Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение психологической работы и основные этапы ее развития





Психологическая работа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время ко­мандирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально соз­даваемыми структурами (подразделениями). Она направлена на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, поддержание психических состоя­ний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учеб­но-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья.

Научно-теоретической основой организации и проведения психологической ра­боты в условиях ВС и других силовых ведомств является военная психология, обобщающая и конкретизирующая содержание других отраслей психологии при­менительно к условиям воинской деятельности.

Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военно­служащих и осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом орга­низационных уровнях.

Необходимость психологической работы возникает с формированием социаль­ного заказа на обоснованное, опирающееся на научные психологические знания, воздействие наличный состав, особенно в условиях боя. Организационное ее оформ­ление происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности от­ражает движение науки и практики от первых попыток (с конца XIX в.) исследо­вать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективно­сти, выявить и сформировать требования к боевым качествам воинов различных видов и родов войск, к организационному оформлению психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры.

Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских Вооруженных силах.

Первый этап (вторая половина Х1Хв. — 1917 г.) отражает процесс накоп­ления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринима­ются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том


Гла ва 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах _____________ 1j>

числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формиру­ются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапе-ев, Н. А, Корф, А. П. Нечаев, Н. Н. Головин, Ф. Гершельман, П. И. Изместьев, М. И. Драгомиров, В. Н. Полянский, А. С. Зыков, А. С. Резанов и др.). На этом этапе создаются специальные психологические научно-исследовательские уч­реждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах Уп­равления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изда­ниях («Военно-медицинский журнал», «Военный сборник», газеты «Русский ин­валид», «Разведчик», «Психиатрическая газета»), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказа­ния психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой це­лью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатри­ческие отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли из­вестные российские психологи и врачи-психиатры: В. М. Бехтерев, М. И. Аства-цатуров, Г. Е. Шумков, С. Д. Владычко и др.

Второй этап (20-30-е гг.) — этап организационного оформления психо­логической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельно­сти войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических ис­следований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х гг. разво­рачивается система психологических лабораторий: они создаются во всех окру­гах, на флоте, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, в бронетанковых войс­ках (центральные), а также по некоторым профилям (специализированные). Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заве­дений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организа­ции и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П. И. Изместьев, А. Е. Снесарев, Г. Ф. Гире, С. Е. Минц, А. А. Таланкин, Г. Д. Ха-ханьян и др.

Третий этап (1941 -1945 гг.) — этап практического применения достиже­ний психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в само­стоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологиче­ских качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки пси­хики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологи­ческой работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психо­логами (Н. А. Коновалов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, М. П. Феофанов, Г. А. Фортунатов и др.) в этот период изучались:



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


• причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения;
■ • природа самоотверженности, смелости, мужества;

• условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телегра­фистов, летчиков, танкистов и т. д.;

• разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительнос­ти воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зре­ния;

• решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.

Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992 гг.) — этап обобщения бое­вого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учеб­но-боевой деятельности. В этот период в центре внимания находятся вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подго­товки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техниче­ском оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя. В системе психологического обеспечения Вооруженных сил страны происходят определен­ные изменения:

• создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологиче­ским обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая ака­демия, Центр военно-социологических, психологических и правовых иссле­дований ВС);

• разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах Вооруженных сил;

• вводится психологический отбор в военных училищах;

• в центральном аппарате, видах Вооруженных сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессио­нальному отбору;

• идет процесс становления и развития системы психологической подготовки военных специалистов, разрабатываются методические приемы психологи­ческих тренировок;

• совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина «Военная психо­логия и педагогика».

Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) — этап формирования норма­тивно-правовой базы психологической работы, создания психологической служ­бы и развития ее концепции.

Психологическая служба — один из существенных компонентов системы морально-пси­хологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть спе­циализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».

Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление в виде психологической службы тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, де-


глава ]ш Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах



идеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью квалифицированного психологического воздействия на личный состав.

Рис. 1.1. Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы

Современный этап становления психологической службы характеризуется вве­дением штатных должностей психологов (в Вооруженных силах — от батальона и выше), а также открытие центров и пунктов психологической помощи и реаби­литации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологи­ческого отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабаты­вающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности.

Сегодня понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» включены в нормативные документы. Вместе с тем, одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию терминов требует уточне­ния их соотношения между собой.

Термин «психологическая работа», как более широкий, применяется к деятель­ности соответствующих специалистов, как в мирное, так и в военное время, фик­сируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на. человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1.1 пред­ставлено соотношение психологического обеспечения и психологической помо­щи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы. Данное разграничение имеет относительный характер, выражая, так ска­зать, идеологию указанных видов деятельности (психологическое обеспечение, психологическая помощь), акцентируя их функциональную специфику по наи­более значимым параметрам.



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психоло­гической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как А. Я. Анцупов, Б. Ц. Бадмаев, А. В. Барабанщиков, Д. В. Гандер, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Желез­няк, А. Г. Караяни, М. П. Коробейников, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, В. Ф. Пере­валов, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев, С. И. Съе-дин, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсов, Э. П. Утлик и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направ­ленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по раз­личным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Хари­тонов и др.)

1.2. Структура психологической работы и основные принципы ее организации и проведения

В структурном отношении психологическая работа как система объединяет в сво­ем составе такие элементы, как цели и задачи, субъекты, объекты, методы и сред­ства психологической работы.

Общая направленность и задачи и психологической работы определяются не­обходимостью всестороннего обеспечения боевой готовности Вооруженных сил, а также характером конкретных проблем, оказывающих негативное психологи­ческое влияние на боевые возможности личного состава, его психическое само­чувствие и эффективность воинской деятельности. Укажем основные психологи­ческие проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа.

1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и по­тенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:

мотивационные проблемы — отсутствие соответствующих современным за­дачам силовых структур — побудителей к образцовому выполнению обязан­ностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенство­ванию;

профессионально-квалификационные — непригодность либо неподготовлен­ность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;

функционально-психологические — негативные психофизиологические состо­яния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятель­ности.

Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях соци­ально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной служ­бы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты пережи­ваются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п.


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах



2. Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально-
психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные
виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых,
личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужа­
щих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической
несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным
устойчивым стремлением к выбору ложных, асоциальных и антиармейских це­
лей и ориентиров.

3. Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-бое­
вой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических ка­
честв воинов объективным требованиям военной службы и воинской специаль­
ности. Данные проблемы проявляются в снижении эффективности деятельности,
ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и
учебно-боевых задач [19].

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их перво­очередного решения, содержание психологической работы сводится к двум основ­ным направлениям:

1) совершенствованию психологических условий, влияющих на психику воен­нослужащих;

2) формированию и развитию индивидуальных и групповых психических об­разований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.

Особенностью психологической работы в условиях военной системы является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматрива­ется как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи- Интересы са­мого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и ха­рактеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточ­ная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армии и флота пси­хологическая работа должна быть ориентирована и на интересы деятельности, и на интересы человека [171].

В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются:

• изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

• психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужа­щих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по

военным специальностям и должностям;

• психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизацион­ной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежур­ства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

• психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитатель­ного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;


 


Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время


• психологическая профилактика девиантного поведения военнослужащих,
содействие формированию здорового морально-психологического климата

В в воинских коллективах;

• оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;

• противодействие негативному информационно-психологическому воздей­ствию на военнослужащих [148].

Решение данных задач предполагает тесное взаимодействие различных долж­ностных лиц, реализующих в своей деятельности широкий арсенал методов и средств психологической работы на двух методических уровнях ее организации и проведения:

1) на уровне применения специализированных методов и процедур психологи­ческого изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированными спе­циалистами, имеющими соответствующее психологическое образование и опыт деятельности;

2) на уровне мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках тради­ционной организаторской деятельности, воспитательной работы и обучения личного состава и на основе учета информации, полученной от психолога.

Кроме методических уровней, отражающих специфику применения тех или иных средств и приемов психологического изучения и воздействия на военно­служащих, выделяются также организационные уровни. Организационные уров­ни психологической работы (стратегический, оперативный, тактический) выде­ляются в зависимости от масштаба и специфики задач, решаемых при помощи данного вида деятельности.

Рис. 1.2. Организационные уровни психологической работы в соотнесении с характером деятельности и ведущими объектами психологического изучения и воздействия

Как видно из рис. 1.2, удельный вес исследовательско-аналитической и непо­средственной практической работы с конкретными военнослужащими на каждом


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах_____ 21

из указанных организационных уровней значительно различается. Характеру де­ятельности, проводимой на стратегическом и оперативном уровнях, в большей степени присуща направленность на решение масштабных проблем в их аналити-ко-оценочном ключе, обработка значительных объемов психологической и социо­логической информации. Мероприятия, осуществляемые на этих уровнях, связа­ны с решением следующих вопросов:

• планирование и координация проводимых научных исследований по акту­альным проблемам психологии войны и боя, всестороннего морально-пси­хологического обеспечения жизнедеятельности войск;

• подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъ­ектов психологической работы;

• руководство подразделениями и должностными лицами психологической работы, координация, а также всестороннее (материально-техническое, на­учно-методическое, кадровое, финансовое) обеспечение их деятельности;

• организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повы­шения квалификации психологов;

• ежегодный сбор и анализ информации о состоянии и проблемах психологи­ческой работы;

• разработка предложений и рекомендаций военному руководству по поддер­жанию здорового и управляемого морально-психологического состояния лич­ного состава войск (сил), обеспечению психологической устойчивости войск (сил), оптимизации психологических аспектов военно-профессиональной сре­ды, совершенствованию практики обучения и воспитания личного состава;

• обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и за­рубежного) в организации психологической работы;

• разработка и адаптация специальных технологий, методик, аппаратуры, не­обходимых для решения задач психологической работы, обеспечения высо­кого качества ее проведения;

• издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всеармейских на­учных конференций по актуальным проблемам психологического обеспече­ния воинской деятельности;

• изучение и анализ морально-психологической обстановки в районах дисло­кации войск, взаимодействие с целью проведения мероприятий по ее опти­мизации с федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации;

• защита войск от негативного информационно-психологического воздействия, планирование и проведение информационных операций и мероприятий ин­формационного противоборства в мирное и военное время.

Деятельность субъектов психологической работы на тактическом (низовом, или базовом) уровне носит, скорее, характер точечных действий. Базовый харак­тер данного уровня проявляется в том, что именно здесь находят индивидуализи­рованное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военно­служащих. Здесь в большей степени востребованы практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъек­тами (прежде всего, в рамках консультативной и психокоррекционной работы).



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


К субъектам психологической работы, т. е. лицам, осуществляющим прямое или опосредованное психологическое воздействие на объект, а также его психо­логическое изучение, относятся:

а) органы военного управления и должностные лица: командиры и начальники
всех степеней, штабы, службы, органы воспитательной работы, психологи;

б) специализированные (штатные и нештатные) подразделения психологиче­
ской работы: подразделения профессионального психологического отбора и
углубленного изучения военнослужащих, подразделения информационно­
го противоборства; центры (пункты) психологической помощи и реабили­
тации;

в) научные подразделения: научно-исследовательские институты, центры, от­
делы, лаборатории и другие подразделения, которые создаются для исследо­
вания актуальных проблем, связанных с развитием военной психологии и
практики психологической работы;

г) психологический актив, общественные организации в воинских частях; се­
мьи и близкие родственники военнослужащих.

Обязанности субъектов психологической работы (см. подробнее пункт 3.1) раз­рабатываются исходя из масштаба и специфики психологических проблем и обус­ловленных ими задач, требуемых для их решения сил и средств, содержательной специфики взаимодействия должностных лиц, участвующих в решении данных задач, их профессиональной компетенции и профессиональной квалификации.

К числу объектов психологической работы принадлежат:

• проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

• проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старши­ны), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских зва­ний;

• суворовцы, нахимовцы, воспитанники воинских частей и военных оркест­ров;

• гражданский персонал ВС РФ;

• кандидаты на военную службу из числа граждан;

• семьи и близкие родственники военнослужащих;

• группы и воинские коллективы.

Методы психологической работы (см. подробнее пункт 3.2) представляют со­бой совокупность процедур, приемов и способов выявления, описания, прогнози­рования динамики психологических характеристик военнослужащих и видов во­инской деятельности, а также психологически обоснованного воздействия на них с целью оптимизации исходного (выявленного) состояния. Они делятся на спе­циализированные и общие.

Средства психологической работы включают современные аппаратные сред­ства, оборудование, диагностические и коррекционно-развивающие методики, соответствующий им стимульный материал и инструментарий, схемы и нагляд­ные пособия, научную, учебную и учебно-методическую литературу, тренаже­ры, помещения, сооружения, учебное вооружение и технику, средства имитации внешних признаков боя:


Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах



• для измерения и оценки психологических характеристик военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ;

• для формирования и развития у военнослужащих психологических качеств и состояний, определяющих их профессиональную эффективность;

• для снятия психической напряженности, поддержания и восстановления пси­хического здоровья;

• для психологического просвещения;

• для информационно-психологического противодействия.

Основополагающим условием эффективности психологической работы явля­ются исходные базовые установки — принципы, система которых включает до­вольно широкий набор требований к ее организации и проведению.

Кратко остановимся на содержании основных принципов психологической ра­боты.

1. Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической право­мочности ориентирует всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педаго­гической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воз­действия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, спе­циального психологического образования и опыта деятельности.

2. Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обуслов­лено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воин­ских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характе­ра. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями команди­ров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организа­цией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.

3. Принцип деятельностного подхода ориентирует на учет роли воинской дея­тельности, в рамках которой возникают многие психологические явления, ею обусловленные. При этом следует учитывать, что воздействие факторов воинской деятельности на психику военнослужащих может быть как положительным, раз­вивающим, так и негативным (последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем). Задачи психологической работы опре­деляются и решаются в контексте общих задач воинской деятельности и обуслов­лены в этой связи необходимостью формирования и развития психических качеств у субъектов данной деятельности, определяющих возможность ее эффективного выполнения.

4. Принцип субъектно-ориентированного взаимодействия учитывает наличие
активного начала, потенциальных возможностей психологического влияния на
сослуживцев и самого себя (в целях саморазвития, профессионального совер­
шенствования, самовоспитания) у каждого субъекта воинской деятельности, при­
знание определяющей, позитивной, активно-преобразующей роли психологиче­
ского ресурса личности военнослужащего в ситуациях преодоления им сложных
служебных, профессиональных и личностных проблем.



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


5. Принцип своевременности и постоянства означает, что психологическая ра­бота должна проводиться на всех этапах социализации военнослужащего в усло­виях военной системы — от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятель­ности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психо­логической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц пси­хологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужа­щим, являющимся объектом психологического сопровождения.

6. Принцип материально-технической обеспеченности психологической рабо­ты заключается в необходимости комплектования соответствующей аппарату­рой, тренажерами, производственными площадями и материально-технически­ми средствами реализации процессов получения психологической информации, ее математико-статистической обработки психологической подготовки, органи­зации индивидуальной и групповой психокоррекционной, развивающей и кон­сультационной работы с военнослужащими.

1.3. Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической работы

Целенаправленность и эффективность психологической работы во многом обус­ловлена централизованным и системным руководством данным видом деятель­ности. Система руководства психологической работой в ВС РФ предназначена для организации и всестороннего обеспечения деятельности должностных лиц, осуществляющих решение основных задач психологической работы. Руководство психологической работой предполагает:

• разработку нормативно-правовой базы психологической работы;

• определение структуры, штатной численности и обязанностей должностных лиц психологической работы;

• уяснение и определение целей психологической работы, осуществление ее планирования;

• постановку задач, организацию взаимодействия субъектов психологической работы, осуществление контроля и оценку их деятельности;

• подбор, обучение, расстановку кадров;

• всестороннее научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности субъектов и специализированных подразделений психологической работы.

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы (ГУВР). В его обязанности входят планирование, организация, обобщение опыта и результатов психологической работы в войсках, организация ее научно-методи­ческого обеспечения, участие в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов. Этот орган осуществляет взаимодействие по вопросам психологиче­ской работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательски-


Гл ава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах ______________ 25

ми учреждениями (центрами), вырабатывает предложения по развитию матери­ально-технической базы психологической работы, готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управля-емого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреп­лению воинской дисциплины.

Нормативными документами, составляющими правовую основу психологиче­ской работы, являются:

• законодательство Российской Федерации;

• указы и распоряжения Президента РФ;

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• приказы и директивы министра обороны РФ (руководителей других сило­вых ведомств);

• директивы Генерального штаба РФ;

• директивы и организационно-методические указания Главного управления воспитательной работы МО РФ;

• руководство по психологической работе в ВС РФ и другие нормативные до­кументы.

В них изложены общие требования к организации и проведению мероприятий психологической работы, определены обязанности и права ее субъектов, изложе­ны основные задачи и содержание научно-методического, материально-техниче­ского, финансового обеспечения и подготовки кадров психологической работы.

Перечень основных документов, регламентирующих деятельность должност­ных лиц психологической работы, представлен в табл. 1.1.

Научно-методическое обеспечение психологической работы организуется и осу­ществляется в соответствии с приказами и директивами министра обороны (ру­ководителя соответствующего силового ведомства), органами воспитательной работы.

Задачами научно-методического обеспечения психологической работы являются:

• разработка методологических и теоретических основ организации и прове­
дения психологической работы, программ, рекомендаций, организационно-
методических указаний, форм, методов и средств психологической работы,

их экспертная оценка;

• проведение военно-психологических исследований по широкому кругу проб­
лем современной войны и боя в интересах совершенствования боевой подго­
товки и управления войсками (силами);

• подготовка учебных и методических пособий, информационно-справочных материалов по военной психологии;

• обоснование перспектив развития психологической работы.

Основным учреждением по разработке методологических, теоретических и ме­тодических проблем психологической работы в Вооруженных силах РФ является

Военный университет МО РФ. Прикладные исследования проводятся военно-учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и лаборатория-

ми видов Вооруженных сил, родов войск и специальных войск ВС Российской Федерации.



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


Таблица 1.1 Перечень руководящих документов, определяющих организацию и ведение

Date: 2015-09-23; view: 513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию