Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое аксиология?





С.А.Кудрина

Проблема ценностей:

Человек в поисках Истины, Добра и Красоты.

Что такое аксиология?

Античная философия в поисках истинного Блага

3. Христианство: «Собирайте себе сокровища на небе»

Опрокинутые» ценности.

Что такое аксиология?

Учение о ценностях, или философскую теорию общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков, называют аксиологией (греч. axia — ценность, logos — слово, учение).

Иммануил Кант определял ценности как требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Традиционно начало учения о ценностях связывается с именем Р.Г.Лотце (1817-1881), который ввел в анализ логических и математических истин понятие "значимости" как специфической характеристики мыслительного содержания Понятие же «ценности» в аналогичном смысле Лотце использовал в основном в эстетических и этических контекстах. Тема ценностей развивалась в трудах философов Баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, в учении Макса Шелера и др.

Ценностями определяется целеполагание. М.Шелер, например, заметил, что цели не являются чем-то внешним и не определяют содержание воли – наоборот, цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля: добрая личность ставит и благие цели. Даже направление познавательной деятельности зависит от иерархии ценностей. Почему одни мыслители выбирают в качестве предмета исследования природу, другие – историю, третьи, как, например, Гераклит Эфесский, отказываются от познания частностей в пользу вечного Логоса, утверждая, что «многознание уму не научает»? Неокантианец Генрих Риккерт разработал учение о ценностях не только как основу теории нравственного действия, но и как фундамент теории истинного знания. Он утверждал, что в основе познания лежит воля («воля, хотящая естествознания», «воля, хотящая истории» и т.п.). Следовательно, - познать – значит занять определенную позицию по отношению к ценностям (на этой идее основан принцип «отнесения к ценности»).

Несмотря на то что само понятие ценности впервые встречается у Канта, а начало аксиологии связывают с Лотце, вопросы, которые теперь называют аксиологическими, философы поднимали с древнейших времен. Иерархичность мышления, наличие убеждений и предпочтений, определенные точки зрения при оценке идей и событий, поиски смысла жизни и истории и вообще наличие каких бы то ни было мировоззренческих позиций - все это свидетельствует о том, что тема иерархии ценностей вовсе не есть изобретение философов нового и новейшего времени.

«Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, - писал Иван Ильин, - слагается в предметном переживании и верном познавании тех ценностей, черезкоторые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоит жить на земле» [1].

История философии, в отличие от истории частных наук, опирающихся на опыт, есть, в первую очередь, история онтологического вопроса «что есть безусловно сущее?» Этот вопрос вовсе не был праздным: ведь человек живет вполне осмысленно только тогда, когда отдает себе отчет в том, чему стоит служить, чему посвятить свою ничтожно короткую в сравнении с вечностью жизнь и чего следует избегать. Именно поэтому онтологический вопрос всегда лежал в основании философского поиска. Он неизбежно сопряжен с практическим вопросом: «и что же тогда для человека (или лично для меня) главное, что второстепенно и в чем смысл человеческой (или конкретно моей собственной) жизни?». Последний вопрос и есть вопрос о ценностях. «Что есть Благо?» - так сформулировал его древнегреческий философ Сократ. И ответ на него является фундаментом поиска направления духовной, нравственной и познавательной деятельности: если определены вершины онтологической и ценностной вертикалей, то в общих чертах очевидны и ответы на сформулированные в XVIII веке Кантом вопросы практического разума «что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?».

Date: 2015-09-22; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию