Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий





Согласно существующим представлениям, комплекс реабилитационных меропри­ятий, в т. ч. психологической реабилитации, осуществляется на госпитальном, са­наторном и гмбулаторно-поликлиническом этапах. Содержание этих этапов под­робно прописано в соответствующих документах, рекомендациях, наставлениях.

Опыт осуществления психологической реабилитации ветеранов войны с ПТСР позволил выделить своеобразную «траекторию» осуществления психореабили­тационных мероприятий. Соглашаясь с Нечипоренко В. В., Литвинцевым С. В., Снедковым Е. В., Маликовым Ю. К. и Саламатовым В. Е., мы считаем целесооб­разным обеспечивать следующую этапность проведения реабилитации с инвали­дами войны (табл. 2.8).

Логика такого подхода состоит в том, чтобы изначально подготовить ветеранов войны, инвалидов к активному психотерапевтическому сотрудничеству путем снятия неактуальных напряжения, агрессии, недоверия, для изучения их психо­логических особенностей и специфики психологических проблем. Такая работа состоит из ряда этапов.

На первом этапе осуществляется обучение инвалидов методам психиче­ской саморегуляции, проводятся психофизические тренировки по снятию мы­шечных зажимов, неактуального психического напряжения. Большое значение имеет трудотерапия, которая показана с момента иммобилизации поврежденных конечностей, расширяя и усложняя ее в дальнейшем, придавая трудовым процес­сам профессиональную направленность.

Подробнее см. главу «Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности части».


304 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Таблица 2.8 Этапность осуществления психологической реабилитации с инвалидами и ранеными

 

 

 

№ п/п Решаемые задачи Используемые методы
  Первый этап— подготовительный
  Снятие неактуального психического напряжения 1. Аутотренинг 2. Мышечная релаксация 3. Голотропное дыхание 4. Телесноориентированная терапия
  Создание благоприятной психологической атмосферы 1. Игротехнические средства 2. Трудо-, натуро-, эстетотерапия 3. Рациональная ПТ
  Второй этап — коррекционно-развивающий
  Гармонизация системы отношений личности 1. Личностно-реконструктивная ПТ 2. Поведенческая ПТ 3. Логотерапия
  Коррекция поведения
  Третий этап — встраивание в сие тему социальных связей и отношений
  Повышение социально-психологической компетентности 1.СПТ 2. Вовлечение в общественную деятельность 3. Создание «реадаптирующей» среды
  Повышение коммуникативной активности
  Закрепление эффективных схем поведения  

Важно, чтобы выполняемая работа была осмысленной и полезной. Особую эффективность трудотерапия имеет при повреждениях верхних конечностей. Здесь хороший эффект может дать и арттерапия (рисование, лепка). Главное вни­мание следует уделить тому, чтобы процесс вовлечения поврежденных конечнос­тей в трудовой процесс происходил постепенно. Для инвалидов с повреждением нижних конечностей важным реабилитационным актом является дозированная лечебная ходьба (за каталкой, с костылями, с клюшкой и др.). Ходьба увеличива­ет возможности для расширения социальных контактов, снимает ощущение «при­кованности», «обездвиженности», беспомощности [50, с. 154].

На втором этапе осуществляется разрешение психологических проблем реабилитируемых.

Третий этап посвящается личностному росту, развитию коммуникативной компетентности и активности, формированию «вкуса» к социальным контактам.

Опыт психореабилитационной работы, накопленный в Центре медицинской реабилитации инвалидов войны в Афганистане, показывает, что практически весь комплекс психореабилитационных мероприятий с инвалидами войны может ус­пешно осуществляться на общем фоне социально-психологического тренинга, на­целенного на личностный рост и развитие коммуникативной компетентности.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 305

Такой тренинг ориентируется на решение широкого круга психореабилитацион­ных задач. Среди них наиболее важными являются следующие:

Познание участниками своих психологических и личностных особенностей, оценка эффективности предпочитаемых коммуникативных стратегий.

Создание у участников новой когнитивной модели жизнедеятельности, восста­новление ощущения ценности собственной личности и способности эффектив­ного существования в мире, укрепление уверенности в своих силах.


Снижение у ветеранов чувства изолированности и развитие чувства локтя, при­надлежности к группе и человеческому сообществу, психологического комфорта.

Формирование' у участников тренинга умений и навыков построения точного образа партнеров по общению, «калибровки» их коммуникативных стратегий; со­вершенствование тактики коммуникативного присоединения к партнеру по об­щению; развитие навыков управления процессом взаимодействия в обычных и конфликтных ситуациях и оценки эффективности коммуникации.

Научение участников приемам психической саморегуляции и расширения сво­их психологических возможностей в интересах обретения власти над эмоциональ­ными реакциями, снижения тревожности, восстановления чувства личностной целостности и контроля над событиями и эффективного общения.

Решение личностных проблем участников, проявляющихся в сфере их обще­ния с окружающими.

Таким образом, в процессе тренинга появляется место и для разблокирования системы психологической защиты инвалидов, и для создания эмоционально-под­держивающей атмосферы в группе, и для осуществления индивидуальной и груп­повой психокоррекции, и для обучения навыкам эффективного общения.

9.5. Оперативная психологическая помощь военнослужащим в различные периоды выполнения боевых задач

Ранее было отмечено, что психологическая помощь рассматривается нами как важнейшая составляющая психологического обеспечения боевых действий войск, как комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, на­правленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотрав -мирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение и восстановление их бое­способности и психического здоровья.

Очевидно, что существуют условия, при которых любое воздействие на чело­века, расширяющее его психологические возможности, может рассматриваться как психологическая помощь. Психологической помощью обозначаются техно­логические способы и средства дополнительной мобилизации, актуализации, кор­рекции и компенсации психологических возможностей военнослужащих, подверг­шихся воздействию боевых стресс-факторов.

Ясно, что военнослужащие, подвергшиеся различной степени психотравматиза-ции, нуждаются в качественно различной психологической помощи. В связи с этим нам представляется важным выделение в ее структуре двух взаимосвязанных эле­ментов:

1) психологической поддержки;

2) психологической реабилитации.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и
создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные
действия военнослужащих на поле боя. Она оказывается в профилактическом
плане (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явле­
ний) всем военнослужащим, а в целях психологической коррекции применяется
по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психо­
генных реакций.

В случаях, когда военнослужащие подвергаются психогенным расстройствам, характеризуемым по классификации Ю. А. Александровского как психогенные невротические состояния, требуется осуществление психореабилитационных ме­роприятий. Показаниями к этому служат симптомы неврастении, истерического и депрессивного неврозов, невроза навязчивых состояний (клаустрофобия, аго­рафобия, минобоязнь, снайперофобия, фатальная уверенность в своей близкой смерти и др.), сопровождающихся в ряде случаев утратой критического понима­ния происходящего и возможностей целенаправленной деятельности.


2. Психологическая реабилитация, как было показано выше, является частью
общего реабилитационного комплекса (наряду с медицинской, профессиональной,
социальной) и направляется на восстановление и коррекцию утраченных (нарушен­
ных) психических функций, личностных свойств и социального статуса воинов, пси­
хологического ресурса, необходимого для дальнейшей жизни и деятельности.

Существуют несколько принципиальных схем психологической помощи воен­нослужащим в боевой обстановке.

«Американская схема» заключается в том, что психологическая помощь воен­нослужащим оказывается должностными лицами штатных воинских и меди­цинских подразделений и частей (командирами, младшим медицинским пер­соналом, специалистами психологического профиля, состоящими в штате медицинских рот и частей, и т. д.).

«Российская схема» состоит в том, что в нее включена штатная система психо­логической службы, включающая «вертикаль» психологов (от батальона до высших эшелонов военного управления) и систему центров (пунктов) психо­логической помощи и реабилитации.

Такая схема представляется более перспективной, т. к. обладает мобильностью, позволяет быстро концентрировать силы и средства на участках с прогнозиру­емой высокой психотравматизацией личного состава.

Другой подход имеет место в армиях Великобритании, Израиля и др. Здесь, наряду с существующей штатной структурой психиатрической помощи, на вре­мя боевых действий создаются мобильные отряды, группы, пункты психологи­ческой помощи (реабилитации).

Эти подразделения воспринимаются военнослужащими в большей степени как «группа здоровья», а не как психиатрические. Следовательно, данная схема об­ладает меньшим эффектом «психиатрической стигматизации» людей и «пси-хиатризации» их самосознания.

Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накоплен­ный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



способы и средства их психологической поддержки. Непосредственно в ходе бое­вых действий применяются коммуникативные и организационно-деятельност-ные способы.

Боевая обстановка предъявляет жесткие требования к средствам психологи­ческой поддержки.

Во-первых, они должны быть простыми и доступными для применения.

Во-вторых, результат их воздействия не может носить отсроченный харак­тер (не более 3-5 минут).

В-третьих, они не должны вызывать побочных явлений (например, сонли­вость). Этим требованиям соответствуют экспресс-методы психической саморе­гуляции и ряд фармакологических средств1, проверенных в процессе боевых дей­ствий войск2.


Боевой опыт подтверждает, что способы психологической реабилитации долж­ны соответствовать требованиям быстродействия, простоты применения, исклю­чения эффекта психиатрической стигматизации. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют методы индивидуальной и групповой рациональной психо­терапии, методика «Дебрифинг стресса критических инцидентов» (психологиче­ский дебрифинг), которые подробно рассматриваются в следующих главах.

9.6. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс методами индивидуальной психотерапии







Date: 2015-09-23; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию