Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моление» Даниила Заточника





· Написано в XIII веке (примерно в период с 1213 по 1236 год)

· «Моление» - это памфлет на богатых.

· Считается первым опытом древнерусской дворянской публицистики.

· Произведение лишено повествования о событиях – это обращение к князю Ярославу Всеволодовичу, прошение о его милости.

· Даниил просить князя избавить его от нищеты и горя, но предлагает опираться во всем на собственный ум (контраст униженности и умственного превосходства).

· Ум и богатство Даниил сравнивает на примере богатых вельмож и бояр.

· Даниил одновременно цитирует Священное писание и шутит, цитирует пословицы, использует сатиру.

· Даниил приводит примеры того, как ему разбогатеть (украсть, пойти в монастырь, жениться по расчету и так далее), но сам же эти способы и высмеивает.

· Наиболее высмеивает женитьбу по расчету (это популярная в древнерусской книжности традиция описания «злых жен»).

· «Моление» заканчивается самоуничтожительной формулой: Даниил не отрицает, что князь может обвинить его во лжи, потому что «доброго рса князья и бояре любят».

· Социальный статус Даниила – большой вопрос (либо скоморох, либо холоп, либо обнищавший дворянин, либо еще кто-нибудь).

· «Заточник» потому, что (по мнению ученых) провинился перед князем и был сослан или заточен.

10. «Повесть о приходе Батыя на Рязань»

· Произведение посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года

· Сохранилась в списках, самые старшие из которых датируются второй третью XVI века

· По замыслу, монголо-татары стали победителями не потому, что русские оказались побеждены, а потому, что их просто не осталось в живых

· Действия рязанских князей в «Повести» подчинены идеальному представлению автора о том, как должно сражаться за Русь (есть даже некие искажения: например, в реальности рязанские князья сидели в осаде, а туту сами вышли навстречу войску Батыя)

11. «Житие Александра Невского»

· Принято считать, что написана повесть в 80-х годах XIII века, в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский

· Автором повести был, вероятно, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла

· Автор сообщает, что лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний

· Повесть сочетает в себе черты жития и воинской повести

· Академик Лихачёв считает, в создании произведения принимал участие сам митрополит Кирилл

· В XIII веке князь был канонизирован

· До XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей и их воинских подвигов

· Произведение не является полноценным житием, поэтому вошло сначала только в состав Лаврентьевской и Второй Псковской летописей и лишь в XVI веке - в "Великие Четьи-Минеи" Макария и "Пролог".

· В житии присутствуют мученики Борис и Глеб – они являются старейшине Пелугию и обещают Невскому помощь и победу

· Автор говорит, что в битве на Чудском озере Александру помогли «небесные полки». На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов

12. «Слово о погибели Русской земли»

· Полное название: «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава»

· Считается, что было написано в XIII веке (точная дата неизвестна)

· Дошло до нас в списках XV-XVI веков

· Возникло вскоре после монголо-татарского нашествия: это плач по утраченному величию Русской земли

· Поводом к написанию «Слова» послужило известие о вторжении Батыя и гибели в бою на реке Сити брата Ярослава — Юрия

· Об авторе ничего не известно, но он – человек глубоко патриотичный

· Та часть «Слова», в которой рассказывается о нашествии Батыя, не сохранилась (но, по идее, оно должно было быть большим): но описание величия и могущества Руси должно было служить своеобразным контрастом

· «Слово» - это похвала и плач: похвала широте русских земель, могуществу их князей, плач – о том, что все это утеряно теперь

· Рукопись «Слова» была найдена в конце XIX века, но вновь была утеряна и нашлась лишь в 1953 году

· «Слово» считается предисловием к житию Александра Невского: отсюда споры, считать ли его частью жития или самостоятельным произведением

13. «Задонщина»

· «Задонщина» принадлежит к новому жанру XIV века ─ воинской повести. В основе таких произведений лежали реальные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица

· Произведение написано в старинном стиле, в форме былины или сказания

· «Задонщина» не содержит много информации о Куликовской битве, но проникнута радостным чувством освобождения, любовью к Родине и пафосом победы

· 1852 год: открыта «Задонщина» - памятник, в котором рассказывается о Куликовской битве, событиях 8 сентября 1380 года, когда Дмитрий Донской и его двоюродный брат Владимир Андреевич разгромили войска хана Мамая

· «Задонщина» была написана примерно в конце XIV – XV века (точная дата неизвестна)

· Автор неизвестен, хотя считается, что это мог быть брянский боярин (а потом и священник в Рязани) Софоний

· Была опубликована литературоведом Ундольским в 1852 году

· Научное общество сразу же решило, что все произведение – подражание «Слову о полку Игореве»: повторяются образы, фразы и многое другое (так, например, плач жен по своим мужьям напоминает плач Ярославны)

· Французы-слависты (исследователи русской культуры) Леже и Мазан выдвинули гипотезу, что это наоборот «Слово о полку Игореве» написано в XVIII веке по образу «Задонщины»

· «Задонщина» рассказывает нам, что в Куликовской битве погибло 250 тысяч русских воинов

14. «Сказание о Мамаевом побоище»

· Написано в XV веке

· Повествует об исторических событиях Куликовской битвы, а также о том, что было до и после нее

· В произведении рассказывается о чудесных видениях, знаменовавших победу русского народа

· В произведении много исторических подробностей (например, посольство Захария Тютчева к Мамаю)

· Произведение было очень популярно в России и дошло до нас во множестве списков (среди которых и списки конца XVIII – начала XIX века)

· В «Сказании» огромную роль играют Борис и Глеб: они – те ангелы, что пришли в видении к Фоме Кацибею

· Автор произведения стремился показать победу православного христианства (Дмитрий Донской – верующий, Добро) над гадким язычеством (Мамай – за ним дьявол, он Зло)

· «Сказание» - это самый подробный рассказ о Куликовской битве

· "Сказание" проникнуто патриотическим пафосом и прославляет победу великого князя и русских воинов

15. «Сказание о князьях Владимирских»

· Написано в XVI веке

· Произведение рассказывает о том, что русские князья произошли от брата римского императора Августа – Пруса.

· По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии от императора Византии Константина Мономаха

· Источники этих легенд неизвестны

· Легенды были записаны в «Послании» митрополита Спиридона; неизвестный автор составил «Сказание» на основе «Послания»

· Автор неизвестен: по одним догадкам, это русский книжник Дмитрий Герасимов, по другим – автор многочисленных житий Пахомий Логофет (Серб)

· Произведение использовалось в политических целях, так как доказывало происхождение русских князей от римских императоров и укрепляло их авторитет (в том числе, в дипломатии Ивана III и Ивана IV Грозного)

16. «Повесть о Новгородском белом клобуке»

· Произведение написано в XV-XVI веке; жанр - публицистика

· Белый клобук – мистический символ Третьего Рима

· Первый Рим – Рим, Второй Рим – Константинополь, Третий Рим – Москва

· Произведение получило широкое распространение в рукописной традиции XVI—XVIII века; известно около 300 рукописных списков

· В произведении представлена передача духовной власти из Рима в Константинополь, а оттуда – в Новгород

· В Константинополь клобук попал потому, что римская церковь впала в ересь

· В 1564 году московские митрополиты начали носить белый клобук, а в 1589 году – патриархи

· 1667 год: Большой Московский Собор осудил повесть как лживую

· Существует в краткой и пространной (два вида) редакциях; но какая из них была написана раньше – большой вопрос

17. «Повесть о взятии Царьграда турками»

· Произведение рассказывает об осаде и взятии Константинополя в 1453 году (до его превращения в Стамбул)

· Автор – Нестор Искандер: славянин, еще в молодости плененный и обрезанный османами, очевидец взятия города

· Ученые сомневаются, что турецкий пленник, на многие годы оторванный от национальной культуры, смог создать произведение, отмеченное таким литературным мастерством

· Произведение изобилует подробностями об осаде, но это все же литературное произведение, а не документальная хроника

· В произведении много вымыслов: например, в дни осады в Константинополе не было никакого патриарха, а тут – есть

· Также, в реальности Мехмед уважительно отнесся к христианам и их святыням

· Идеологический замысел автора: показать неизбежность гибели Константинополя, погрязшего в грехах, прославляя при этом мужество и героизм защитников города

· Сюжет создается целенаправленным отбором исторических фактов в сочетании с откровенно вымышленными сюжетными эпизодами

· Одним из мест, где Константин хотел возвести свой град, была Троя (да, та самая)

· Сперанский полагал, что существовала еще «хронографическая» редакция, похожая на «искандеровскую», но более короткая

· «Искандеровская» редакция дошла до нас в Троицком списке XVI века

· «Хронографическая» редакция – потому что «Повесть» в этой редакции чаще всего является заключительной главой Русского хронографа редакции 1512 года

18. «Хождение за три моря»

· «Хождение за три моря» - это самый известный и совершенный образец жанра хождения

· Произведение написал тверской купец Афанасий Никитин во время своего путешествия в индийское государство Бахмани в 1468-1474 годах

· Никитин посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть его записок посвящена все-таки Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям

· «Хождение за три моря» впервые открыл известный русский историк Карамзин: он нашел его в Троицком списке (конца XV - начала XVI века) и опубликовал отрывки из него в 1818 году в примечаниях к шестому тому «Истории государства Российского»

· Полностью произведение опубликовал русский историк Строев в 1821 году в издании Софийской второй летописи

· Хождение Афанасия Никитина было первым русским хождением, описывающим торговое нерелигиозное путешествие

· В произведении встречается множество лирических отступлений и автобиографических эпизодов

·

·

· Написал Афанасий Никитин, тверской купец.

· Произведение посвящено описанию Индии (точнее, Бахмани) тверским купцом – он донес все до соотечественников с глубоким смыслом.

· Никитин посетил Индию, Персию, Крым, Кавказ, но большая часть посвящена Индии.

· Карамзин нашел «Хождение» во Второй Софийской летописи

· Произведение Никитина отличается от произведения игумена Даниила: герой не путешествует по святым местам – цели его коммерческие.

· Ученый Срезневский предполагал, что настоящее хождение произошло в 1466-1472 году.

· На обратном пути Никитин умер (произведение обрывается, когда Никитин достиг Кафы, ныне (?) Феодосии – вероятно, тогда он и умер), и привезли лишь его записки.

· Жанр произведения: путевые заметки.

· Произведение переведено на чешский, немецкий, английский и другие языки мира.

· У жителей Индии не было никакого представления о русских – Никитин был первым русским, посетившим Индию.

· Судя по подтексту Никитин был человек небогатый.

· Никитин обнаруживает, что в Индии нет товаров для Руси (и еще они очень дорогие, даже еда).

· Никитин – патриот, сравнивает все с Тверью, но никакой религиозной нетерпимости в его произведении нет.

· Никитина хотели насильно обратить в Ислам (для него это было бы равносильно смерти – он верен христианской вере), но вмешательство знакомого персидского купца (и Богородицы, как считал сам Никитин) спасло его.

· Никитин сильно тоскует по Родине и грустит, что сбился с русского церковного календаря.

· В произведении очень сильно выражено личное начало.

· Замечателен язык, которым написано произведение: это чистый народный язык (по нему можно судить, каким был разговорный язык того времени).

· Никитин – умный человек, который не растерялся за границей и рассказал об Индии со всей силой аналитического мышления.

· Три моря – Каспийское, Индийское, Черное.

19. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

· Шедевр древнерусской повествовательной литературы.

· Написал Ермолай-Еразм в XVI веке.

· Почти ничего о Ермолае не известно, он приехал в середине XVI века и стал протопопом, постригся в монахи под именем Еразм.

· Петр и Феврония действительно правили Муромом и умерли в 1288 году: митрополит Макарий велел Еразму написать об этих святых.

· Повесть интересна со стороны обилия бытовых описаний.

· Стилистическое своеобразие повести заключается в обилии фольклорного материала – она создана на основе местных Муромских легенд.

· В ней присутствуют сказочное начало (в начале повести), потом влияние бытовой сказки и влияние загадок (Феврония говорит загадками).

· Автор доказывает, что зло в мир приходит не только от дьявола, но и от людской глупости, корысти.

· Феврония – это образ мудрой русской женщины (она перехитрила и князя Петра, и Муромских бояр)

· Конец повести поэтический: герои жили долго и счастливо и умерли в один день.

· Повесть написана с юмором.

Date: 2015-09-23; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию