Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Население и ВНП в отдельных странах





  Страна Население, млн. чел. 2001 г. ВНП, млрд. долл. 2000 г. ВНП на душу населения, долл. 2000 г.
1. Китай 1 273,1 4 951 3 920
2. Индия 1 030,0 2 375 2 340
3. США 278,1 9 601 34 100
4. Бразилия 174,5 1 243 7 300
5. Россия 145,5 1 165 8 010
6. Япония 126,8 3 436 27 080
7. Германия 83,0 2 047 24 920
8. Республика Корея 47,9   17 300
9. Эфиопия 65,9    
10. Швеция 8,9   23 870

Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. – Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2003. - P. 824-826, 833.

Высокоразвитые страны близки друг другу, прежде всего, общим высоким уровнем развития экономики, особенностями структуры экономики и общими важнейшими процессами и тенденциями в ней. Шестерка главных капиталистических стран (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Италия) вместе взятые - настоящие ²локомотивы² мирового экономического роста и развития. Ежегодные встречи - совещания лидеров стран ²Группы Семи² (²G7²), в которых участвует и Канада, по степени своего влияния на судьбы мира, конечно, оставляют позади сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проводимые ею международные конференции. Разрешение Российской Федерации принимать участие в этих встречах и употребление в СМИ выражения ²Большая восьмерка² не означают, разумеется, равноправного включения РФ в ²клуб² привилегированных наций.

Расстановка сил внутри группы высокоразвитых стран оформлена географически. Они скомпонованы в основном в три сопоставимых по потенциалам центра экономического и политического могущества, между которыми существует весьма острая конкуренция и устанавливаются сложные отношения соперничества и сотрудничества: Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа. У каждого из трех главных центров современного капитализма есть свои преимущества и слабые места, что делает их соперничество драматическим состязанием с трудно предсказуемым исходом и не позволяет однозначно оценивать их конкурентные позиции в различных областях.

Экономика развивающихся стран, несмотря на пестроту состава этой группы, обладает целым рядом существенных общих черт, связанных с принципиальной общностью их исторических судеб. Для этих стран капиталистический способ производства и связанный с ним социально-экономический и технический прогресс являются чуждыми процессами, не обусловленными их собственной культурой и социальной традицией. Их элементы навязаны им извне, возникали и развивались не через свободное развитие национального рынка, а в результате насильственного включения этих стран в мировые экономические отношения. Поэтому даже в тех странах, где существует национальный частный капитал, он сравнительно слабо развит, носит очаговый характер, охватывая лишь некоторые отрасли экономики, развивается неровно и непропорционально, мало воздействуя на остальные секторы экономики. К тому же он занимает двойственную позицию по отношению к иностранному капиталу, часто склоняясь к предательству национальных интересов.

Для всех развивающихся стран характерна многоукладность экономики – наличие капиталистических и докапиталистических общественно-экономических форм, причем связи между укладами очень слабы или отсутствуют. В отличие от капиталистического, и, с оговорками, мелкотоварного укладов, докапиталистические уклады не создают стимулы для экономического роста, предпосылки для экономического и технического прогресса.

Одна из главных экономических проблем развивающихся стран - острый дефицит финансовых ресурсов для инвестиций, крайне замедленный, ²вялотекущий² процесс накопления, поэтому принципиальное значение для них имеет расширение экспортного сектора и привлечение иностранного капитала, образующего особый сектор хозяйства.

Еще одна определяющая черта развивающихся стран - высокая роль государственного сектора. Государство обеспечивает связи между различными укладами, стимулирует товарное производство, сдерживает и контролирует в какой-то мере деятельность иностранных корпораций (одновременно стараясь привлекать иностранные инвестиции), а главное, обладая наибольшими мобилизационными возможностями, способно сосредоточивать ресурсы для решения острейших общенациональных экономических проблем, в первую очередь, структурной перестройки. Будучи искусственно, насильно вовлеченными в капиталистический мир, эти страны подвергаются непрерывному массированному, многоканальному натиску стандартов ²западного² образа жизни, ²западной² системы ценностей и т.п. Но традиционные структуры общественного сознания в этих странах, за редким исключением, несовместимы с ²западными² и оказывают отчаянное, яростное сопротивление.


В итоге, в ²третьем мире² почти не приживаются такие подлинные завоевания западной цивилизации, как высокий уровень трудовой и профессиональной этики, правовой культуры, гарантии личных свобод и прочие. Но необычайно благоприятную почву находят преступность, наркомания, проституция, порнобизнес, образуя быстрорастущий и опасный не только для ²третьего мира² сектор хозяйства.

Есть в ²третьем мире² небольшая группа – первоначально в нее входили только четыре страны (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, с 1997 г. ставший особым районом КНР с суммарным населением менее 75 млн. чел.), - которые сумели полностью адаптироваться к крайне жестким условиям современной НТР и добиться выдающихся и устойчивых темпов роста. Эти страны - ²четыре дракона² - называют новыми индустриальными странами (НИС). Их опыт доказывает, что развивающиеся страны в принципе могут переломить неблагоприятные для них тенденции и занять достойное место в мировом хозяйстве. К числу НИС в последние годы начинают причислять ещё ряд стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Малайзия) и Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла и др.), которым также удалось относительно успешно осуществить модернизацию хозяйства.

Особо выделяется группа развивающихся стран, являющихся крупными нефтеэкспортерами. Еще недавно большинство их были в числе беднейших и наиболее отсталых, но в последние 30 лет некоторые из них (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты) стали сравнимы по среднедушевому уровню доходов и потребления с самыми богатыми из развитых стран.

Несколько особняком стоят страны, в недавнем прошлом объединяемые понятием ²социалистические², в которых еще несколько лет назад господствовала административно-командная экономическая система. Некоторые из этих стран, наименее развитые, по большинству важнейших признаков вполне могут быть отнесены к ²третьему миру²: Вьетнам, Лаос, Монголия, КНДР, Куба, среднеазиатские и закавказские республики бывшего СССР и др. Положение остальных (страны Восточной Европы, Российская Федерация и КНР) определить гораздо сложнее. С одной стороны, в них создана мощная и высокодиверсифицированная промышленность, включающая самые современные наукоемкие отрасли. Огосударствленная экономика позволяла направлять национальные ресурсы на осуществление крупномасштабных сложных и дорогих программ: атомной, космической, энергетической и т. п. (в КНР и особенно в бывшем СССР). В ряде секторов экономики накоплены высококвалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры, способные решать задачи которые ставит современная НТР. Административно-командная экономика не могла эффективно использовать ресурсы, поэтому подавляющая часть производимых в этих странах товаров и услуг была неконкурентоспособна на мировом рынке по цене, качеству и техническому уровню.


Задачи, которые бывшие социалистические страны поставили перед своей экономикой, не могут быть решены без крупномасштабной финансовой, консультационно-обучающей и технологической помощи высокоразвитых стран, а такая помощь, естественно, будет оказываться последними в соответствии с собственными интересами ²помогающих² и приведет (уже приводит) к сильнейшей односторонней экономической и частично даже к политической зависимости.

Основные формы международных экономических отношений. Международная торговля. Вывоз капитала. Международная экономическая интеграция. Мировая валютная система. Фиксированный и плавающий курсы валюты. Паритет покупательной способности.

 

Рассмотрим главные формы международного экономического сотрудничества и соперничества стран мирового сообщества.

Углубление МНРТ в полной мере проявляется в международной торговле. Обороты внешней торговли в послевоенные десятилетия росли гораздо быстрее, чем мировое производство. В большинстве высокоразвитых стран с внешней торговлей непосредственно связано более 1/2 всей экономической деятельности. Зависимость отдельных отраслей от внешних связей еще более сильна.

В товарной структуре международной торговли неуклонно сокращается доля сырьевых товаров, продукции отраслей и производств обрабатывающей промышленности. Почти половина стоимости мирового экспорта приходится на более сложные товары: машины, оборудование и химикаты, экспортирующиеся в основном из развитых стран. В экспорте этих стран в среднем более 2/3 приходится на готовые, в том числе 1/3 - на продукцию машиностроения. В импорте готовые промышленные изделия, в том числе машины и оборудование также занимают ведущее место. Причем в условиях НТР особенно быстро возрастает доля связей по поставкам промежуточных видов продукции.

В торговле формируются системы международной производственной кооперации, для которых характерны жесткость и долговременность связей с иностранными ²смежниками², четкая обусловленность количества, качества и сроков поставок.

Рост объема торговли высокоразвитых стран друг с другом и усиление их взаимозависимости происходят в драматических условиях острейшей конкуренции между ними. Поэтому внешняя торговля - одна из приоритетных сфер государственного вмешательства. Многие страны проводят политику протекционизма - защиты национальных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке. При этом все развитые страны традиционно провозглашают принцип ²фритрэдерства² (free trade) - ²свободной торговли². В распоряжении государства - широкий арсенал инструментов воздействия: таможенные тарифы (специальные налоги на ввозимые в страну товары), квоты и запреты на импорт, субсидирование экспорта, политическое давление на страну - конкурента с целью добиться от нее ²разборки² части таможенных барьеров или ²добровольных² ограничений экспорта. Но в условиях интенсификации МНРТ применение тарифных и нетарифных ограничений импорта далеко не всегда эффективно защищает национальные интересы: зависимость экономики от международного обмена товарами и услугами часто перевешивает простое и понятное желание устранить конкурента, например, административным запретом торговать. Ведение ²торговых войн² можно уподобить арьергардным боям отступающей армии: протекционизм компенсирует нехватку конкурентоспособности. Потенциал для настоящего контрнаступления может быть накоплен только внутри национальной экономики на пути ее структурной реконструкции.


С конца 1940-х гг. ведутся международные переговоры об обязательных правилах международной торговли и ее постепенной либерализации в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Членами ВТО на середину 2003 г. были 146 стран и около 20 стран являлись наблюдателями. Главная задача ВТО в соответствии с её Уставом – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Деятельность ВТО направлена на реализацию следующих пяти принципов.

1. Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно дискриминировать какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. На внутреннем рынке любой страны, в идеале, не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют

3. Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые барьеры (тарифные и нетарифные) не будут подняты внезапно и произвольно.

4. Стимулирование соревновательности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать ²несправедливые² приемы конкурентной борьбы, такие как экспортные субсидии (фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается ²справедливым² представление слаборазвитым странам особых привилегий.

Хотя ВТО пропагандирует идеи ²свободной торговли², они пока мало помогают росту участия в мировом хозяйстве стран ²третьего мира².

На развивающиеся страны (следует вспомнить их долю в населении Земли) приходится лишь около 1/5 внешнеторгового оборота стран капиталистического мира и лишь около 1/20 - на их взаимный товарообмен, причем эти показатели не отражают чрезвычайную дифференциацию развивающихся стран по масштабам, структуре, темпам роста внешней торговли и даже по своему характеру участия в МНРТ.

Специализация большинства стран ²третьего мира² в МНРТ мало изменилась со времен ²открытого² колониализма и в несравненно большей степени отвечает интересам высокоразвитых наций, чем их собственным. В суммарном экспорте развивающихся стран продовольствие, сырье и топливо составляют около 50 %, но из остающихся на долю обрабатывающей промышленности более 50 % около 33 % приходится всего на 17 стран, в основном НИС, структура экспорта которых довольно разнообразна и включает даже высокотехнологичные товары. Для большинства же развивающихся стран существует тенденция неуклонного сужения круга главных экспортных товаров. При этом специализация отдельных стран исключительно, гипертрофированно узкая: на один ведущий (сырьевой или продовольственный) товар приходится не менее 1/3, иногда - более 1/2 стоимости экспорта. Несмотря на столь сильную специализацию, на мировых рынках своих ведущих товаров развивающиеся страны играют, как правило, подчиненную, иногда совсем ничтожную роль. Таким образом, зависимость их импортного сектора от конъюнктуры мирового рынка почти полная и односторонняя (исключения крайне редки). При этом соотношение цен на сырье (основной товар большинства развивающихся стран) и готовые промышленные изделия (основу экспорта развитых стран) складывается опять-таки в интересах развитых стран и крайне невыгодно для ²третьего мира² - возникают так называемые ²ножницы цен², ²подрезающие² выгоды от расширения экспорта.

Правда, сохраняется определенная зависимость развитых стран от импорта сырья и топлива из ²третьего мира², обусловленная ограниченностью и неполнотой их собственных природных ресурсов. Доля развивающихся стран в импорте развитых стран топлива составила более 80 %, руд и металла - около 1/3. Поэтому развивающиеся страны - экспортеры однородных товаров нередко образуют на межправительственном уровне международные союзы типа картелей для проведения согласованной политики в области объемов экспорта и цен, но это не слишком облегчает их положение. Лишь знаменитой Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) удается с 1970-ых г. контролировать цены на сырую нефть.

Главная причина зависимого, подчиненного положения большинства развивающихся стран в МНРТ, увеличивающегося разрыва между ними и развитыми странами в уровне экономического развития и уровне жизни, изолированности слаборазвитых наций от НТР - их общая социальная и экономическая отсталость, неустранимая без полного изменения принципов, лежащих в основе современного мирового экономического порядка. Но надежды на подлинную смену этих принципов практически нет, поскольку они установлены и поддерживаются высокоразвитыми нациями в своих эгоистических интересах.

Вывоз капитала - это вывоз стоимости с целью ее прироста за рубежом. Вывоз капитала в последние десятилетия рос быстрее, чем производство и внешняя торговля, и был наиболее мощным фактором ²интернационализации² в мировом хозяйстве.

· Различают экспорт предпринимательского и ссудного капиталов.

Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции, ведущие к созданию за границей филиалов, дочерних компаний (фирм) и смешанных (совместных) предприятий. Капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора, называются прямыми зарубежными инвестициями. На практике обычно к ним относятся инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее 25 % акционерного капитала компании.

На мировом рынке капиталов безраздельно хозяйничают высокоразвитые страны, и прежде всего их крупные компании, осуществляющие значительную часть своей производственной и финансовой деятельности за пределами страны базирования (а это почти все крупные компании высокоразвитых стран) - так называемые транснациональные корпорации (ТНК). Под непосредственным контролем ТНК находится уже не менее 40 % промышленности, 60 % международной торговли и 80 % регистрируемых патентов. Внешнеторговый оборот протекает фактически внутри отдельных ТНК. В начале нынешнего десятилетия примерно 37 тыс. транснациональных фирм и 170 тыс. их филиалов контролировали мировую экономику. ТНК представляют собой главную ²ударную² силу в межнациональной конкурентной борьбе: они ²идут в прорыв², находя уязвимые участки, ²боевые действия² как бы ²переносятся на территорию противника², в то время как государства ²держат фронт². По сравнению с первой половиной XX века, когда капитал вкладывался в основном в добывающую промышленность колоний и зависимых стран, в эпоху НТР около 75 % прямых зарубежных инвестиций приходится на вложения развитых стран в экономику друг друга, причем подавляющая часть - в обрабатывающие отрасли.

Большая часть зарубежного производства ТНК, как правило, предназначена для продажи на местных рынках: такое своеобразное ²замещение² экспорта позволяет преодолеть протекционистские барьеры и обезопасить себя от влияния колебаний валютных ресурсов. Для ряда стран зарубежное производство ²своих² ТНК многократно превосходит экспорт с национальной территории (для США - уже более чем в 5 раз; в целом по Западной Европе и Японии - в 1,5 раза).

Прямые капиталовложения ТНК развитых стран в экономику стран ²третьего мира² преследуют цель либо извлечения особенно высоких прибылей при эксплуатации дешевой силы, либо выноса с национальной территории экологически вредных производств. Пользуясь заинтересованностью слаборазвитых стран в иностранных инвестициях, ТНК сплошь и рядом пользуются ²правом силы², добиваются для себя односторонних преимуществ, строго дозируют или блокируют слаборазвитым странам доступ к современным технологиям, сооружая главным образом сборочные, технологически не самостоятельные, так называемые ²отверточные² заводы.

Движение ссудного капитала в сфере внешнеэкономических связей выступает в виде международного кредита. В узком смысле слова международный кредит - ссуда в денежной или кредитной форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику из другой страны на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов. В широком смысле слова это понятие включает в себя также заграничные портфельные инвестиции - вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью только получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью заемщика.

Мировой рынок ссудных капиталов непосредственно выступает как совокупность спроса и предложения заемщиков и кредиторов разных стран. Его можно условно разграничить на два взаимосвязанных сектора. Первый - мировой денежный рынок; аккумулируемые на нем денежные средства (преимущественно в виде депозитов) и предоставляемые ссуды носят кратковременный характер и предназначены для обслуживания прежде всего международной торговли. Второй - мировой рынок капиталов; займы здесь берутся на длительные сроки и используются прежде всего для финансирования капиталовложений. Этот рынок подразделяется на кредитный рынок и рынок ценных бумаг. Международные кредиты подразделяются на финансовые и связанные; последние имеют строго целевой характер, закрепленный в кредитном соглашении.

Международный кредит способен искусственно раздвигать границы производства и экспорта товаров и услуг в странах - заёмщиках, нарушая в их экономике пропорции и балансы. Еще более неблагоприятные последствия могут возникать для заемщиков вследствие чрезмерного привлечения иностранных кредитов и их неэффективного использования. С этим связана одна из самых серьезных экономических проблем современного мира - кризис неплатежеспособности развивающихся стран, внешний долг которых за 1970 - 2000 гг. вырос более чем в 20 раз и превысил 1,5 трлн. долл.

Мировая валютная система - форма организации международных денежных отношений (расчетов и платежей). Основные ее элементы: международные платежные средства, режим валютных курсов (валютный курс - цена денежной единицы, выраженная в денежных единицах других стран), условия обратимости (конвертирования - обмена) валют, статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения, режим международных валютных рынков, - закрепляются межгосударственными соглашениями.

Для современного этапа развития мировой валютной системы, официально начатого решениями Ямайской конференции 1976 г., характерны:

1) полный отказ от золота как средства выражения паритетов валют (законодательно устанавливаемых соотношений между двумя валютами); в валютных расчетах стали использоваться исключительно кредитно-денежные средства;

2) широкое распространение практики ²плавающих² (колеблющихся) валютных курсов, определяемых во многом рыночной конъюнктурой;

3) более 90 % валютных сделок не связаны с обменом товарами или нефинансовыми услугами, и эта доля растет; стремительно растет офшорная форма банковских счетов, изъятых из национальной юрисдикции, выведенных из-под государственного регулирования;

4) создание Европейской валютной системы (в рамках ЕС).

Евро этоединая валюта стран Европейского Союза. В 1996 г. ее ввели в безналичное обращение как параллельную валюту стран ЕС. С 1999 г. она стала единственной безналичной валютой, а с 2002 г. евро полностью заменила национальные валюты 12 стран, вошедших в еврозону (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция).

Основные преимущества валютного союза стран ЕС состоят в том, что участники внешнеэкономических операций:

- снижают трансакционные издержки;

- избавляются от курсовых рисков;

- ослабляют зависимость экономики стран ЕС от доллара.

Первое преимущество единой валюты связано с тем, что до введения единой валюты участники внешнеэкономических операций испытывали трудности из-за разных масштабов цен, из-за чего было достаточно трудно сопоставлять цены на однородные товары в разных странах. Эффективным способом снижения этих трансакционные издержек служит жесткая фиксация курсов разных валют по отношению друг к другу, а в идеале – переход на универсальные денежные единицы.

Другое преимущество общей для всех стран ЕС валюты состоит в том, что она позволяет ликвидировать риски изменения курсов валют. Тем самым снижаются расходы на банковские операции и на страхование от рисков, что облегчает планирование торговли и инвестирования, дает мощный импульс развитию подлинно единого международного рынка.

Причиной создания еврозоны является также желание сделать Европу более привлекательной для международных источников капитала. Дело в том, что для долгосрочных инвестиций привлекательными являются страны и регионы с наиболее стабильной валютой. Многие экономисты считают, что по мере усиления евро доллар будет терять свою привлекательность и мир испытает глобальную дедолларизацию. Единая европейская валюта призвана стать стабилизирующим фактором в мировой валютной системе и заслуживающей доверия альтернативой доллару в международной торговле.

Конъюнктурные колебания валютных курсов влияют на конкурентоспособность национальных товаров и услуг на мировом рынке. Девальвация (падение курса) национальной валюты делает экспортируемые товары как бы более дешевыми, а импортируемые - более дорогими; ревальвация (повышение курса) приводит к обратным результатам.

Денежные валютные расчеты определяют состояние платежного баланса страны, в котором фиксируются все международные торговые и финансовые операции между данной страной и остальным миром. Платежный баланс включает сопоставление экспорта и импорта товаров (торговый баланс), экспорта и импорта услуг, чистый доход от инвестиций и чистые денежные переводы за рубеж, сопоставление притока и оттока капиталов. Дефицит платежного баланса (отрицательная разность поступлений и потерь) финансируется за счет официальных резервов (запасов иностранной валюты в центральном банке), а актив их увеличивает.

Наиболее сложную форму МНРТ представляет собой международная экономическая интеграция (МНЭИ), как совокупность процессов взаимного приспособления национальных хозяйственных комплексов вплоть до их полного слияния (в идеале) в единый хозяйственный организм.

Несколько весьма важных особенностей определяют специфику этих процессов. Во-первых, МНЭИ возможна только между странами, близкими по социально-экономическому строю, совместимым по политическим системам и господствующим идеологическим установкам, сопоставимым по уровню экономического развития. Во-вторых, настоящая успешная и эффективная МНЭИ возможна только на достаточно высоком уровне развития производительных сил, то есть между развитыми странами (не случайно МНЭИ развернулась в условиях НТР). В-третьих, МНЭИ имеет свою внутреннюю логику, требующую определенной последовательности мероприятий, поскольку различные составляющие МНЭИ тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В-четвертых, МНЭИ должна непременно и с самого начала направляться и управляться на межгосударственном, межправительственном уровне. Таким образом, МНЭИ - это, пожалуй, наиболее сложное направление государственного регулирования экономики.

Продолжительностью, размахом и глубиной интеграционных процессов резко выделяется Западная Европа. Важнейшее из интеграционных объединений - Европейский Союз (EC), начало которому было положено созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), образованное в 1958 г. с целью формирования в пределах стран - членов ЕЭС единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1993 г. завершилось создание единого внутреннего рынка, в 2002 г. произошёл переход к единой валюте и к наднациональной валютной политике. На очередь встала уже задача несравненно более сложная задача политической интеграции.

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (табл. 18-3):

1) зона свободной торговли, 2) таможенный союз, 3) общий рынок, 4) экономический союз, 5) политический союз.

Таблица 16-2







Date: 2015-09-23; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию