Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая реабилитация в системе медицинских мероприятий
Согласно существующим представлениям, комплекс реабилитационных мероприятий, в т. ч. психологической реабилитации, осуществляется на госпитальном, санаторном и гмбулаторно-поликлиническом этапах. Содержание этих этапов подробно прописано в соответствующих документах, рекомендациях, наставлениях. Опыт осуществления психологической реабилитации ветеранов войны с ПТСР позволил выделить своеобразную «траекторию» осуществления психореабилитационных мероприятий. Соглашаясь с Нечипоренко В. В., Литвинцевым С. В., Снедковым Е. В., Маликовым Ю. К. и Саламатовым В. Е., мы считаем целесообразным обеспечивать следующую этапность проведения реабилитации с инвалидами войны (табл. 2.8). Логика такого подхода состоит в том, чтобы изначально подготовить ветеранов войны, инвалидов к активному психотерапевтическому сотрудничеству путем снятия неактуальных напряжения, агрессии, недоверия, для изучения их психологических особенностей и специфики психологических проблем. Такая работа состоит из ряда этапов. На первом этапе осуществляется обучение инвалидов методам психической саморегуляции, проводятся психофизические тренировки по снятию мышечных зажимов, неактуального психического напряжения. Большое значение имеет трудотерапия, которая показана с момента иммобилизации поврежденных конечностей, расширяя и усложняя ее в дальнейшем, придавая трудовым процессам профессиональную направленность. Подробнее см. главу «Сущность и содержание психологического обеспечения боевой деятельности части». 304 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий Таблица 2.8 Этапность осуществления психологической реабилитации с инвалидами и ранеными
Важно, чтобы выполняемая работа была осмысленной и полезной. Особую эффективность трудотерапия имеет при повреждениях верхних конечностей. Здесь хороший эффект может дать и арттерапия (рисование, лепка). Главное внимание следует уделить тому, чтобы процесс вовлечения поврежденных конечностей в трудовой процесс происходил постепенно. Для инвалидов с повреждением нижних конечностей важным реабилитационным актом является дозированная лечебная ходьба (за каталкой, с костылями, с клюшкой и др.). Ходьба увеличивает возможности для расширения социальных контактов, снимает ощущение «прикованности», «обездвиженности», беспомощности [50, с. 154]. На втором этапе осуществляется разрешение психологических проблем реабилитируемых. Третий этап посвящается личностному росту, развитию коммуникативной компетентности и активности, формированию «вкуса» к социальным контактам. Опыт психореабилитационной работы, накопленный в Центре медицинской реабилитации инвалидов войны в Афганистане, показывает, что практически весь комплекс психореабилитационных мероприятий с инвалидами войны может успешно осуществляться на общем фоне социально-психологического тренинга, нацеленного на личностный рост и развитие коммуникативной компетентности. Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 305 Такой тренинг ориентируется на решение широкого круга психореабилитационных задач. Среди них наиболее важными являются следующие: Познание участниками своих психологических и личностных особенностей, оценка эффективности предпочитаемых коммуникативных стратегий. Создание у участников новой когнитивной модели жизнедеятельности, восстановление ощущения ценности собственной личности и способности эффективного существования в мире, укрепление уверенности в своих силах. Снижение у ветеранов чувства изолированности и развитие чувства локтя, принадлежности к группе и человеческому сообществу, психологического комфорта. Формирование' у участников тренинга умений и навыков построения точного образа партнеров по общению, «калибровки» их коммуникативных стратегий; совершенствование тактики коммуникативного присоединения к партнеру по общению; развитие навыков управления процессом взаимодействия в обычных и конфликтных ситуациях и оценки эффективности коммуникации. Научение участников приемам психической саморегуляции и расширения своих психологических возможностей в интересах обретения власти над эмоциональными реакциями, снижения тревожности, восстановления чувства личностной целостности и контроля над событиями и эффективного общения. Решение личностных проблем участников, проявляющихся в сфере их общения с окружающими. Таким образом, в процессе тренинга появляется место и для разблокирования системы психологической защиты инвалидов, и для создания эмоционально-поддерживающей атмосферы в группе, и для осуществления индивидуальной и групповой психокоррекции, и для обучения навыкам эффективного общения. 9.5. Оперативная психологическая помощь военнослужащим в различные периоды выполнения боевых задач Ранее было отмечено, что психологическая помощь рассматривается нами как важнейшая составляющая психологического обеспечения боевых действий войск, как комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотрав -мирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение и восстановление их боеспособности и психического здоровья. Очевидно, что существуют условия, при которых любое воздействие на человека, расширяющее его психологические возможности, может рассматриваться как психологическая помощь. Психологической помощью обозначаются технологические способы и средства дополнительной мобилизации, актуализации, коррекции и компенсации психологических возможностей военнослужащих, подвергшихся воздействию боевых стресс-факторов. Ясно, что военнослужащие, подвергшиеся различной степени психотравматиза-ции, нуждаются в качественно различной психологической помощи. В связи с этим нам представляется важным выделение в ее структуре двух взаимосвязанных элементов: 1) психологической поддержки; 2) психологической реабилитации. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий 1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и В случаях, когда военнослужащие подвергаются психогенным расстройствам, характеризуемым по классификации Ю. А. Александровского как психогенные невротические состояния, требуется осуществление психореабилитационных мероприятий. Показаниями к этому служат симптомы неврастении, истерического и депрессивного неврозов, невроза навязчивых состояний (клаустрофобия, агорафобия, минобоязнь, снайперофобия, фатальная уверенность в своей близкой смерти и др.), сопровождающихся в ряде случаев утратой критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности. 2. Психологическая реабилитация, как было показано выше, является частью Существуют несколько принципиальных схем психологической помощи военнослужащим в боевой обстановке. «Американская схема» заключается в том, что психологическая помощь военнослужащим оказывается должностными лицами штатных воинских и медицинских подразделений и частей (командирами, младшим медицинским персоналом, специалистами психологического профиля, состоящими в штате медицинских рот и частей, и т. д.). «Российская схема» состоит в том, что в нее включена штатная система психологической службы, включающая «вертикаль» психологов (от батальона до высших эшелонов военного управления) и систему центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации. Такая схема представляется более перспективной, т. к. обладает мобильностью, позволяет быстро концентрировать силы и средства на участках с прогнозируемой высокой психотравматизацией личного состава. Другой подход имеет место в армиях Великобритании, Израиля и др. Здесь, наряду с существующей штатной структурой психиатрической помощи, на время боевых действий создаются мобильные отряды, группы, пункты психологической помощи (реабилитации). Эти подразделения воспринимаются военнослужащими в большей степени как «группа здоровья», а не как психиатрические. Следовательно, данная схема обладает меньшим эффектом «психиатрической стигматизации» людей и «пси-хиатризации» их самосознания. Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накопленный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях способы и средства их психологической поддержки. Непосредственно в ходе боевых действий применяются коммуникативные и организационно-деятельност-ные способы. Боевая обстановка предъявляет жесткие требования к средствам психологической поддержки. Во-первых, они должны быть простыми и доступными для применения. Во-вторых, результат их воздействия не может носить отсроченный характер (не более 3-5 минут). В-третьих, они не должны вызывать побочных явлений (например, сонливость). Этим требованиям соответствуют экспресс-методы психической саморегуляции и ряд фармакологических средств1, проверенных в процессе боевых действий войск2. Боевой опыт подтверждает, что способы психологической реабилитации должны соответствовать требованиям быстродействия, простоты применения, исключения эффекта психиатрической стигматизации. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют методы индивидуальной и групповой рациональной психотерапии, методика «Дебрифинг стресса критических инцидентов» (психологический дебрифинг), которые подробно рассматриваются в следующих главах. 9.6. Психологическая помощь в преодолении отсроченных реакций на травматический стресс методами индивидуальной психотерапии Date: 2015-09-23; view: 466; Нарушение авторских прав |