Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона





· Одно из древнейших произведений русской литературы

· Митрополит Иларион - первый русский по происхождению митрополит (но о жизни его ничего не известно)

· Произведение является речью, праздничной проповедью, похвалой Владимиру Крестителю

· Считается, что митрополит «произнес свое слово» 25 марта 1038 года (середина XI века)

· Центральная идея «Слова»: русский народ – новый народ, народ без язычества

· Другие идеи «Слова»:

Ø Закон – первая ступень истины

Ø Благодать – сама истина

Ø В Христе – единство человеческого и божественного

· «Слово» считается примером русской публицистики, хотя написано человеком религиозным

· Начиная речь, Иларион не скрывает, что обращается к людям образованным, а не несведущим

· До нас «Слово» дошло в рукописях XIII и XIV веков

5. «Сказание о Борисе и Глебе»

· Борис и Глеб (сыновья Владимира Крестителя) - первые канонизированные русские святые, мученики, жертвы княжеских усобиц

· Борис и Глеб отстаивали единство русских князей, но были убиты своим братом – Святополком Окаянным (сыном брата Владимира Ярополка) после смерти Владимира

· Тела Бориса (погиб 24 июля) и Глеба (погиб 5 сентября) оказались нетленны

· Братья стали символами русского единства и воинами-святыми, покровителями в бою, во время татаро-монгольского вторжения

· Их чудесное участие в битве описывается в «Житии Александра Невского» и «Сказании о Мамаевом побоище»

· Сказание написано в середине XI века, в последние годы правления Ярослава Мудрого

· Автором считают монаха Иакова Черноризца (но это неточная информация)

· Иная версия: Нестор-летописец написал «Чтение о Борисе и Глебе» (1080 год) – на его основе было написано «Сказание» (1115 год)

6. «Житие Феодосия Печерского»

· Житие повествует нам о жизни игумена Киево-Печерского монастыря, а также известного церковно-политического деятеля и писателя XI века - преподобного Феодосия: от его детства и прихода в монастырь до игуменства и смерти

· Житие написал Нестор Летописец либо в 1080-е годы (но не позже 1088 года, если судить по некоторым событиям жития), либо в начале XII века

· Феодосий был причислен к лику святых в 1108 году, что и послужило поводом для написания его жития (если мы отталкиваемся от идеи, что произведение написано все-таки в начале XII века)

· Житие вошло в Киево-Печерский патерик и, начиная с XV века, получило в его составе широкое распространение в древнерусской книжности

· Отдельных списков жития сохранилось немного; древнейший находится в составе Успенского сборника XII—XIII веков

· Ряд сюжетных мотивов Нестор позаимствовал из других житий, но в произведении присутствует лишь некое сходство ситуаций, а не банальное копирование

· Житию Феодосия Печерского присущ динамический сюжет и полное отсутствие риторических рассуждений, характерных для жанра

· Нетрадиционен образ матери Феодосия: она названа «благочестивой», но всячески сопротивляется благочестию сына: бьет его, сажает его на цепь, срывает с него вериги и тому подобное

· Характер самого Феодосия тоже весьма сложен: ему свойственны кротость, милосердие и трудолюбие, но в то же время он сурово чтит устав Студийского монастыря и даже вступает в политическую борьбу, обличая нового князя – Святослава

· Такие неоднозначные образы, запечатленные Нестором, свидетельствует о пробуждении на Руси интереса к человеку, его чувствам и внутреннему миру

· Также житие описывает быт раннего периода существования Киево-Печерского монастыря: при этом монахи показаны вполне земными людьми - им порой трудно жить с суровым монастырским уставом, некоторые уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии

· После биографии Феодосия идут краткие новеллы – эпизоды из его жизни

7. «Слово о полку Игореве»

· 1787 год: сборник, в который входило «Слово о полку Игореве», написанное скорописью, находит коллекционер Мусин-Пушкин в Спасо-Ярославском монастыре, у настоятеля Иоиля Быковского

· «Слово» известно во всем мире; ему посвящено более 6000 научных статей

· 1800 год: рукопись опубликована Коменским и Малиновским

· «Слово о полку Игореве» написано в XII веке, в Псковско-Новгородской земле, и повествует о событиях 1185 года.

· интерес к произведению был громадный, о нем вновь заговорили летом 1813 года.

· Михаил Трофимович Качановский (историк, журналист, глава скептической школы) сомневался в подлинности «Слова»: доказать подлинность можно подобным, а подобных произведений нет.

· Позже были обнаружены другие произведения XII века, очень высококультурные, а Качановский просто к этой культуре относился пренебрежительно.

· Считается, что «Слово» подделано, написано в XVIII веке.

· В XIX веке «Слово» очень внимательно изучали.

· 1938 год: Андре Мазон (знаток русской культуры и языка) сказал, что «Слово» - переделка «Задонщины»: совпадения - одинаковые слова, жены и там, и там плачут и так далее.

· 1946 год: Гудзий опровергает слова Мазона: «Задонщина» вторична по сравнению со «Словом», и это совершенно разные произведения.

· 1960-е годы: профессор Зинин выдвинул новую гипотезу – подделку написал Быковский, у которого нашли «Слово» (а Быковский, хоть и священник, писал стихи).

· Аргумент подлинности: точность в описании исторических событий тех времен.

· Элементы жанра воинской повести в «Слове»:

Ø в центре произведения – описание битвы

Ø звучит похвала воинам

Ø битва не описана подробно

Ø сила русских гиперболизирована

· В «Слове» есть элементы фольклора (плач, причитание), элементы былинного эпоса (Всеволод в бою), фольклорные приемы (постоянные эпитеты, живая природа).

· Автор «Слова» (аноним) - человек с тонким книжным вкусом и широким историческим кругозором.

8. «Киево-Печерский патерик»

· Дата написания – XIII век.

· Киево-Печерский монастырь – рассадник духовного образования: он выпустил 50 епископов.

· Киево-Печерский монастырь основали Антоний и Феодосий.

· Житие Феодосия входит в патерик

· Патерик повествует об основании монастыря и житиях его первых святых.

· Феодосий Печерский запросил из Константинополя устав Феодора Студита о монастырской жизни.

· устав: нельзя пропускать общую молитву; трапеза общая, только три блюда; за пределами трапезной есть, пить нельзя; без разрешения игумена монастырь покидать нельзя, переписку личную вести нельзя.

· вскоре устав был заменен Иерусалимским уставом (менее строгий).

· простой монах – инок: человек иного поведения, он идет самоотверженно служить Богу.

· основа патерика – переписка монахов Симона и Поликарпа (рассказами о чудесах святых монастыря, Симон хотел научить Поликарпа христианской кротости и смирению).

· Много раз редактировался.

· Историки находят в «Патерике» сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, когда языческие верования сосуществовали с христианством.

Date: 2015-09-23; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию