Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Монтень
Школа самым тесным образом связана с развитием техники, и даже не потому, что в школе используются электрические лампы и компьютеры. Эта взаимосвязь значительно глубже и важнее. Школы в их современном варианте для массового обучения всех без исключения детей обязаны своим появлением промышленной революции. На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребности в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности – например, работу электротехников или инженеров. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования. Вскоре во многих странах мира стали совершенствоваться системы образования. Развитие школ, училищ, институтов и университетов, в свою очередь, стимулирует технический прогресс в той или иной стране. Любые значительные технические инновации тут же отражаются на требованиях к системе образования. Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой жизни привело к необходимости введения такого предмета как «Информатика». Экологические последствия индустриального развития требуют изучения экологических аспектов в разных учебных дисциплинах. Гонка вооружений потребовала подготовки большого количества специалистов в области ядерной физики, химии, математики и т.п. Технический прогресс не остается в долгу, технические инновации приходят в школу и стимулируют развитие образования. Рассмотрим технические аспекты развития образования. Их можно разделить на две основных группы. К первой относятся те технические инновации, которые связаны с улучшением бытовых условий в школах и напрямую не связаны с учебным процессом. К таким техническим инновациям современной эпохи можно отнести: электрическое освещение, центральное отопление, системы пожарной сигнализации и оповещения, центральную канализацию, вентиляцию, электроплиты, холодильники и другую необходимую в школьных столовых технику. В последнее время в школах стали появляться новые технические устройства: электронные пропускные системы, камеры слежения. Конечно, можно хорошо учиться и при свече в холодном, неотапливаемом помещении. И можно легко обойтись без электронной проходной. Но все же комфортные и безопасные условия учебы являются одним из самых главных требований к школе, предъявляемых родителями и государством. Вторая группа технических инноваций затрагивает сам процесс обучения, так как определяет изменения средств представления, хранения и переработки информации. Такие инновации встречаются значительно реже (за всю новейшую историю их было три: сначала появление бумаги, далее изобретение книгопечатания, а затем компьютеров), но зато они кардинальным образом меняют весь процесс обучения. К таким изобретениям стоит отнести изобретение пергамента и бумаги. Ученики получили практическую возможность фиксировать сказанное учителем, а не запоминать это тут же наизусть, как было раньше. Массовая школа и классно-урочная система были придуманы великим чешским философом, ученым, педагогом, Яном Амосом Коменским. Вместе с первой информационной революцией, связанной с изобретением книгопечатания, эта система оказала, пожалуй, решающее воздействие на увеличение темпов научно-технического прогресса.Основы школы, заложенные в XVII веке, пока остаются фундаментом образования и в наше время. В классическом варианте учитель объясняет ученикам на уроке то, что необходимо запомнить, а дома ученик самостоятельно по имеющемуся у него учебнику повторяет и запоминает изученное. Прогресс в школе зримо проявлялся в техническом совершенствовании самого главного классного атрибута – школьной доски. В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей, сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца. Писали на них грифелем, а стирали записи тряпочкой. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс. Затем появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. Их изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой краской. Позже появились пластиковые доски, доски с раздвижными или распашными частями, но принципиальных изменений они не имели. Правда, в наше время стали использоваться маркерные доски, основное отличие которых от традиционных досок заключается в том, что на них пишут не мелом, а специальным фломастером. Существует еще одна альтернатива: флип-чарты. Это подобие огромного блокнота – большие бумажные листы скреплены специальной прижимной планкой. Исписанный верхний лист отрывается или заменяется на новый. На таких устройствах можно писать не только специальным маркером, но и обычной ручкой или карандашом. Но понятно, что в условиях массовой школы использование такого принципа слишком дорого и хлопотно. Появление компьютера и глобальных информационных сетей привело не только к возможности создания интерактивных досок, реагирующих на касание специальным прибором (стилом) или рукой. Внедрение компьютера привело к изменению самой многовековой системы. Зачем запоминать какую-то информацию, если в любой момент ее можно найти в Интернете? Зачем учиться решать какие-то проблемы и задачи, если всегда можно попросить помощи на разных форумах и чатах? В 1982 году в Сенегале под руководством американских ученых Сеймура Пейперта Николаса Негропонте из лаборатории коммуникаций Массачусетского технологического института был запущен проект, направленный на обучение школьников из бедных районов с помощью компьютеров. Эксперимент, построенный на освоении языка программирования Logo, показал свою успешность. Компьютерные классы в школе – только первые ласточки грядущих кардинальных изменений в системе образования. Все больше сторонников приобретает модель электронного обучения («модель 1:1», eLearning 1:1) - это ситуация обучения, в котором основным инструментом обучения школьника является компьютер (ноутбук или нетбук), а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер, связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и выход в Интернет. Инициатива по созданию и внедрению в образовательную практику недорогих, но функциональных портативных компьютеров была представлена мировому сообществу на Мировом саммите по созданию информационного общества, который прошел в ноябре 2005 года в Тунисе. Говоря о важности этого начинания, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул: «Попадая в руки детей, эти надежные и многофункциональные компьютеры помогут им быть более вовлеченными в учебный процесс. Благодаря им, дети смогут осваивать учебный материал не зубрежкой, а через практику. Изменится и само образование – с их помощью дети смогут учиться друг у друга». Первые попытки организовать среду, в которой ученик был бы не привязан к стационарному компьютеру, а мог перемещаться с ним как внутри школы, так и за ее пределами, начались практически в то же время, когда стали доступны портативные компьютеры. Впервые в мире использование школьниками индивидуальных ноутбуков в обучении было опробовано в Австралии, в частной школе в Мельбурне в 1990 году. Инициатором и идейным вдохновителем этого проекта стал австралийский ученый, один из первопроходцев в области информатизации образования Гэри Стейджер. Проект начался всего через год после выпуска первой коммерческой модели компьютера, которая обладала ключевым для данного типа устройств качеством – портативностью. Ноутбуки, которые на тот момент были весьма дорогими устройствами, были приобретены для каждого из двух тысяч учащихся на средства родителей. В результате школа с гордостью смогла назвать себя первой в мире «ноутбук-школой». И, хотя ни о подключении компьютеров учащихся к Интернет, ни о создании пакета образовательных программ по всем предметам школьного цикла на тот момент мечтать не приходилось, при анализе итогов эксперимента были отмечены такие его результаты, как «повышение мотивации и увеличение самостоятельности учащихся и, в конечном итоге, улучшение их успеваемости». Таким образом, на уроке уже нет необходимости конспектировать учебный материал, так как он может быть скопирован на ноутбук. Сам урок уже вовсе не обязательно подразумевает сбор всех учеников в одном месте и в одно и то же время и поэтому перестает быть уроком. Но функции школы при этом не меняются: она по-прежнему должна дать человеку не только знания и умения, но опыт социального общения и морально-нравственные ценности. Поэтому роли учителя и товарищей по учебе по-прежнему остаются для подрастающего человека очень важными.
Date: 2015-09-23; view: 418; Нарушение авторских прав |