Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия истории — работа Риккерта (1904)





"ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ" — работа Риккерта (1904). По мысли Риккерта, исследователю истории не­обходимо учитывать ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обяза­тельно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида образова­ния понятий. Первому виду принадлежит генерализи­рующее образование, отвечающее духу естествозна­ния. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. общие фено-

мены, хотя ничто на самом деле в точности не повторя­ется. В данном случае объекты превращаются в эк­земпляры общего родового понятия, причем в такие, которые взаимозаменяемы без ущерба в отошении со­держания этого общего понятия, несмотря на то, что объекты сами по себе никогда не могут быть равными. Интерес к окружающему миру проявляет себя и в слу­чае иного понимания действительности, когда в пред­мете выделяется нечто особенное, его отличительное качество. Данный вид образования понятий называется Риккертом индивидуализирующим, и он является сущ­ностью исторического познания. Не следует смешивать индивидуальность некоей вещи как предмета научной телеологии с индивидуальностью вещи самой по себе, поскольку данная индивидуальность (в той же мере, что и общее родовое понятие) есть не что иное, как продукт нашего понимания действительности. Цели, которые преследует историческая наука, требуют осо­бую форму научной обработки действительности. Та­ким образом, материал, данный в чувственности, мо­жет преобразовываться посредством двух различных способов его абстрагирования и логико-теоретической обработки. В свою очередь, две разновидности логиче­ской формы знания детерминируют появление двух альтернативных логик науки: логики естествознания и логики истории. Предмет генерализирующей логики соответствует предмету общей логики (в кантовском смысле), тогда как предмет индивидуализирующей — предмету логики трансцендентальной, вместе с тем ге­нерализирующая и индивидуализирующая логики но­сят сугубо описательный характер — отличаются не логическими законами (они признаются общими), а принципами соотнесения понятий. Отличие двух видов соотнесения понятий, как результат двух специфичес­ких рядов их образования, определяется, по мысли Риккерта, следующим логическим свойством. Истори­ческая наука дает не просто изображения индивидуаль­ного содержания своих предметов, а конструирует сис­тему скоординированных понятий с индивидуальным содержанием, где на любом уровне общности будет иметь место все та же единичность, но уже с большим единством ("общая" историческая связь и есть не что иное, как само историческое целое, а отнюдь не систе­ма общих понятий"). Структура исторического знания обусловлена стремлением понимать исторический предмет "как единое целое, в его единственности (Einmaligkeit)", т.е. и как единое, и как единичное. Еди­ничность целого обнаруживается потому, что в истори­ческом процессе причина, как и действие, индивиду­альна — в историческом развитии всегда появляется нечто новое. Именно поэтому, обобщая единичные со­бытия, мы получаем все же единичные понятия различ-

ного уровня общности. В сравнении с содержанием своих частей понятие целого оказывается богаче содер­жанием. Но если в индивидуализируемых понятиях объем и содержание являются прямо пропорциональ­ными, то в генерализируемых понятиях, как мы по­мним из логики, они обратно пропорциональны друг другу. В логике естествознания общие понятия всегда беднее содержанием, чем подчиненные им экземпляры, поскольку в них устранена связь между содержанием объекта и нашим интересом к нему. При генерализиру­ющем понимании, чем более общее по объему понятие, тем слабее его связь с ценностью. В исторических же понятиях на всех уровнях сложности привлекается точ­ка зрения той или иной ценности. Однозначная привяз­ка к некоторой ценности и высвечивает, с точки зрения Риккерта, индивидуальность, неповторимость объекта в его понятийном отображении. Такая связь, делая объ­ект специфическим, полагает его в исторический гори­зонт. Через соотнесение с ценностями выявляются су­щественные и несущественные элементы чувственного мира, что протекает в соответствии с общим принци­пом расчленения действительности на объекты, обла­дающие ценностью или лишенные таковой. Так, части целого, которые не имеют особого значения для инди­видуальности данного целого, попросту игнорируются историком. Исторический материал, по Риккерту, рас­сматривается историком всегда выборочно. Любые ценности следует считать априорными, т.к. они заранее предполагаются в индивидуализировании объекта, т.е. именно они делают его исторический горизонт априор­но обусловленным. Посредством ценностей раскрыва­ется смысл истории. Идея "Ф.И." Риккерта об образо­вании понятий эксплицирует наиболее существенный аспект понимания понятийных структур.

А.Н. Шуман







Date: 2015-09-23; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию