Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65) — древнеримский философ





СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65) — древнеримский философ, поэт и государ­ственный деятель, представитель стоического платониз­ма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лек­ции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, ки­ника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неодно­кратно подвергался преследованиям. Являлся (49—54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудре­ца и воплотить в жизнь идею "вселенского" града. По­ощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое вли­яние. Перед общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал да­рованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубий­ством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние ми­нуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неиз­менным красноречием "поведал много, что осталось тайной для потомков". По легенде встречался с Апосто­лом Павлом и в 4 в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений

до нас дошли "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях" и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" и др.). Философия С. — это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифаго­реизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенден­ции к монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который на­ходится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, — телесна. Она есть эмана­ция из высшего Огня. С. признает учение стоиков о пе­риодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум — Зевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Пла­тона. Философия для С. — не столько система теорети­ческих взглядов, сколько учение о достижении нравст­венного идеала. Этика С. основана на идее усовершен­ствования человека и освобождении души от тела. Пер­вичной является добродетель, способствующая мораль­ному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни — в освобождении души от аффектов и вожделе­ний. Стоический космизм у С. связан с теорией вселен­ского государства и гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. "Человек — предмет для другого человека священный". Страсти и пороки — антисоциальны. Благодеяние, по С., — это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.

В.В. Лобач







Date: 2015-09-23; view: 336; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию