Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы конституционного права
Глава III 1. Понятие и предмет конституционного права. Конституция РК. 2. Конституционные основы общественного строя Республики Казахстан. 3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты. 4. Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы, избирательные органы.
1. Понятие и предмет конституционного права как науки и отрасли права. Конституция РК. Конституционное право — ведущая отрасльправа РК. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройстваобщества и государства; во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами;в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нормативных правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы. Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук. Наука конституционного права - система научных знаний о закономерностях развития: государственно-правовых отношений, представленных в институтах конституционного строя; волевых общественных отношений, с которыми связано осуществление государственной власти. Наука конституционного права представляет собой систему знаний. В систему науки конституционного права входят: знание о конституционном праве как отрасли права; знания о сущности Конституции РК – её структуре и содержании; знания об основах конституционного строя РК и их отношении с господствующими в обществе отношениями; знания о правах и свободах человека и гражданина РК; знания о национально-государственном и административно-территориальном устройстве РК; знания о системе органов власти РК, местном государственном управлении и самоуправлении. Указанные объекты выступают предметом научного исследования и изучаются исходя из научных методологических принципов с использованием различных методов: исторического, логического, сравнительно-правового, системного, статистического, конкретно-социологического и др. Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и другие нормативные правовые акты, которые в совокупности составляют конституционное законодательство: конституционные и обычные законы, нормативные правовые акты Президента, Правительства, местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи. Другим источником науки конституционного права является практическая деятельность государственных органов и всех субъектов правовых отношений по реализации конституционно-правовых норм. Её изучение позволяет понять не только формальную природу, но и фактическую сущность, реальность действия норм права. Источником науки конституционного права являются также труды учёных, как отечественных, так и зарубежных, посвящённых философским, социологическим и другим проблемам конституционного строительства, прямо или косвенно относящихся к данной отрасли. Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования. Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и её организации, устройством государства, а также между человеком и государством. Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща совокупность приёмов и способов, при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения, называемые методами правового регулирования. Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: 1 ) метод обязывания; 2) методзапрещения;3) метод дозволения;4) метод признания. Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов. Таким образом, конституционное право — это отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления. В конституционном праве важным являются нормы Конституции, по которым живёт страна и должны соответствовать нормы других правовых актов. Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм других отраслей права. Они также являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Вместе с тем, конституционно-правовые нормы отличаются от правовых норм других отраслей права: содержанием и сферой регулируемых общественных отношений; непосредственным действием; особенностями структуры. Конституционно-правовые нормы чаще всего имеют диспозицию, реже - гипотезу, и только в отдельных случаях — санкцию; источниками в которых они выражены (Конституция, конституционные законы); наличием значительного количества норм - принципов, норм-задач, норм-определений, не свойственных другим отраслям права; учредительным характером содержащихся в них предписаний; специфическим характером субъектов (народ, государство, нации, высшие государственные органы). Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы — это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы -это нормы, содержащие запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы —это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы – это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы – это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм. Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права. Универсальные и общие принципы конституционного права —это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность. К универсальным принципам конституционного права, оказывающим влияние на всю систему национального права РК, относятся: принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст. 4 Конституции РК); принцип абсолютности и не отчуждаемости прав и свобод человека (ч. 2 ст. 12 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся: принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами; принцип суверенитета; принцип принадлежности государственной власти народу, её единство; принцип признания идеологического и политического многообразия. Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элементов отрасли — правовых институтов. Конституционно-правовой институт —совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты: основы конституционного строя; права и свободы человека и гражданина; административно-территориальное устройство; избирательная система; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть и прокуратура; местное государственное управление; местное самоуправление; порядок изменения Конституции. Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям конституционно-правовых отношений относятся: особое содержание, особая сфера отношений, составляющих предмет конституционного права; особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений; наличие нескольких видов правоотношений. Наиболее классическим видом являются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых чётко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Вторым видом конституционных правоотношений являются правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей. Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты чётко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относится состояние в гражданстве. Классификация конституционно-правовых отношений: по сроку действия различаются постоянные и временные отношения; по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения; по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт — событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки. Субъекты конституционного права – это участники конституционно – правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и представляют права. Среди них государство, народ, деаутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъетами конституционно – правовых отношений выступают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством или человеком. 1.1 Понятие, сущность, характеристика, этапы становления Конституции. Впервые понятие “конституция” (от лат. constitutio – установление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тогда конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями именовали нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 г. Под конституцией в юридической науке понимается нормативный акт – Основной закон, обладающий высшей юридическим силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Значение Конституции определяется ее функциями. Основными функциями Конституции являются: Юридическая функция. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права. Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества. Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия. Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования. Юридические свойства Конституции – существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие: Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции – источник других отраслей права; нормативные правовые акты принимаются только органами, указанными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией. Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам. Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой. Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образуется Конституционный Совет РК, который по обращениям Президента РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер – министра, судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 78 Конституции. Законы и международные договоры, признанные Конституционным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими, закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина отменяются и не подлежат применению. В решении задач конституционного контроля и обеспечения исполнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, Прокуратура РК в пределах их компетенции. Этапы развития Конституции Республики Казахстан. История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР “Об учреждении поста Президента” от 24 апреля 1990г. Данный Закон внес существенное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в Республике. Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственным суверинитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан – Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР И Казахской ССР строятся на договорной основе; Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно – территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно – национальным строительством; Республиеа имеет право приостанавливать на своей територии действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновениной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности; Казахская ССР самостаятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основной для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР. Декларация – первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Советов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой Республики и обладал высшей распорядительно – исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду. В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ. В 1990 – 1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы “О совершенствования структуры государственной власти и управления” от 20 ноября 1990 г. и “О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР” от 15 февраля 1991 г., которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления Республики. Согласно Закону “О совершенствовании структуры государственной власти и управления” прекратил свое существование Совет Минстров, он ибыл преобразован в Кабинет Минстров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразовано. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления – Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности Вице – президента и Генерального прокурора Республики. Согласно Закону “О местном самоуправлении и местных Советах, народных депутаов Казахской ССР” представителная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет. Второй этап конституционного строительства начинается с принятие Закона Республики Казахстан “Об изменении наименованиям Казахской Советской Социалистической Республики” от 10декабря 1991 года. Хотя закон не назывался Конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации. Наконец, 16 декабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. В ст. 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Согласно Главае 2 Закона, граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются. Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управаления. Государственная власть осуществляется, гласил Закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент. Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства. Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный Закон служит основной для разработки новой Конституции Республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казахской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государственной независимости. В этот период был принят ряд конституционных законов, внесших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК “О гражданстве Республики Казахстан” от 20 декабря 1991 г. уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан. Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г. по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституция Казахской ССР 1978 г., например Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положение идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конституции впервые было употреблено такое понятие, как “светское и унитарное государство”, означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории Республики Казахстан как политических, так и культурных автономий. Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действие ее норм. 10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делегировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановлению Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имеющие силу не только обычного, но и Конституционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 г. не предусматривала такой возможности. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан”. Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей. Начало пятого этапа связано с изменениями и дополнениями, которые внесены Конституционным законом Республики Казахстан от 21 мая 20047 г. № 254-III, принятого Парламентом. Этим законом в действующую Конституцию Республики Казахстан внесены 54 изменения. 2. Конституционные основы общественного строя Республики Казахстан. Каждое государство имеет определенный строй (устройство), т.е. характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Устройство государства характеризуется определенными отношениями (экономическими, политическими, социальными), которые лежат в основе этого строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются обычаями, традициями, нормами морали и права. В демократических государствах в основу государственного строя положены три основных принципа: народовластие, разделение властей, приоритет прав и свобод человека. Следовательно, конституционный строй – это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства. Каковы же эти принципы или что относится к основам конституционного строя Республики Казахстан? Во-первых, это суверенитет. Казахстан является суверенным государством.Ст.2.Конституции Республики Казахстан гласит:"суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность,неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории ". Государственный суверенитет –это верховенство государственной власти внутри страны (т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории) и ее независимость от власти иностранных государств в сфере международных отношений. В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ.Признание народа в качестве носителя всей власти является выражением народного суверенитета.Народный суверенитет означает полновластие народа,т.е. обладание народа социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.Народ осуществляет свою власть как непосредственно через республиканский референдум и выборы,так и через делегирование ее органам государственной власти(ст.3 Конституции).Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту,а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство от имени народа не выступает и обладает правом выступать только от имени государства. Республиканская форма правления. В Конституции Республики Казахстан установлена республиканская форма правления.Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами).Казахстан –президентская Республика. Народовластие. В соответствии со ст. 1 Конституции РК Республика Казахстан утверждает себя демократическим государством.Это значит,что Казахстан определяет себя как государство, при котором народ обладает учредительной властью принимать Конституцию,непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока данных полномочий; государство создает возможности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан независимо от их социального и национального происхождения,предоставляя им свободу слова,совести,выбор языка и национальности,право на объединения,на равный доступ к государственной службе и т.д. Светский характер государства. Республика Казахстан утверждает себя светским государством.Это значит, что в Республике Казахстан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства;не существует государственной или обязательной религии; запрещено создание партий на религиозной основе; каждый имеет право на свободу совести,т.е. право исповедовать любую религию,переходить от одной религии в другую или не исповедовать никакой религии. Верховенство права. Республика Казахстан утверждает себя правовым государством.Это значит, что государство стремится к такому состоянию или качеству,которое называется правовым государством, и в свою очередь характеризуется следующими чертами: права и свободы человека являются высшей ценностью;верховенство закона;принцип разделения властей;независимость судебной власти;взаимная ответственность государства и гражданина. Социальный характер государства. Республика Казахстан утверждает себя социальным государством.Это значит,что государство служит человеку, а не наоборот;государство служит обществу в целом,а не отдельным его слоям;государство стремится равномерно распределять тяготы и блага для всех граждан;государство поддерживает социальную сфере (образование, здравоохранение,науку,культуру,социальную занятость,охрану труда,социальное обеспечение и поддержку групп населения с низкими доходами;государство признает право граждан требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни; государство обязуется создать условия для экономической свободы в обществе. Унитарность. Республика Казахстан является унитарным государством.Унитарное государство –форма устройства государства, которая не имеет в своем составе автономий, т.е. других каких-либо государственных образований;с единой Конституцией,единой системой права,единым гражданством,Парламентом,Правительством,системой исполнительных органов и суда,поздравляют свою территорию на административно –территориальные единицы. Единство государственной власти в Республике Казахстан обеспечивается Президентом,являющимся главой государства и его высшем должностным лицом.Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.Тем самым,Президент Республики Казахстан находится над всеми ветвями власти,выступает арбитром,хотя и тяготеет по своим полномочиям к исполнительной власти. Политический и идеологический плюрализм. В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (п. 1 ст.5 Конституции).Политическое многообразие (плюрализм)-это свобода политических мнений и политических действий,что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям,действующим в рамках Конституции,существования многопартийности,а также право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой. Политический плюрализм –это не только возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции партии,но и не состоять ни в какой партии,быть беспартийным.Он несовместим с идеологическим единообразием и может реализоваться лишь в условиях идеологического многообразия. Идеологическое многообразие (плюрализм)-это свобода выбора идеологических и духовных ценностей и запрет установления государственной или обязательной идеологии в обществе,что является условием реализации политического плюрализма. Экономический плюрализм. Это значит,что в Республике Казахстан признаются и равных образом защищаются государственная и частная собственность (п.1 ст. 6 Конституции) Права и свободы человека и гражданина – высшая ценность. Конституция РК рассматривает человека,его жизнь,права и свободы в качестве высшей ценности (ст.1 Конституции).Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности,выдвигая на перееданий план именно личность.Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом государства,его обязанностью. Приоритет норм международного договора над нормами закона. Пункт 3 ст. 4 Конституции гласит: «Международные договоры,ратифицированные Республикой,имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно,кроме случаев,когда из международного договора следует,что для его применения требуется издание закона». 3.Гражданство:понятие,порядок приобретения и утраты. Гражданство –это устойчивая политико-правовая связь человека с государством,выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Государство в законе устанавливает основания,по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства,порядок решения этих вопросов. Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается:1)по рождению;2) в результате приема в гражданство;3) по основаниям или в порядке,предусмотренным межгосударственными Республики Казахстан;4) по иным основаниям,предусмотренным законом.Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя Президента РК. Условия приема в гражданство РК.В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты: 1.Лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет. Наличие этих условий не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних,недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан,либо имеют профессии и отвечают требованиям по перечню,устанавливаемому Президентом Республики Казахстан,и членов их семей; а также лиц,покинувших территорию Казахстана, и их потомков,если они возвратились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину; 2.Граждане бывших союзных республик,прибывшие с целью постоянного проживания в Республику Казахстан,имеющие одного из близких родственников – граждан Республики Казахстан:ребенка (в том числе усыновленного),супруга (супругу),одного из родителей (усыновителей),сестру,брата,деда или бабушку,независимо от срока их проживания в Республике Казахстан. Вопросы гражданства военнослужащих,состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан,определятся межгосударственными договорами Республики Казахстан. Основания для отказа в приеме в гражданство РК. Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется, если лицо,ходатайствующее об этом:совершило преступление против человечества, сознательно выступает против суверенитета и независимости РК; призывают к нарушению единства и целостности территории РК;осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности,здоровью населения;разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду,противодействует функционированию государственного языка РК;осуждено за террористическую деятельность;признано судом особо опасным рецидивистом; состоит в гражданстве других государств. Законодательство РК предусматривает восстановление (реинтеграцию)в гражданстве -способ приобретения гражданства лицами,ранее утратившими его по различным причинам,в силу чего процедура восстановления может быть либо автоматической (т.е.путем признания факта восстановления),либо упрощенной (т.е. в порядке регистрации),либо по ходатайству на имя Президента РК.Права вернуть гражданство РК действует в течение 5 лет с момента выхода. Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме регистрации установлен для лиц,исторически или кровно связанных с РК и являющихся гражданами бывших советских республик-лиц,близкие родственники которых являются гражданами РК (дети,супруги, сестры, братья, деды и бабушки). К иным основаниям приобретения гражданства,предусмотренным действующим Законом РК, относятся усыновление,опекунство,соглашение родителей о гражданстве ребенка. Основания прекращения гражданства. Гражданство РК прекращается вследствие:выхода из гражданства РК;утраты гражданства РК. Выход из гражданства –это добровольное прекращение гражданства,осуществляемое по ходатайству на имя Президента РК.В выходе из гражданства РК может быть отказано,если:лицо имеет неисполненные обязательства перед РК; или имущественные обязанности перед гражданами,предприятиями,предприятиями,учреждениями,организациями,общественными объединениями расположены на территории РК. Выход из гражданства РК не допускается,если:лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого;либо отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда;или если выход лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности РК. Утрата гражданства РК. Гражданство РК утрачивается (ст.21): 1)вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства;2)если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;3) если лицо, постоянно проживающее за границей,не встало на консульский учёт без уважительных причин в течение трёх лет;4)по основаниям,предусмотренным межгосударственными договорами РК;5)если лицо приобрело гражданство другого государств. Гражданство ребёнка в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы,принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства,защищаемые государством и составляющие ядро правого статуса личности.Понятия «права человека» и «права гражданина» не тождественны. Права человека - это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод,таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которым человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству. Права гражданина- это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип – каждый гражданин является человеком, но не каждый человек являемся гражданином. Личные(гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся: 1.Право на жизнь (ст. 15 Конституции); 2.Право на личную свободу (ст. 16 Конституции); 3.Неприкосновенность достоинства человека (ст.17 Конституции); 4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст.18 Конституции); 5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст.19 Конституции); 6. Свобода слова и творчества (ст.20 Конституции); 7. Право на свободу передвижения и выбора места местожительства (ст.21 Конституции); 8. Свобода совести (ст. 22 Конституции); 9. Право на неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции). Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов: а) право на свободу объединений (ст.23 Конституции)- возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей. б) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях (ст.32 Конституции)- возможность выбора формы волеизъявления граждан. Свобода собраний- возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям. Собрания могут проводиться в уведомленном и явочном порядке. Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным-экономическим и политическим проблемам. Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему- либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п. Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. в) право на участие в управлении делами государства (ст.33 Конституции)-возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами того участия являются: право петиций- возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе. Экономические права и свободы -это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся: а) право на частную собственность (ст.26 Конституции)- возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения. б) право наследования (ст.26 Конституции)-возможность перехода к лицу прав и обязанностей умершего. в) свобода предпринимательской деятельности (ст.26 Конституции) –возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли. Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя: право на отдых (ст.24 Конституции)-возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Конституции); право на социальное обеспечение (ст.28 Конституции), что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий; право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.29 Конституции) возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; право на образования (ст.30 Конституции)-означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Культурные права человека- признаваемые гарантированные Конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включают в себя право на использование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина- это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, находящихся на территории государства, либо только собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства,других граждан. Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого гражданина следующие обязанности: 1. Обязанность соблюдать Конституцию РК (ст.34); 2.Обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст.34); 3. Обязанность уважать государственные символы РК (ст.34); 4.Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст.35); 5. Обязанность и долг защищать РК (ст.36); 6.Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37); 7.Обязанность сохранять природу и бережно относиться природным богатствам (ст.38). 4. Избирательная система РК: понятие,принципы,избирательные органы. Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Под избирательной системой РК понимается порядок выборов Президента РК, депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, депутатов маслихатов, акимов сельской местности, предусмотренный Конституцией РК и Конституционным законом РК «О выборах в РК», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами РК. Существуют два вида избирательных систем-пропорциональные и мажоритарные. Пропорциональные избирательные системы строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий. Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, как и во втором туре 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее в отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, а если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В Конституции РК, а так же в Конституционном законе «О выборах в РК» закреплены следующие принципы избирательного права: А) принцип всеобщности означает, что все граждане РК, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т.д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста. Пассивное избирательное право – это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения. Во – первых, для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигаемых кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов. Во –вторых,Конституция РК устанавливает, что имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а так же содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не подлежит регистрации в качестве кандидата в Президенты РК, в депутаты Парламента РК, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо: привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; на которое в течение года перед регестрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умешленное правонарушение; имеющее судимость? Которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке; б)принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т.д) только один раз. Избиратель бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких – либо преимуществ перед другими избирателями. В) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления РК избираются гражданами непосредственно. В РК установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента Участвуют выборшики – граждане РК, являющиеся депутатами маслихатов. Выюорщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутатов Сената; Г)принцип тайного голосования проявляется в том, что голосования на выборах Президента, депутатов Маслихата и Сената Парламента, депутатов маслихатов, члена органов местного самоуправления РК осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а так же давлением на волю избирателя; Д)принцип добровольности участия граждан РК в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей выборах называется абсентеизмом. Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в РК, являются образующими единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РК; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий состовляет пять лет. Центральная избирательная комиссия (ЦИК)возглавляет единую систему избирателей комиссий РК и является постоянно действующим огранном. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента РК. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.
Date: 2015-09-23; view: 818; Нарушение авторских прав |