Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послехрамовый Иудаизм





Евреи свою веру не теряют, хотя была связана с храмом. Духовными лидерами становятся законоучители раввины – знали Тору и толковали ее (книжники). Они занимались передачей своим ученикам устного предания также. Без знания устной Торы письменный закон нельзя понять. Храм упразднен – замена храмового ритуала молитвой. Иудаизм не делает ставку на политическую независимость, но главное – забота о сохранении жизни религиозной общины. Самая важная заповедь – изучение закона Божия. Должен исполнять каждый еврей. Только так можно приблизиться к Богу и заслужить место в Алам Габа – грядущий мир. Подчеркивалось, что праведники всех народов будут там – разные пути к Богу.

2-6 вв. эпоха талмуда. В это время 1-2вв. действуют законоучители – Танаины (эпохи танаев). Они разрабатывают и канонизируют устную Тору. Устное предание письменно фиксируется в Мишне. В конце 2-нач.3вв. Мишна кодифицируется Ягудой га-Наси. Мишна кодифицируется в форме Эрец-Исраэль. Он стал поворотным пунктов в развитии. Мишна легла в основу Галахи – гражданское еврейское законодательство.

7-10вв. эпоха Гаонов. После завоевания ближнего Востока арабами создается Халифат. В это время духовными лидерами евреев стали Гинаим (Гаоны). Так назывались руководители Ешиф (религиозные школы) в Вавилоне. Вавилонский талмуд стал общепринятым для всех. Этот талмуд обеспечил единообразие иудаизма. Талмуд – буфер между внутренним еврейским законодательством и законами стран обитания (как надо жить). Это вызывало недовольство – движение Караимов. Они отказались принять предание (устную Тору), отказывались верить, что предание пошло от Моисея. Гаоны видели свою главную задачу с ними. Караимы – читающие. Секта в 8веке в Багдаде, только Библия. Отрицают устный закон, раввинистическое учение. Основатель их Анан бен Давид. Он отменил многие запреты Талмуда. Явились новые запреты: последователи перестали обращаться к врачам. Он говорил своим ученикам: все ищите в Торе, меня не слушайте. Эта секта в ранний период привлекла много ересей антираввинистических. Им пришлось создать свою устную Тору, нельзя жить без предания, иначе – кто как хочет понимать. Они не соблюдали некоторые праздники. Ели мясо тех животных, которые в Библии упомянуты.

В 10веке центр передвигается в Испанию, Италию, Францию, Германию. К этому времени в иудаизме оформляются два основных течения – Сефарды (в мусульманской Испании, был язык – смесь иврита с испанским языком) и Ашкенази (жили в Франции и Германии) – язык идиш – смесь еврейского с немецким. Сефарды тяготели к синтезу иудаизма с античной философией и мусульманскими. Известно имя Моисея Маймонида. Он сделал синтез из неоплатонизма, философии Аристотеля, арабской философией. Ашкенази – на Эрец-Исраэль ориентировались. Христианство на них влияло, для них аскетизм, молитвенность.

В 13веке складывается мистическое эзотерическое учение каббала. Каббалисты создают тайную терминологию, интерпретируют писание и предание – описание процессов, которые происходят в Боге. В 1492г. евреев из Испании выгнали. При короле Филиппе: либо принимают христианство, либо покидают страну. Они там были богатые – занимались ростовщичеством: не занимайся ростовщичеством с братом с твоим, но только с иноземцами. А христиане не занимались этим. Диспуты раввинов со священниками, обращенными из иудаизма. Начали изучать еврейский язык в Европе.

Эпоха Нового времени (с середины 18века по настоящее). Саббатай Цви (саббатианство) – его провозгласили Мессиией, но разочаровались. Проявляется консерватизм, осторожность, строгость соблюдения заповедей (613заповедей – мидсвод), главная – изучение Торы и Талмуда. В это время – Хасиды – протестуют против излишнего формализма, провозглашают истинную горячую веру, служение Богу в радости, освящение всех актов человеческой жизни. Утверждается новый принцип лидера – Ребе (Цаддик – праведник). Он воспринимается, как посланник Бога, искупитель. Их до сих пор очень почитают в Иерусалиме. Хасидизм – в Восточной Европе. Говорили, что опасность лжемиссий – против них так говорили. Сторонники талмудического иудаизма против зародившегося в сер.18века в Германии – Гаскала (еврейское просвещение). Секуляризация европейской культуры – отказ от религиозных ценностей. Духовный отец Гаскалы моралист Моисей Мендельсон провозглашает на собственном жизненном опыте сочетать верность иудаизму со светской культурой. Иудаизм – универсальная религия разума. Шлейермахер: человек в целом божественный, он не грешный, очень хороший.

К 19веку – ортодоксальный, реформистский, консервативный иудаизм. Реформистский – в 20-е. г. 19века в Германии, в 19веке – центр США. Лидеры подчеркивали универсалистское содержание иудаизма. Не одевали на голову мужчины и женщины во время молитвы. Они не разделяют идеи сионизма – владеть горой Сион. Евреи могут вписаться везде, главное – сохранять веру. В 1930-40гг. – сочувствие сионистам. 1948г. – Израильское государство. Храм и жертвы – приходящее. Молитвы – полностью заменили жертвы навсегда. Третий храм – в душах людей (совокупно во всех выстраивается). Стремление реформировать вызывало ортодоксальный иудаизм. Ортодоксальный – единственный преемник иудаизма. Галаха занимает центральное место в том виде – Шулхан Арух (свод). Исповедуют запрет на любые изменения в религиозной и общественной жизни. Надо все соблюдать – все предписано. Иудаизм – национальная религия, только для евреев. Придерживаются концепции мессионизма. Насчет сионизма – разделились. Одни поддержали, другие – создание государство невозможно без Мессии. После первой мировой количество увеличивалось, после второй – возникло государство Израиль. Оно в целом построено по светскому образцу, говорят некоторые, что оно неистинно. Другие: создание государства – скоро придет Мессия. Резкое противостояние реформистов и ортодоксов – течение консерваторов. Первоначально – исторический иудаизм. Нужны реформы, но должны быть медленные, все само собой. Консерваторы: на протяжении всего развития иудаизм менялся, сейчас такое же происходит. Они против упразднения иврита, против ликвидации ритуалов, связанный с субботой (кашрут). Консервативный иудаизм – в США (Филадельфия, Нью-Йорк, Балтимор). Это стали исповедовать и сифарды. Число последователей – 20млн. человек.
Раввинистическая литература.

17.03.09

Талмуд – Изучение. Тексты догматического характера, этического характера, права. Сложился с 4века до н.э. по 5в. н.э. Включает в себя Мишну (толкование Торы) и Гимару (толкования Мишны). Правовые положение составляют Галаху. Она связана с мифами, легендами, притчами, сказками. Это все, что сопутствует – Аггада. Писание, Тора комментировалась, обсуждалась. Из Торы учителя выводили законы, по которым должен жить Израиль. Все все эти споры, дискуссии, выводы, передавались сначала устно – это так называемые предания старцев. Пришло время их зафиксировать письменно – Мишна (Повторение – она повторялась, заучивалась наизусть). Работа по составлению – ученые Таннаи (изучающие, арам.). Главный редактор – составитель Иегуда га-Наси (135-217г. до н.э), жил в Галилее, которая стала центром духовной жизни. Комментаторы Мишны – Амораи (Толкователи, евр.). Они работали в Галилее и в Вавилонских академиях. Результат их деятельности – Геммара (учить, разбирать). Написана на Арамейском языке. В самом широком смысле талмудом (завершенное учение) называют Мишну и Гемару. В узком смысле – только Гемара. Говорят о вавилонском талмуде и палестинском. В 5-6вв. талмуд был завершен. Комментаторы искали ответ на вопрос: как жить по согласию с Торой? Такие рассуждения – Галаха (правила, законы, постановления). Галаха (от слова Ходить, идти). В Талмуде важна сама дискуссия, как приходят к тому или другому выводу. Приходятся мнения мудрецов, также мнения, которые отвергли, некоторые высказывались по-разному: в одной ситуации одно, в другой – другое. Возможность перетолковывать Тору, как нравится. Тут же записаны всякие молитвы, которые произносятся, если соберутся не менее 10ти человек. Иешил – высшая религиозная школы, слепая вера в Талмуде не поощряется. Принцип изучения Талмуда – путь к истине не менее важен, чем сама истина. Учиться – само по себе ценность. Содержание талмуда не только к религии, огромные знания по истории, философии, экономики. С помощью него решили проблему своего существования – разрозненные общины руководствовались положениями Талмуда. Талмуд – источник, к которому еврейская мысль обращается. После того, как написали, взялись комментировать. Классические комментарии – комментарии раби Шломо бен Ицхак. Жил в 1040-1105гг. во Франции. Раби (учитель мой). Принято соединять это слово с именем самого человека. Когда взяли абривиатуры – то получился РАШИ. Он прокомментировал не только Талмуд, но и Тору, все изучают сейчас по его комментариям. Общий объем – 20томов. Ужал талмуд Маше бен Маймон (1134-1204) – его имя РАМБАМ (известен как Меймонид). Против него очень много в средние века писали христианские богословы. Главная его книга – «Мишне Тора» (повторение Торы) – краткий свод законов Талмуда. Он известен: в своих книгах он призывает физически уничтожать христиан. Другой еще более краткий свод Талмуда – «Шулхан Арух» (накрытый свод) – Иосиф Каро. Была написана в 18веке. Кто хочет стать раввином, должен сдать экзамен по ней. Там всякие высказывания, которые выражают ненависть к христианам, обожествление евреев как нации, все остальные – животные.

Каббала – еврейская мистика. Смысл: это смесь ВЗ религии, языческой мистики, древней философии. Основные источники – вавилоно-персидская религия, греческая философия и гностицизм. Каббала (получение предания, евр.) – тайное учение от учителя к ученику. Мистическому опыту нельзя относиться легкомысленно, он может быть опасен для неподготовленных людей. Рассказ о четырех мудрецах, один умер, другой сошел с ума, третий стал атеистом, только самый великий вернулся из созерцания таким, каким был. В 13веке Каббала складывается окончательно. Они создают свою терминологию, начинают интерпретировать Галаху, Тонах - понимают аллегорически, как процессы, Которые происходят в Боге. Бог, из него есть эманации, через них Бог открывает себя миру. Самым центральным трактатом является книга «Сияния» (Сефер Зага) – мистический комментарий к Торе. Различные ученые относят к Вавилонскому плену (585-535), вплоть до 12века. В Вавилоне евреи забыли язык, Писание стало не понятно, через переводчика. Они в плену познали халдейскую мудрость, стали толковать Писание через это. Комментаторы давали интерпретации тексту. Они так ее перетолковали, что от первоначального смысла ничего не осталось. Ко времени Христа сформировались Тайные учения – каббала. Они начала искать магическую силу в Писании, первоначально – с языческим толкованием. Потом выделилась отдельно. Законоучители равви Акила, Наум Темзо, Белео (2век): каждое слово, буква, слог в писании имеет свой смысл загадочный. В рассеянии иудеи считали себя истинным народом, который должен господствовать над язычниками, но было по другому. Ждали Мессию. стали искать возможность без него достичь господства и власти. Они стали искать в Писании крытый смысл: освободиться от Рима, обрести власть. Книжники заражались чувством превосходства над своим народом, изменили веру в истинного Бога – талмуд был выше Торы. Неверие, стремление к господству – неправильное понимание – «Ваш отец дьявол». Каббала обещала иудеям то же, что дьявол обещал Еве в раю. Каббалистическое учение было популярно у гностиков (симон волхв и его ученик Енанда). Сияние – было обнародовано в Кастилии Маше де-Деномом. Автор Загар – Шемон бен Иохай. Во время правления Адриана (2век), он в 12лет прятался в пещере, ему явился Илья пророк, чтобы открыть ему таинственные учения – это в книге Загар. Попытка постичь смысл Торы – тайны Бога и творения. Каббала сохранялась от гласности до 12века, Только тогда Моисей Лионский хитростью выманил эти знания, издал их. С момента появления Каббала стала достоянием оккультного мира, считается основным источником оккультизма, легла в основу оккультной философии (Блаватская). Каббала представляет собой набор трактатов оккультного направления, она состоит из двух частей (умозрительная и прикладная). Умозрительная – пантеистическое учение о природе Бога, о мире и человека (это одно и тоже), прикладная – магические ритуалы. Каждая буква – как активно действующая сила, каждой приписывается атрибут божества и числовой код. Зная это, посвященный может воздействовать на Бога, заставлять Бога действовать так, как хочет он. Идея сокровенного Божества, Главная мысль: Бог есть нечто такое, что никак нельзя назвать – Он есть ничто. В начальном состоянии Абсолют – единое духа и материи (сплав), для проявления в мире Абсолют самоограничивается (внутри него образуется пустота – результат стягивания), бесконечный свет имеет место для эманации. Начинается эволюция творения, она проходит 32стадии творения, 10из них – невещественные числа (ими зашифрованы законы творения, это код творения). 22 - буквы еврейского алфавита- каждая – свойство Божества. Так Бог открывает через числа и буквы все тайные знания, человек может управлять миром. Загар: человек выше Бога (не личного). Возможность воздействовать на мир, подчинять своей власти.

В 17веке – гонения на евреев. Избавление начнется тогда, когда страдания достигнут апогея, год прихода Мессии. В 1648г. в синагоге г. Смирна человек Саббатай Цви – он вслух произнес неизреченное имя Божие. Его отлучили от синагоги, провозгласил себя Мессией. Он был аскет, каббалист. Его признала иерусалимская еврейская община, очень многие признали. К нему евреи стали стекаться, более половины евреев поверили в него. Он подтверждал преданием: мессия должен родиться 9августа – падение Первого и Второго храма. У него была жена – она станет женой мессии (у нее было видение, когда убивали родителей). Он женился потом на свитке Торы – брачный союз символический. Он не оставил учения, но: «Хвала тебе, Господи, который позволяет запретное». Он отправился в Стамбул – для того, чтобы турецкого султана обратить в еврейскую веру, его посадили в тюрьму, он принял ислам. Многие не отвратились от него: для спасения мира мессия должен сойти в самую бездну греха. Многие евреи приняли ислам вслед за ним – течение дзёнь ме. Течение его – саббатианство, Последним крупным был Яков Франк в Польше (18в): нем прибывает дух Саббатая, теперь все позволено, грешить очень похвально. Он это усердно демонстрировал, приняли потом католичество. Необходимо ограничить, не всех допускать к изучению Каббалы, человек может делать из учения чудовищные выводы.

Хасидизм (от Благочествый). 1половина 18века в Польше. Против раввинистического иудаизма. Еврейские поселения – жили бедно люди, организовывали школы – только крупные общины. Все мужчины были грамотными. Раввины были ученые. Исраэль бен Элизер (1700-1760гг.). на Украине, остался сиротой, община выделила деньги на обучение. Он получил прозвище Баал Шем Тоф (Бешт – владеющий добрым именем). Он именем Божиим обладал. Он мог исцелять людей, утешать их. Основная идея его: К Богу можно приблизиться не только через изучение торы, но и от направленности сердца (любовь к Богу). Учил испытывать радость перед лицом Божиим (любили во время молитвы танцевать). Своими выходками шокировали раввинов. У них сложились фольклор, Создали новый жанр духовной песни (стихи, которые распевали – они проникали в людей). Хасидские общины формировались вокруг Цадиков (праведников), возникли целые династии цадиков. После смерти Бешта: движение Хабад (Хакма – мудрость, Бина – разум, Даад – знание) – означают человеческое знание в его ценности. Поворот к знанию – Шнеур Залман Изляд (+1813). Привнес в хасидизм ученость и остроту мысли. Этот поворот был зафиксирован в названии Хабат. Раньше в Любавиче (Смоленская обл.) – любавичкий ребе. После революции покинули Россию, теперь в Нью-Йорке. Хасидизм чуть не привел к расколу иудаизма (связывали с саббатианством). Митнакдим – противники хасидизма. Для них характерен крайний мистицизм. Постепенно сблизились с раввинатом. Самое большее число хасидов живет в Израиле.

Обряды жизненного цикла и праздники. Синагога (греч. Собрание) – Бейт Ксесет (дом собрания, евр.). Синагоги до вавилонского плена не было в Израиле. Во время плена – молитвенные дома. Отличие от храма – не приносятся жертвы. После второго храма не было альтернатив, иудаизм никуда не делся, к синагогам привыкли. В отличие от храма, синагоги были повсюду. Как она устроена. Синагогальное богослужение – человек (Шлиах Цибур – посланец общины), уполномоченный от общины. Раввин – человек, возглавляющий общину. Есть общины без раввина. Каждая община – независимое объединение, над нет никакой власти, которая могла бы вмешиваться в нее. В ортодоксальных общинах – только мужчина, в других – женщины могут быть. В орт. – была покрытая голова, у других – не покрыты. В орт. – нет инструментов, есть, в орт – отдельно от женщин, все вместе.

Три вида молитв. Утренняя – 35-50мин, послеполуденная, вечерняя (по 10минут) находятся в «Порядке молитв». Молитвы на праздники – «Цикл». Ортодоксы молятся на иврите (есть на арам.), реформисты (используют иврит, но больше молятся на родных языках). Есть молитвы, которые только в общины – совместные молитвы (только в Миньяне). Миньян – собрание не менее 10мужчин.

Представления о молитве. Тфилим (от Тфила – молитва) – это две коробочки черного цвета, одна – к голове, другая – к левой руке. В них – Второзаконие 6:5,8 – и навяжи в знак на руку твою, да будут повязкой над глазами твоими. Их накладывают на утреннюю молитву. Здесь речь идет о постоянном памятовании о заповедях. Когда мальчику исполняется 13лет, должен повязывать тфилин во время молитвы.

Календарь. Новый месяц – когда на западе молодой месяц луны. 13месяц – из добавочных дней, он бывает раз в три года. В Израиле действует солнечно-лунный календарь. Для определения начала суток – новый день начинается в 6часов (по полудни) по Иерусалимскому меридиану. Сутки начинаются, когда заканчивается закат. В субботу – праздники с заходом солнца, кончаются – на следующий день после появления трех звезд. Дни: первый день, второй день… Счет лет с сотворения мира, далее - со времени великого потопа, потом от исхода из Египта. У них четыре новых года: 1нисан (март – апрель) – с него отсчитываются годы правления царей и праздников, 1элул (сентябрь – август) – новый год для жертв, 1тишея – день рождения Адама и новый год для ведения летоисчисления, 15швата (январь, февраль) – новый год для деревьев.

Главный праздник – суббота (день покоя). Вообще ничего нельзя в доме начинают к субботу готовиться заранее, когда зажигают две свечи (за 18минут до захода солнца) – начинается суббота. Праздник – Рош га Шана (голова года) – время прощения и милосердия 1тишрей (сентябрь) – Господь решает, правильно ли человек живет. Вера в то, что Бог любит людей – это праздник. Принято посылать открытки с пожеланием благополучия, в это время трубят в рог в синагоге. Ученый Рамбам: звук трубы – проверьте свои поступки и покайтесь.

Праздник – Иом Кипур (судный день) – последний день уходящего года - подведение итогов, поступков. Бог определяет судьбу на следующий год. С этим праздником связаны заповеди: хозяин произносит благословение. Яблоки, финики, гранаты, рыбья голова или баранья. Они отправляются на водоемы, молитвы – ташлих (вспоминаются слова из Михея. – ты ввергнешь (ташлих) в пучину морскую все грех наши). Прерываются на ночь, опять молятся до позднего времени. Человек должен сожалеть о грехах, даже за недобрые мысли. Не едят и не пьют сутки.

Праздник – Суккот (праздник сбора урожая) – в этот праздник Бог повелел строить шалаши (Сукка) – кущи. Бога благодарят, что он благословил труд, послал богатый урожай. Оборачивают ветки пальм сукном. Этрог – фрукт, похож на лимон – благословение. Лулав – букет символ народа (пальма, верба, лилия).

Силхат Тора. в последний день Суккот заканчивается годовое чтение Торы. Из ковчега синагоги вынимают Тору, семь раз обносят, пляшут, поют.

Песах (праздник свободы), в нисан (март – апрель). Вечером приглашают к ужину бедняков, в память о хлебе предков едят Мацу – опресночный. Нужно съесть не меньше трех кусков Маци, говорят о главном событии праздника. Когда тридцать дней проходит, то снова наступает Песах для тех, кто не смог отметить ее в положенное время.

Шавуот (Недели). В этот день месяца Сиван Моисей получил Тору – символ союза между евреями и Богом. В ночь Шавуот раскрываются небеса, молитва до Бога, Дома украшают, едят кашу с медом (Тора сладка и приятна).

Ханука (освящение). В воспоминание времен Антиоха Епифана – был осквернен храм – мерзость запустения. Иуда Маккавей с отрядом освятили храм (спустя девять недель после окончания праздника Суккот). Восемь зимних вечеров подряд зажигают светильник – ханукия. Предание: когда впервые праздновали, то совершилось чудо: в светильнике кончилось масло, но не погас (горел еще 8дней). Продолжается праздник 8дней. Поэтому в светильнике ханукии не семь свечей, а 8. Зажигают по каждому дню – одну свечу. «Каждый из нас маленький огонек, а все – огонь».

Ту би Шват (15день шват) – праздник деревьев. В январе – начинает цвести миндаль. Когда войдете в страну насаждайте деревья.

Пурим (Пур – жребий), здесь – жребии. Оман задумал истребить евреев, с помощью жребия показать день – 13 адан (февраль – март). Есфирь: Омана повесить, евреям Артаксеркс разрешил убить всех негодных. Предваряется постом. Рамбам: важны подарки для нуждающихся. Праздник судьбы – у каждого народа есть своя судьба и история. Пурим – самый веселый. Булочки – ушки Омана.

Девятое Ава (июль) – праздник памяти о трагических событиях: 1. Бог предрешил, кто вышел из Египта – не войдут в землю. 2. Навохудоносор – разрушил Храм, 3. Тит разрушил второй храм. 4. разгромлено восстание Бар Кобы (сын звезды). 5. наместник Тиний Руф велел вспахать то место, где был Иерусалим (Сион будет вспахан как поле – Иеремия). Вечером начинается скорбь, нельзя писать писание (радует сердце), только Иова, суровые вещи Иеремии. Только на земле или на низких скамейках (похороны). Потом станет с Мессией веселым праздником.

Праздник Рождения. На восьмой день – обрезание.

Праздник Бар Мицва, Бат Мицва – сын или дочь заповеди. Так называют – 13лет и один день (мал.), дев – 12лет и один день. Их обеты имеют силу, они ответственны, не наказуемы за грехи отцов. Отмечаются в первую субботу после дня рождения. Очень веселые праздники. Они поднимаются к Торе и читают отрывок. Хупа – свадьба.

 

Date: 2015-09-23; view: 686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию