Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моление» Даниила Заточника ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 · Написано в XIII веке (примерно в период с 1213 по 1236 год) · «Моление» - это памфлет на богатых. · Считается первым опытом древнерусской дворянской публицистики. · Произведение лишено повествования о событиях – это обращение к князю Ярославу Всеволодовичу, прошение о его милости. · Даниил просить князя избавить его от нищеты и горя, но предлагает опираться во всем на собственный ум (контраст униженности и умственного превосходства). · Ум и богатство Даниил сравнивает на примере богатых вельмож и бояр. · Даниил одновременно цитирует Священное писание и шутит, цитирует пословицы, использует сатиру. · Даниил приводит примеры того, как ему разбогатеть (украсть, пойти в монастырь, жениться по расчету и так далее), но сам же эти способы и высмеивает. · Наиболее высмеивает женитьбу по расчету (это популярная в древнерусской книжности традиция описания «злых жен»). · «Моление» заканчивается самоуничтожительной формулой: Даниил не отрицает, что князь может обвинить его во лжи, потому что «доброго рса князья и бояре любят». · Социальный статус Даниила – большой вопрос (либо скоморох, либо холоп, либо обнищавший дворянин, либо еще кто-нибудь). · «Заточник» потому, что (по мнению ученых) провинился перед князем и был сослан или заточен. 10. «Повесть о приходе Батыя на Рязань» · Произведение посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года · Сохранилась в списках, самые старшие из которых датируются второй третью XVI века · По замыслу, монголо-татары стали победителями не потому, что русские оказались побеждены, а потому, что их просто не осталось в живых · Действия рязанских князей в «Повести» подчинены идеальному представлению автора о том, как должно сражаться за Русь (есть даже некие искажения: например, в реальности рязанские князья сидели в осаде, а туту сами вышли навстречу войску Батыя) 11. «Житие Александра Невского» · Принято считать, что написана повесть в 80-х годах XIII века, в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский · Автором повести был, вероятно, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла · Автор сообщает, что лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний · Повесть сочетает в себе черты жития и воинской повести · Академик Лихачёв считает, в создании произведения принимал участие сам митрополит Кирилл · В XIII веке князь был канонизирован · До XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей и их воинских подвигов · Произведение не является полноценным житием, поэтому вошло сначала только в состав Лаврентьевской и Второй Псковской летописей и лишь в XVI веке - в "Великие Четьи-Минеи" Макария и "Пролог". · В житии присутствуют мученики Борис и Глеб – они являются старейшине Пелугию и обещают Невскому помощь и победу · Автор говорит, что в битве на Чудском озере Александру помогли «небесные полки». На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов 12. «Слово о погибели Русской земли» · Полное название: «Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» · Считается, что было написано в XIII веке (точная дата неизвестна) · Дошло до нас в списках XV-XVI веков · Возникло вскоре после монголо-татарского нашествия: это плач по утраченному величию Русской земли · Поводом к написанию «Слова» послужило известие о вторжении Батыя и гибели в бою на реке Сити брата Ярослава — Юрия · Об авторе ничего не известно, но он – человек глубоко патриотичный · Та часть «Слова», в которой рассказывается о нашествии Батыя, не сохранилась (но, по идее, оно должно было быть большим): но описание величия и могущества Руси должно было служить своеобразным контрастом · «Слово» - это похвала и плач: похвала широте русских земель, могуществу их князей, плач – о том, что все это утеряно теперь · Рукопись «Слова» была найдена в конце XIX века, но вновь была утеряна и нашлась лишь в 1953 году · «Слово» считается предисловием к житию Александра Невского: отсюда споры, считать ли его частью жития или самостоятельным произведением 13. «Задонщина» · «Задонщина» принадлежит к новому жанру XIV века ─ воинской повести. В основе таких произведений лежали реальные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица · Произведение написано в старинном стиле, в форме былины или сказания · «Задонщина» не содержит много информации о Куликовской битве, но проникнута радостным чувством освобождения, любовью к Родине и пафосом победы · 1852 год: открыта «Задонщина» - памятник, в котором рассказывается о Куликовской битве, событиях 8 сентября 1380 года, когда Дмитрий Донской и его двоюродный брат Владимир Андреевич разгромили войска хана Мамая · «Задонщина» была написана примерно в конце XIV – XV века (точная дата неизвестна) · Автор неизвестен, хотя считается, что это мог быть брянский боярин (а потом и священник в Рязани) Софоний · Была опубликована литературоведом Ундольским в 1852 году · Научное общество сразу же решило, что все произведение – подражание «Слову о полку Игореве»: повторяются образы, фразы и многое другое (так, например, плач жен по своим мужьям напоминает плач Ярославны) · Французы-слависты (исследователи русской культуры) Леже и Мазан выдвинули гипотезу, что это наоборот «Слово о полку Игореве» написано в XVIII веке по образу «Задонщины» · «Задонщина» рассказывает нам, что в Куликовской битве погибло 250 тысяч русских воинов 14. «Сказание о Мамаевом побоище» · Написано в XV веке · Повествует об исторических событиях Куликовской битвы, а также о том, что было до и после нее · В произведении рассказывается о чудесных видениях, знаменовавших победу русского народа · В произведении много исторических подробностей (например, посольство Захария Тютчева к Мамаю) · Произведение было очень популярно в России и дошло до нас во множестве списков (среди которых и списки конца XVIII – начала XIX века) · В «Сказании» огромную роль играют Борис и Глеб: они – те ангелы, что пришли в видении к Фоме Кацибею · Автор произведения стремился показать победу православного христианства (Дмитрий Донской – верующий, Добро) над гадким язычеством (Мамай – за ним дьявол, он Зло) · «Сказание» - это самый подробный рассказ о Куликовской битве · "Сказание" проникнуто патриотическим пафосом и прославляет победу великого князя и русских воинов 15. «Сказание о князьях Владимирских» · Написано в XVI веке · Произведение рассказывает о том, что русские князья произошли от брата римского императора Августа – Пруса. · По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии от императора Византии Константина Мономаха · Источники этих легенд неизвестны · Легенды были записаны в «Послании» митрополита Спиридона; неизвестный автор составил «Сказание» на основе «Послания» · Автор неизвестен: по одним догадкам, это русский книжник Дмитрий Герасимов, по другим – автор многочисленных житий Пахомий Логофет (Серб) · Произведение использовалось в политических целях, так как доказывало происхождение русских князей от римских императоров и укрепляло их авторитет (в том числе, в дипломатии Ивана III и Ивана IV Грозного) 16. «Повесть о Новгородском белом клобуке» · Произведение написано в XV-XVI веке; жанр - публицистика · Белый клобук – мистический символ Третьего Рима · Первый Рим – Рим, Второй Рим – Константинополь, Третий Рим – Москва · Произведение получило широкое распространение в рукописной традиции XVI—XVIII века; известно около 300 рукописных списков · В произведении представлена передача духовной власти из Рима в Константинополь, а оттуда – в Новгород · В Константинополь клобук попал потому, что римская церковь впала в ересь · В 1564 году московские митрополиты начали носить белый клобук, а в 1589 году – патриархи · 1667 год: Большой Московский Собор осудил повесть как лживую · Существует в краткой и пространной (два вида) редакциях; но какая из них была написана раньше – большой вопрос 17. «Повесть о взятии Царьграда турками» · Произведение рассказывает об осаде и взятии Константинополя в 1453 году (до его превращения в Стамбул) · Автор – Нестор Искандер: славянин, еще в молодости плененный и обрезанный османами, очевидец взятия города · Ученые сомневаются, что турецкий пленник, на многие годы оторванный от национальной культуры, смог создать произведение, отмеченное таким литературным мастерством · Произведение изобилует подробностями об осаде, но это все же литературное произведение, а не документальная хроника · В произведении много вымыслов: например, в дни осады в Константинополе не было никакого патриарха, а тут – есть · Также, в реальности Мехмед уважительно отнесся к христианам и их святыням · Идеологический замысел автора: показать неизбежность гибели Константинополя, погрязшего в грехах, прославляя при этом мужество и героизм защитников города · Сюжет создается целенаправленным отбором исторических фактов в сочетании с откровенно вымышленными сюжетными эпизодами · Одним из мест, где Константин хотел возвести свой град, была Троя (да, та самая) · Сперанский полагал, что существовала еще «хронографическая» редакция, похожая на «искандеровскую», но более короткая · «Искандеровская» редакция дошла до нас в Троицком списке XVI века · «Хронографическая» редакция – потому что «Повесть» в этой редакции чаще всего является заключительной главой Русского хронографа редакции 1512 года 18. «Хождение за три моря» · «Хождение за три моря» - это самый известный и совершенный образец жанра хождения · Произведение написал тверской купец Афанасий Никитин во время своего путешествия в индийское государство Бахмани в 1468-1474 годах · Никитин посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть его записок посвящена все-таки Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям · «Хождение за три моря» впервые открыл известный русский историк Карамзин: он нашел его в Троицком списке (конца XV - начала XVI века) и опубликовал отрывки из него в 1818 году в примечаниях к шестому тому «Истории государства Российского» · Полностью произведение опубликовал русский историк Строев в 1821 году в издании Софийской второй летописи · Хождение Афанасия Никитина было первым русским хождением, описывающим торговое нерелигиозное путешествие · В произведении встречается множество лирических отступлений и автобиографических эпизодов · · · Написал Афанасий Никитин, тверской купец. · Произведение посвящено описанию Индии (точнее, Бахмани) тверским купцом – он донес все до соотечественников с глубоким смыслом. · Никитин посетил Индию, Персию, Крым, Кавказ, но большая часть посвящена Индии. · Карамзин нашел «Хождение» во Второй Софийской летописи · Произведение Никитина отличается от произведения игумена Даниила: герой не путешествует по святым местам – цели его коммерческие. · Ученый Срезневский предполагал, что настоящее хождение произошло в 1466-1472 году. · На обратном пути Никитин умер (произведение обрывается, когда Никитин достиг Кафы, ныне (?) Феодосии – вероятно, тогда он и умер), и привезли лишь его записки. · Жанр произведения: путевые заметки. · Произведение переведено на чешский, немецкий, английский и другие языки мира. · У жителей Индии не было никакого представления о русских – Никитин был первым русским, посетившим Индию. · Судя по подтексту Никитин был человек небогатый. · Никитин обнаруживает, что в Индии нет товаров для Руси (и еще они очень дорогие, даже еда). · Никитин – патриот, сравнивает все с Тверью, но никакой религиозной нетерпимости в его произведении нет. · Никитина хотели насильно обратить в Ислам (для него это было бы равносильно смерти – он верен христианской вере), но вмешательство знакомого персидского купца (и Богородицы, как считал сам Никитин) спасло его. · Никитин сильно тоскует по Родине и грустит, что сбился с русского церковного календаря. · В произведении очень сильно выражено личное начало. · Замечателен язык, которым написано произведение: это чистый народный язык (по нему можно судить, каким был разговорный язык того времени). · Никитин – умный человек, который не растерялся за границей и рассказал об Индии со всей силой аналитического мышления. · Три моря – Каспийское, Индийское, Черное. 19. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» · Шедевр древнерусской повествовательной литературы. · Написал Ермолай-Еразм в XVI веке. · Почти ничего о Ермолае не известно, он приехал в середине XVI века и стал протопопом, постригся в монахи под именем Еразм. · Петр и Феврония действительно правили Муромом и умерли в 1288 году: митрополит Макарий велел Еразму написать об этих святых. · Повесть интересна со стороны обилия бытовых описаний. · Стилистическое своеобразие повести заключается в обилии фольклорного материала – она создана на основе местных Муромских легенд. · В ней присутствуют сказочное начало (в начале повести), потом влияние бытовой сказки и влияние загадок (Феврония говорит загадками). · Автор доказывает, что зло в мир приходит не только от дьявола, но и от людской глупости, корысти. · Феврония – это образ мудрой русской женщины (она перехитрила и князя Петра, и Муромских бояр) · Конец повести поэтический: герои жили долго и счастливо и умерли в один день. · Повесть написана с юмором.
|