
  Нехватка витаминов Анализ типа «если..., то...»
  Естественный отбор Упражнения на построение гипотез
Промежуточный вывод. Значение гипотез  

Рис.2.1. Структура модели естественнонаучного поиска Дж. Шваба


(«Приглашения к исследованию»)

 

Шаг 1. Учащиеся знакомятся с содержанием предстоящего исследования  
   
Шаг 2. Учащиеся выстраивают свое понимание замысла естественнонаучного исследования  
       
Шаг 3. Учащиеся выделяют трудности научного познания как проблему для своего исследования  
       
Шаг 4. Учащиеся намечают и реализуют свой собственный способ построения исследовательских процедур

 

На протяжении всего учебного процесса учитель побуждает детей к исследованию, доброжелательно и заинтересованно реаги­рует на все высказывания, обращает особое внимание на то, чтобы фактические сведения не заслоняли собой главного — атмосферы познавательного поиска, исследования как инструмента познания мира.

 







Date: 2015-09-23; view: 487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию