Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос, его виды. Детерминанты спроса. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения





Спрос (D, demand) - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобретать все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени.

Рис. 3 – 2. Закон спроса
0 Qd1 Qd2 Qd
D0
P1 P2  
A
В
P
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов всех потребителей данного товара, услуги на рынке. Величина спроса показывает количество спрашиваемого товара при данной цене. Соотношение между понятиями “спрос” и “величина спроса” наглядно показывает график кривой спроса (рис. 3-2). Если по вертикальной оси отложить все возможные варианты цены (P) на товар, а по горизонтальной - количества спрашиваемого товара(Q) при данных ценах, то получим кривую спроса - D0 как множество точек, которое выражает все возможные сочетания цен и величин спрашиваемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса (А, В) показывает определенную величину спроса, т.е. количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить по данной цене. При прочих равных условиях, снижение цены вызывает увеличение количества спроса на товар (Qd2 > Qd1), и наоборот. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и величиной спроса на него.

Обратную зависимость между величиной спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевели летом яблоки, то сократится спрос на бананы, апельсины, мандарины, так как станут приобретать яблоки). Эффект дохода и эффект замещения определяют нисходящий характер кривой спроса, т.е. по мере снижения цены увеличивается величина спроса.

К факторам, изменяющим спрос, относятся:

1) потребительские вкусы и предпочтения;

2) число потребителей на рынке;

3) доходы потребителей;

4) цены на другие товары;

5) ожидания потребителей.

Эти факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его. Увеличение или уменьшение спроса означает, что при любой из возможных цен товара покупатели готовы купить его больше или меньше, либо что прежние количества товара они готовы купить по более высо-кой (низкой) цене. Изменение спроса на графике выражается в виде сдвига кривой спроса: при увеличении спроса - вправо, от D0 к D1 (рис. 3-3), а при уменьшении спроса - влево, от D0 к D2 (рис. 3-4).

D1
P
Рис. 3 – 3. Увеличение спроса
0 Qd1 Qd2 Qd1` Qd2` Qd
D0
P1 P2  
P3 P4  
Увеличение спроса означает, что при любой из возможных цен потребители (покупатели) могут и готовы купить больше товара или купить те же количества товара по более высоким ценам. На графике увеличение спроса приводит к сдвигу кривой спроса вправо от D0 к D1 (рис. 3-3). Например, товар стал модным, и поэтому потребители теперь могут и готовы купить по цене P1 не количество Qd1, а большее количество Qd1 ` или купить прежнее количество Qd1 по более высокой цене P3. А при цене P2 потребители могут и готовы купить не количество Qd2, а большее количество Qd2` или купить прежнее количество товара Qd2 по более высокой цене P4.

D0
Рис. 3 – 4. Уменьшение спроса
0 Qd2`Qd1`Qd2Qd1 Qd
D2
P4 P3  
P
P2 P1  
Уменьшение спроса означает, что при любой из воз-

можных цен

потребители (покупатели)

могут и готовы купить меньше товара или купить те же количества товара по более низкой цене. На графике уменьшение спроса приводит к сдвигу кривой спроса влево от D0 к D2 (рис. 3-4). Например, товар вышел из моды. Если раньше при цене P1 потребители хотели и могли купить количество Qd1, то теперь они могут и готовы купить только количество Qd1` или купить то же количество Qd1 по более низкой цене P3 как уценённый товар. А при цене P2 потребители могут и готовы купить не количество Qd2, а меньшее - Qd2` или купить то же количество Qd2 по более низкой цене P4.

Важно различать два понятия – ²изменение спроса² и ²изменение величины спроса². Изменение величины спроса изображается на графике перемещением из одной точки заданной кривой спроса в другую точку этой же самой кривой (рис. 3-2). Речь идет о реакции покупателей на изменение цены данного товара при прочих равных условиях. Что касается изменения спроса, то оно изображается сдвигом самой кривой спроса вправо при увеличении спроса (рис. 3-3) или влево при его уменьшении (рис. 3-4). Таким образом, покупатели реагируют на факторы, которые не связаны с изменением цены данного товара.

Рассмотрим более подробно влияние доходов потребителей и цен других товаров на спрос. Изменение доходов покупателей влияет на спрос, но направление изменений зависит от категории товаров. В современном рыночном хозяйстве выделяют нормальные товары, которые потребляет основная часть населения, и товары низшей категории, предназначенные для бедных и малообеспеченных. Зависимость между изменением спроса на нормальные товары (например, новый холодильник, расходы на отдых) и изменением доходов прямая, а в случае же с товарами низшей категории (субпродукты, подержанные вещи) - обратная. С ростом доходов спрос на них уменьшается и наоборот.

Цены на другие товары, влияя на поведение потребителей, также изменяют спрос. Направление изменения при этом зависит от вида товара - является ли он взаимодополняемым или взаимозаменяемым.

Взаимодополняемые (сопряженные) товары - это товары, которые потребляются вместе. Взаимосвязь между спросом на данный товар и ценой сопряженного товара обратная. Если, например, резко снизились цены на видеомагнитофоны, то спрос на видеокассеты вырастет.

Взаимозаменяемые товары могут использоваться один вместо другого. Взаимосвязь между изменением цены взаимозаменяемого товара и изменением спроса на данный товар прямая. Если цена на куриное мясо упала, то при прочих равных условиях спрос на говядину уменьшится.

 

 

Date: 2015-09-23; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию