Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция информационных технологий





 

Информационные технологии (ИТ), как и любая другая технология, могут быть разделены на два четко выраженных компонента:

1. Аппаратное обеспечение. К этой части информационных технологий относится физическая структура, конфигурация вычислительной техники, систем и прочего оборудования.

2. Программное обеспечение. Представляет собой набор правил, руководящих принципов и алгоритмов, необходимых для обеспечения работоспособности технического оборудования. Сюда можно отнести также программы, соглашения, стандарты и правила пользования, направленные на координацию отдельных задач и процесса в целом.

Значительную роль играет так называемое алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение. Оно, в зависимости от намерений, ожидаемых результатов и целей, должно обосновывать целесообразность использования и развертывания технического и программного обеспечения, а также его конфигурацию в каждом конкретном случае.

Подобного рода разделение позволяет определить информационные технологии как совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Обработка информации имеет длинную историю развития, уходящую корнями в изобретение первых счет и печатающего устройства. Современный термин информационные технологии возник в конце 1970-х гг. и стал обозначать обработку информации с использованием вычислительной техники. Развитие вычислительной техники происходило в несколько этапов (рис. 2), каждый из которых являлся результатом инновационных технологических решений и приводил к созданию компьютеров нового поколения. Эволюционные процессы коснулись как аппаратных средств, так и программного обеспечения. Достижения в области информационных технологий, несомненно, отражались на применении их в экономике. И если на этапах становления вычислительной техники их применение ограничивалось научно-техническими расчетами в основном военного направления, то по мере совершенствования информационных технологий областями использования становились различные направления экономики, а затем и сферы развлечений.

 

Рис. 2. Этапы развития вычислительной техники

 

Компьютеры первого поколения, созданные на базе электровакуумных ламп, имели низкую производительность и, как следствие, ограниченное применение. Изобретение транзисторов и их серийное производство привели к появлению компьютеров второго поколения. Высокая работоспособность таких компьютеров, а также серьезные успехи в области развития программного обе-спечения позволили использовать их в экономической деятельности для обработки и хранения экономической информации.

С середины 1960-х гг. для производства компьютеров стали применять электронные схемы средней и высокой степени интеграции, что ознаменовало начало третьего этапа в развитии вычислительной техники. Новые технические решения на базе микропроцессоров послужили основой для создания первых персональных компьютеров, характерной чертой которых стали небольшие раз-меры и низкая стоимость. Производство компьютеров приобретает в этот период промышленный размах, а развитие операционных систем и программного обеспечения способствует увеличению числа пользователей вычислительной техники и расширению областей ее применения. Высокие функциональные воз-можности и доступная цена обеспечили внедрение средств вычислительной техники практически в каждое подразделение предприятий для решения таких локальных задач, как ведение бухгалтерского учета и обработка данных.

Современное поколение компьютеров зародилось в середине 70-х гг. ХХ в. и существует до настоящего времени. Основой этих компьютеров стали большие и сверхбольшие интегральные микросхемы (БИС и СБИС) и микропроцессоры.

Параллельно с аппаратными средствами формировалось и программное обеспечение (ПО), как системное, так и прикладное, которое в своей эволюции также прошло несколько поколений. Программное обеспечение первого поколения представляло собой базовые языки программирования, которыми владели только специалисты в области вычислительной техники. Процедурно-ори-ентированные языки FORTRAN, COBOL, ALGOL второго поколения языков программирования позволили приобщиться к разработке прикладных программ ученых и специалистов из различных областей науки и техники. Третий этап в развитии программного обеспечения характеризуется использованием развитых операционных систем (ОС), систем управления базами данных (БД) и языков структурного программирования, таких, как Pascal. Четвертое поколение отмечено разработкой и применением объектно-ориентированных языков, программного обеспечения для распределенных компьютерных систем, усовершенствованным графическим интерфейсом и интегрированной средой программирования, а также развитыми программными средствами для работы с базами данных. Пятое поколение ориентировано на обработку знаний, поддержку сетевых архитектур и технологий.


Широкое распространение средств вычислительной техники, необходимость обмена данными между удаленными компьютерами стали импульсом к созданию и развитию компьютерных сетей. На начальном этапе использовались разнообразные нестандартные устройства, способные обеспечивать соединения только тех компьютеров, для которых они были разработаны, а в середине 1980-х гг. утвердились стандартные технологии объединения компьютеров в сеть – Ethernet, Arcnet, Token Ring, что значительно упростило процесс создания сетевых структур.

Совершенствовались и модели организации вычислений и обработки информации. Начиная с 1950-х гг. использовалась модель централизованных вычислений, когда к мощному компьютеру подсоединялись неинтеллектуальные терминалы, а пользователи работали в режиме разделенного времени. Впоследствии централизованная модель могла включать и персональные компьютеры в качестве интеллектуальных терминалов. В 1980-х гг. распространение получила модель распределенных вычислений, одна из наиболее популярных версий которой носит название архитектура «клиент-сервер».

Все достижения в области ИТ использовались в управлении бизнес-процессами на предприятиях и в организациях. При этом интегрированные с организационными решениями и направленные на обеспечение потребностей бизнеса, они образовали класс экономических информационных систем для управления экономическими объектами (предприятиями, банками, торговыми организациями, государственными учреждениями и т. д.).

Экономические информационные системы в своем развитии также претерпели значительные изменения. Если в 50-е гг. средства вычислительной техники использовались в основном для обработки значительных объемов информации, то 60-е гг. отмечены началом комплексной автоматизации управления предприятием и интеграцией информационного обеспечения на основе баз данных. Полномасштабное применение автоматизированных систем управления относится к 70-м гг., когда на базе электронных вычислительных машин третьего поколения стало возможным создание вычислительных систем с распределенной терминальной сетью. 80-е гг. отмечены широким применением персональных компьютеров управленческими работниками, созданием большого набора автоматизированных рабочих мест. Однако следует отметить, что такого рода локальная («островная») автоматизация не способствовала повышению эффективности управления на предприятиях и в организациях. Только в 90-х гг. развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию гибких локальных и глобальных сетей и, как следствие, к разработке и внедрению интегрированных систем, обеспечивших реальную возможность коллективной работы как непосредственных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения.


 

Основные понятия и определения

 

Информационные технологии и системы – быстро развивающиеся направления науки и техники, что приводит к формированию новых терминов и определений, а также отсутствию устоявшейся терминологии. Эти обстоятельства требуют уточнения ключевых понятий и определений, связанных с внедрением информационных технологий и систем сферы экономики и менеджмента.

В современных условиях увеличение эффективности управления и достижение целей бизнеса возможно только при применении современных систем управления. Под системой управления понимается система взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного действия управляющих органов на управляемый объект. Совокупность объекта управления и системы управления образует информационную систему, структура которой представлена на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Структура экономической информационной системы

Объекты управления (предприятия, банки, торговые организации, государственные учреждения и т. д.) представляют собой сложные системы, подверженные влиянию внешней экономической среды и состоящие из материальных элементов (для предприятий – сырье, здания, станки и др.) и бизнес-про-цессов (для предприятий – снабжение, производство, маркетинг, сбыт и др.)

Входные информационные потоки – информационный поток из внешней среды в систему управления (нормативная информация, информация маркетинговых исследований и т. п.).

Внешние информационные потоки – информационные потоки, оказывающие возмущающее воздействие на систему управления и объект управления.

Управляющие информационные потоки – информационный поток из системы управления во внешнюю среду (отчетная информация, маркетинговая информация клиентам предприятия), а также из системы управления на объект управления, представляющий совокупность плановой, нормативной, распорядительной информации для управления бизнес-процессами предприятия.

Выходные информационные потоки – информационный поток от объекта управления в систему управления, который представляет учетную информацию о состоянии объекта управления (материальных, трудовых, денежных ресурсов и бизнес-процессов предприятия).

Информационные потокиявляютсяосновой для создания информационных ресурсов, которые выступают стратегическими ресурсами, обеспечивающими значительное конкурентное преимущество.

К группе основных понятий, необходимых для полноты описания используемых в информационных технологиях терминов, следует отнести:

факт (factum – сделанное) – действительное, невымышленное происшествие, событие, явление, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения; действительность, реальность, то, что объективно существует;


знания – совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т. д. и обычно реализуемых в деятельности;

познания – сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области (областях);

сведения – общие или очень неглубокие знания, представления о чем-либо[1];

данные – знания, представленные в конкретных формах, которые адекватны возможным способам ее обработки. Данные включают только ту часть знаний, которые формализованы в такой степени, что над ними могут осуществляться процедуры формализованной обработки с помощью различных технических средств.

Особенностью понятия информация является то, что, с одной стороны, это интуитивно понятный термин, а с другой − общепризнанной трактовки этого термина нет. Тем не менее, изучением категории информация занимаются в самых разных областях знаний: философии, информатике, теории систем, кибернетике и т. д. В проекте федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 2000 г. термин информация трактуется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, выраженные в какой-либо объективной форме, обеспечивающей возможность их хранения и распространения».

В технической литературе под информацией понимают сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, процессах и т. д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанные на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом. Такое определение наиболее полно соответствует определению основоположника теории информации Клода Э. Шеннона (Claude Elwood Shannon), который определил информацию как снятую неопределенность. В более общей трактовке информация может быть определена как продукт обработки данных адекватными методами. Именно адекватные методы позволяют получить информацию из многообразия имеющихся данных.

Для специалистов в области экономики существенным является понятие экономическая информация, под которойследует понимать ту часть информации, которая возникает в процессе подготовки и реализации производственно-хозяйственной деятельности и используется для управления этой деятельностью.

Как всякий объект, информация обладает определенными свойствами:

1. Дуализм. На свойства информации влияют как свойства данных, так и свойства методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса.

2. Объективность и субъективность информации. Понятие об объективности информации является относительным, поскольку образуется в момент возникновения с субъективными методами. Объективной считается информация, в которую методы вносят наименьший субъективный элемент. Например, фотография в процессе изучения природного объекта дает более объективную информацию, чем рисунок этой местности.

3. Полнота информации характеризуется качеством и достаточностью информации для принятия решения. Считается, чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно к ним применить

4. Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными, поскольку всегда присутствует некий информационный шум. При обработке четких сигналов формируется более достоверная информация.

5. Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Следует заметить, что полные и достоверные данные могут породить неадекватную информацию при использовании неадекватных методов.

6. Актуальность информации – степень соответствия информации текущему времени.

Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития[2]. Поскольку роль информации в последние годы возросла, то она стала рассматриваться как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т. д., а также ресурсов, потребляемых в общественной практике. Включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина информационный ресурс, поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую нет. В состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества. Для выделения этих подмножеств разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и другие. В данном пособии под информационными ресурсами следует понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Справедливости ради следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная («дефектологическая»), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений; заведомая «дезинформация», поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач и определяемым как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства и т. п.).

В зависимости от носителей информации информационные ресурсы предлагается разделить на пять основных классов:

Документы всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи).

Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

Организационные единицы – научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей.

Научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

Информация в качестве самостоятельного объекта исследования стала рассматриваться относительно недавно. Важный толчок к таким исследовани-ям – возникновение в 40-х гг. науки об управлении в сложных динамических системах – кибернетики, основоположником которой является американский ученый Норберт Винер. Основной предпосылкой, определившей выделение кибернетики в отдельное направление научных исследований, стал тезис об общности процессов управления в объектах различной природы, которая проявляется в механизме действия обратной связи и информационной основе управления и обусловливает принципиальную возможность моделирования экономических и социальных процессов, использование средств вычислительной техники для управления экономическими объектами.

Кибернетика утверждает существование информационного поля в объективной реальности и формулирует закон необходимого разнообразия для регулятора как органа управления. Главное следствие этого закона – вывод о том, что степень сложности системы управления должна соответствовать степени сложности управляемого объекта. В сфере экономики он подтверждает объективную необходимость усложнения управления, увеличение его мощности по переработке информации и принятию решений.

Управление – это функция организованных систем различной природы (технических, биологических или социальных), направленная на реализацию целевых установок и поддержание внутренне присущей им структуры.

Поскольку мы сформулировали основные термины: информационные те-хнологии, информация, система управления, информационные системы – остановимся на ключевом для нас определении экономическая информационная система, которая представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. Экономическая информационная система связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки.

В современном менеджменте различают три уровня управления: высший, средний и низший. Каждый из них характеризуется собственным набором фун-кций, уровнем компетенции и нуждается в соответствующей информации. На высшем уровне управления осуществляется стратегическое управление, определяется миссия организации, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т. д. Средний уровень управления – уровень тактического управления. На этом уровне составляются тактические планы, осуществляется контроль над их выполнением, отслеживаются ресурсы и т. д. На низшем уровне выполняется оперативное управление, реализуется объемно-календарное планирование, осуществляется оперативный контроль.

Наличие таких уровней управления приводит к многослойности систем управления, а наличие функциональных элементов в управлении – к появлению соответствующих подсистем в информационной системе.

 







Date: 2015-09-23; view: 934; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию