Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое аксиология?Стр 1 из 3Следующая ⇒ С.А.Кудрина Проблема ценностей: Человек в поисках Истины, Добра и Красоты. Что такое аксиология? Античная философия в поисках истинного Блага 3. Христианство: «Собирайте себе сокровища на небе» Опрокинутые» ценности. Что такое аксиология? Учение о ценностях, или философскую теорию общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков, называют аксиологией (греч. axia — ценность, logos — слово, учение). Иммануил Кант определял ценности как требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Традиционно начало учения о ценностях связывается с именем Р.Г.Лотце (1817-1881), который ввел в анализ логических и математических истин понятие "значимости" как специфической характеристики мыслительного содержания Понятие же «ценности» в аналогичном смысле Лотце использовал в основном в эстетических и этических контекстах. Тема ценностей развивалась в трудах философов Баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, в учении Макса Шелера и др. Ценностями определяется целеполагание. М.Шелер, например, заметил, что цели не являются чем-то внешним и не определяют содержание воли – наоборот, цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля: добрая личность ставит и благие цели. Даже направление познавательной деятельности зависит от иерархии ценностей. Почему одни мыслители выбирают в качестве предмета исследования природу, другие – историю, третьи, как, например, Гераклит Эфесский, отказываются от познания частностей в пользу вечного Логоса, утверждая, что «многознание уму не научает»? Неокантианец Генрих Риккерт разработал учение о ценностях не только как основу теории нравственного действия, но и как фундамент теории истинного знания. Он утверждал, что в основе познания лежит воля («воля, хотящая естествознания», «воля, хотящая истории» и т.п.). Следовательно, - познать – значит занять определенную позицию по отношению к ценностям (на этой идее основан принцип «отнесения к ценности»). Несмотря на то что само понятие ценности впервые встречается у Канта, а начало аксиологии связывают с Лотце, вопросы, которые теперь называют аксиологическими, философы поднимали с древнейших времен. Иерархичность мышления, наличие убеждений и предпочтений, определенные точки зрения при оценке идей и событий, поиски смысла жизни и истории и вообще наличие каких бы то ни было мировоззренческих позиций - все это свидетельствует о том, что тема иерархии ценностей вовсе не есть изобретение философов нового и новейшего времени. «Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, - писал Иван Ильин, - слагается в предметном переживании и верном познавании тех ценностей, черезкоторые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоит жить на земле» [1]. История философии, в отличие от истории частных наук, опирающихся на опыт, есть, в первую очередь, история онтологического вопроса «что есть безусловно сущее?» Этот вопрос вовсе не был праздным: ведь человек живет вполне осмысленно только тогда, когда отдает себе отчет в том, чему стоит служить, чему посвятить свою ничтожно короткую в сравнении с вечностью жизнь и чего следует избегать. Именно поэтому онтологический вопрос всегда лежал в основании философского поиска. Он неизбежно сопряжен с практическим вопросом: «и что же тогда для человека (или лично для меня) главное, что второстепенно и в чем смысл человеческой (или конкретно моей собственной) жизни?». Последний вопрос и есть вопрос о ценностях. «Что есть Благо?» - так сформулировал его древнегреческий философ Сократ. И ответ на него является фундаментом поиска направления духовной, нравственной и познавательной деятельности: если определены вершины онтологической и ценностной вертикалей, то в общих чертах очевидны и ответы на сформулированные в XVIII веке Кантом вопросы практического разума «что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?».
|