Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЕЛЛАРС (Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — аме­риканский философ, один из основателей критического реализма





СЕЛЛАРС (Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — аме­риканский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: "Критический реализм" (1916), "Эволюционный натурализм" (1922), "Принци­пы и проблемы философии" (1926), "Философия физи­ческого реализма" (1932), "Рефлексия над американ­ской философией изнутри" (1969), "Отвергнутые аль­тернативы" (1973) и др. Собственную, в принципе мате­риалистическую (по С., "реальность есть оформленная материя"), концепцию С. называл "эволюционным нату­рализмом", отличным от теологических интерпретаций эволюционного процесса. При этом, по мысли С., фун­дироваться адекватные философские подходы должны "физическим реализмом", согласно которому "все суще-

ствующее существует в пространстве и времени и явля­ется или физической системой, или тем, что в экзистен­циальном отношении неотделимо от нее". "Реализм здравого смысла", согласно С., весьма созвучен подлин­ным истинам: "Простой человек смотрит вовне и при­нимает результаты с их наличной ценностью. Чувство вещности во внешнем мире доминирует над его воспри­ятием. Оправданная функция идеализма, поскольку он апеллирует к реальным физиологическим, логическим и психологическим фактам, — это борьба против про­стоватости здравого смысла... К сожалению, идеализм обычно выходит за границы этого, утверждая, что мы не можем знать физическую реальность". Но, по мысли С., объекта познания, целиком совпадающего с чувственно данным, нет и быть не может: необходим отказ от отож­дествления объекта и ощущения. (По С., сознание не может выйти за пределы организма: оно существует только на основе тех или иных состояний мозга.) Про­цесс познания, по схеме С., структурирован и включает в себя следующие элементы: внешний материальный объект, восприятие как содержательный элемент созна­ния, акт отнесения второго к первому. Как полагал С., "целостный акт восприятия с его суждениями, категори­ями и различениями является наиболее элементарной единицей в познании внешнего мира". Не оставаясь за­ключенным в мире данных, согласно С., можно пола­гать, что восприятие является "актом суждения, направ­ленным вовне". Субъект, по С., подвергает элементы физического мира собственным практическим воздей­ствиям с целью реализации жизненного интереса: из­бранная вещь становится объектом познания. "Данные" (или восприятия) — продукт воздействия последнего на нервную систему: субъект же посредством самых разно­образных процедур соотносит их с объектом. По мысли С., "в основе познания лежит воспроизведение поряд­ка". ("Тот факт, что наука работает, давая нам возмож­ность предсказывать события и контролировать окружа­ющую среду, оправдывает нашу уверенность в том, что мы достигаем знания об окружающем мире".) Одновре­менно С. отвергал теорию отражения, полагая, что "гос­подствующим допущением в этой концепции является то, что содержанием физических вещей является чувст­венная природа. Но сама уникальность сознания как будто исключает такой взгляд". Соответствие же знания о вещи с самой этой вещью, по С., достигается тем, что вещь правильно указана, обозначена и символизирова­на. (Ср.: идея "первичных" и "вторичных" качеств Локка.) Позже, в конце 1950-х, С. отметил, что "Энгельс и Ленин были совершенно правы, считая ощущения в не­котором смысле отражениями вещей, и что феномена­лизм и идеализм заблуждались, превращая ощущения в

конечный объект познания". С. разрабатывал "эмерджентистскую" концепцию "уровней организации" при­роды, согласно которой появление качественно нового связано с динамичным переходом к ее более высоким, несводимым к низшим, уровням. Полемизируя с моде­лью в принципе непредсказуемой "эмерджентной эво­люции" С.Александера, С. подчеркивал, что "отрицание возможности предвидения... появилось как реакция на лапласовское признание почти априорной выводимос­ти". По мысли С., "для меня, как последовательного на­туралиста, физические системы являются окончатель­ными и я не вижу оснований постулировать экстрафизи­ческий низус такого рода, который признают Морган и Александер. Для меня природа внутренне динамична. Я выразил бы это, сказав, что... причинность есть "про­грессивное движение" физических систем". (Т.е., в от­личие от схемы С.Александера, у С. эволюционирует не пространство-время, а та или иная, вполне конкретная физическая система.) В этике С. подчеркивал историче­ский и социально обусловленный характер моральных оценок и антиэкстремистских нравственных ценностей: "рациональная эволюция всегда лучше, чем нарушение жизненного процесса и революция".

A.A. Грицанов







Date: 2015-09-23; view: 310; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию