Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послесловие. Людей всегда тянет к таинственному, и даже не предел собственной жизни волнует обывателя – страшно





 

Людей всегда тянет к таинственному, и даже не предел собственной жизни волнует обывателя – страшно! – вселенский конец света. Время пришествия антихриста зависит от самих людей! «Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) и призывает к «жительству, растворенному смирением». «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись от него сам: и этого с тебя достаточно»332.

«Настоящее время несет множество признаков конца мира, и сегодня, как никогда раньше, близко предупреждение апостола: «Дети, последнее время». И оно определяется ослаблением стремления людей к Богу и усилением сил зла в человеческом обществе. Вот почему современные подвижники благочестия утверждают, что сейчас уже позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже совершается сейчас (иеромонах Серафим Роуз)»333.

«Эти времена действительно последние, по, собственно, характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А «последние» ли эти времена по сроку, хронологически? Этого нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну… до более благоприятных условий. Сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или злу, к Богу или сатане»334.

«От духовного напряжения свободной воли человека к Богу или к диаволу (добру или злу) зависят сроки пришествия в мир антихриста. В мировом процессе борьбы добра и зла огромна роль свободы человека к добру и злу. От него зависит успешность действия того и другого, и продолжительность сроков той или иной стадии борьбы, в результате же, следовательно, и общий срок мировой истории.

Апостол Павел говорит солунянам, что день Господень не придет, пока не явится отступление и не объявится человек греха, сын погибели (антихрист), которого явление ныне чем‑то задерживается и который явится, как только это «удерживающее» будет отнято от среды. Когда же это «удерживающее» отнимется, дав возможность «тайне беззакония» взять верх? Это может случиться всегда. Уже во времена апостолов считали возможным пришествие антихриста, но с тех пор прошло много лет, а его все нет, хотя частные антихристы, противники Христа, были и много веков назад. Сам тайнозритель считал возможным, что уже «последнее время». В воле Господа, чтобы спаслось как можно больше людей, и, быть может, стремление свободной воли человека к Богу и есть то «удерживающее», которое не дает антихристу явиться.

Антихрист всегда готов явиться, как только его пустят сами же люди. Ибо в определенной продолжительности каждого периода и всего срока мировой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один переменный. Сатана каждую минуту готов овладеть миром и выпустить всегда готового антихриста. Другой элемент – спасительная благодать Божия – точно также всегда, независимо от сроков, готова защитить нас. Обе эти силы, противоположные по целям и стремлениям, одинаковы по определенности и постоянству напряжения в своих целях и стремлениях. Но есть третий элемент – сам человек. Напряженность его свободной воли искать Бога или сатану – есть величина переменная. Ее‑то действие и решает вопрос о продолжительности сроков.

«Свое рассуждение об антихристе и кончине мира закончим словами Первоверховного апостола Петра: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему; как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой335. При помощи Писаний пророческих и апостольских и духовных светил, отцов и учителей Церкви, мы, отвергнув все хитрые лжеучения, старались уяснить признаки истинного пришествия антихриста. Определенного и точного времени его явления не знаем; утверждаем только, что придет перед кончиной мира.

Может быть, кто‑нибудь спросит: всеобщие человеческие бедствия не указывают ли на то, что последние времена уже наступили, что дни существования мира уже сочтены? И не об этом ли говорится в следующих словах апостольских: Дети! Последнее время. Когда пришла полнота времени, Бог послал в мир Сына Своего Единородного 336. Все это описано в наставление нам, достигшим последних веков. На эти вопросы ответим так:

1) Много бедствий терпит мир в настоящее время: кровопролитные и опустошительные войны прекращают тысячи человеческих жизней, постоянные пожары, землетрясения и наводнения разрушают города и деревни, засухи и оскудение земли заставляют голодать целые области. Смотря на эти «скорби и тесноты», мы, однако, видим, что ранее были времена более тягостные и ужасные. Припомним: сколько неповинной крови было пролито Нероном, Максимианом, Диоктилианом и другими христианскими мучителями и преследователями! Какие притеснения и гонения пережила Православная Церковь за святые иконы во времена иконоборческой ереси! Если столь необычайные несчастья не были знамением кончины мира, то тем более настоящее злое время не может служить признаком скорого явления начального супостата: мировые явления, свойственные всем периодам исторической жизни людей, не могут указывать на то, что принадлежит одному, определенному времени. «Услышите о войнах и о военных слухах, – говорит Спаситель, – смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец»337.

2) Если вышеприведенные апостольские слова понимать буквально, то следует думать, что кончина мира настала тотчас по явлении Спасителя, ибо тогда Бог послал в мир Единородного Своего Сына, рождаемого от жены338. Еще в те великие времена писал апостол Иоанн: Дети! Последняя есть година. Последними называются и времена апостольские в словах: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть 339. Вот где начало последних времен! А потому, когда услышит кто, или найдет в Писаниях свидетельство о последней године настоящего времени, да не думает, что встретил указание определенного времени кончины мира. Пусть знает каждый, что в таких словах и изречениях говорится о времени, конец которого сокрыт. Всем, например, известно, что престарелому человеку жить недолго, но сколько дней или лет, определить никто, даже приблизительно, не может. Так следует понимать и здесь. Последняя година настала с Рождества Христова; когда же конец сего последнего времени, никто не знает, ни Ангелы небесные, только Отец (Мф. 24, 36). Апостол Павел писал солунянам, ожидавшим скорой кончины мира: Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит Вас никто никаким образом340.

О последней године, предреченной апостолами, некоторые благоразумные учители умствуют так: весь мир, начиная с Адама и до сего времени, изображается под видом человеческой жизни; как человек, мир малый, имеет три возраста, так и мир великий содержит три периода или три закона. Первый период от Адама до Моисея – это юность мира, от Моисея до Христа – период второй – мужества; третий, наконец, Евангельский или благодатный – это старость и последняя година.

Некоторые подобие сих двух миров определяют в другом порядке. По их разделению, человеческий век имеет семь степеней: младенчество, детство, отрочество, юность, мужество, старость и престарелость. Таким степеням человеческого возраста соответствуют разные периоды бытия мира: а) с сотворения мира до потопа – младенчество; б) с потопа до столпотворения Вавилонского – детство; в) с разделения языков и рождения Авраама до рождения Моисея – отрочество; г) все время Судей от Моисея до царей – юношество; д) правление царей израильских и иудейских до Вавилонского плена – мужество; е) период князей и священников иудейских до Христа – старость; и ж) время от Христа до Страшного Суда – престарелость или последняя година, о которой говорят Писания. Теперь спросим: кто может знать предел неограниченного? Кому открылась тайна, сокрытая от века. «О дне том и часе никто не знает, – говорит Господь, – ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына человеческого. И так бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы, и не дал бы подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы; ибо в который час не думаете, придет Сын человеческий»341.

Итак, мы видим, что Христос, повелевая нам быть готовыми ко дню Своего пришествия, положительно запрещает испытывать тайну, хранимую от всех. Ибо если тайны земных царей хранятся со всяким тщанием, то тем приличнее хранить тайну Царя царствующих и Господа господствующих342. «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих о лишнем не заботься; тебе открыто очень много из человеческого знания. Ибо многих ввели в заблуждение их предположения и лукавые мечты поколебали ум их», – говорит Иисус сын Сирахов343. О любопытствующих и пытающихся проникнуть в сокровенное апостол Павел говорит: осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели344. О знании такого рода он свидетельствует: «кто думает, что он знает что‑нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать»345.

Как счастлив тот, кто имеет разум, соединенный с мудростью, кто покорен и послушен учению Святой Церкви, кто не преступает ее догматов! Святой апостол Иаков говорит: если в сердце своем вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Но мудрость, сходящая свыше, во‑первых, чиста, потом смирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна346. Святой Иоанн Златоуст уподобляет разум стремлению лошади. Как упорная и горячая лошадь не слушается всадника и давит прохожих, если крепко не взнуздана, так и разум, непокорный догматам Церкви и учению святых отцов, поселяет раздоры между христианами и рождает многочисленные ереси и расколы. Таковым недугом одержимы неверующие иудеи и еретики и отступники. Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы347.

Поэтому, если кто желает вечного спасения, кто хочет быть истинным сыном Православной Церкви, кто ищет в ней последней, как бы в Ноевом ковчеге, спасения от потопа, кто боится страшного анафемского грома, поражающего душу и тело, пусть тот обременит себя как бы сладчайшим Христовым игом, догматами церковными, пусть укротит непокорство своего разума церковными законами и во всем повинуется своей Матери – Церкви, ибо «подобает пленити разум в послушании веры Христовой»348. Кто же не покоряется Восточной Православной Церкви, не слушается ее, направляемых Святым Духом наставлений, и, пренебрегши твердым камнем, предается суемудрию, тот основывает свое здание на песке. Такого человека Христос называет дьяволом, сеющим плевелы между семенами добрыми. Такой человек отсекается от Церкви, как сгнивший и смердящий член тела – как язычник и мытарь349.

Возлюбленный читатель! Отвергнув всякое суемудрие, навеваемое нам дьяволом, постараемся всеми силами, едиными устами и одним сердцем воспевать и славить пречестное и великолепное имя Божье. Ибо что может быть приятнее Богу, как не хвалебная Ему песнь, произносимая всеми единодушно! Об этом молит нас наш наставник апостол Павел: Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны, ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя 350. Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях 351. О единомыслии Своих последователей молит Иисус Христос Предвечного Отца: Отче Святый! Соблюди их во имя Твое: тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы 352.

Воистину совершается образ и подобие Триипостасного Божества, когда верные пребывают единомысленны в любви к Богу, Которому да будет слава, честь и поклонение от всякого колена небесных, земных и преисподних всегда, ныне и присно и во веки веков.

Точного понимания таинственных изречений пророческих добиваться тщетно, ибо закрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (Дан. 12, 9). А когда именно оно наступит, никто не знает, да по воле Божией и знать не может, хотя по той же святой воле мы обязаны угадывать признаки приближающегося конца, согласно оставленному Иисусом Христом завещанию: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листъя, то знаете, что близко лето. Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24, 32–33)»353.

 

Библиография

 

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Иосифо‑Волоколамский монастырь, 1992 г.

Аверкий (Таушев) (архиеп.). Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова: История написания, правила для толкования и разбор текста. М.: Оригинал, 1991.

Аверкий (Таушев) (архиеп.), «Апокалипсис в учении древнего Христианства», Москва, Братство преп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, «Российское отделение Валаамского общества Америки», М., 2001.

Аверкий (Таушев) (архиеп.) «Современность в свете Слова Божия» Т. I.

Андрей (архиеп.) Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М.: Изд‑во Московской Патриархии, 2000.

Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М.: Изд. группа Свято‑Троице‑Серафимо‑Дивеевского жен. монастыря «Скит», 1994.

Беляев А. Д. О безбожии и антихристе: [В 2 ч.]. М.: Изд‑во Спасо‑Преображ. Валаам. ставропигиал. монастыря: Паломник.

Булгаков Сергий, «Апокалипсис Иоанна», YMCA‑PRESS, Париж, 1948 г.

Булгаков С. Н. (прот.) Апокалипсис Иоанна (Опыт догмат. истолкования). М.: Православ. братство трезвости «Отрада и Утешение», 1991.

Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова Сжатый обзор. Jordanville (N.Y): Holy trinity monastery, 1966.

Ефрем Сирин, «Творения», Сергиев Посад, 1908 г.

Иванов Петр. Тайна святых Введение в Апокалипсис: Т. 1 и 2. М.: Паломник, 1993. Париж: YMCA‑press, 1949.

Ириней Лионский, «Пять книг против ересей», Москва, 1871 г.

Ипполит святитель, епископ Римский, «Сказание о Христе и антихристе», Москва, 1868 г.

Ипполит святитель, епископ Римский, «Толкование на Книгу пророка Даниила», Казань, 1898 г.

Ипполит святитель, епископ Римский Творения. Вып.2. О Христе и Антихристе. О кончине мира. / репринтное изд. – Сергиев Посад: Св. – Троицк. Сергиева Лавра, 1997.

Иоанн Кронштадтский (Сергиев), «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», С.‑Пб., 1904 г.

Исупов К. Г. Антихрист Антология. М.: Высш. шк., 1995.

Канатуш В. Я. Апокалипсис и второе пришествие: Комментарий в свете современности. М.: Благовестник, 1998.

Колесников А. Н. (свящ.). Тайновидец будущего: (Откровение Св. Иоанна Богослова и путь к его пониманию). Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery, 1998.

Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса: Ч. 1–2. М.: Изд. группа «Скит», 1995.

Ким Николай (свящ.) Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX гл. Апокалипсиса. СПб.: Алетейя, 2003.

Мелетий Каламарас; митр. Никопольский и Превезский Печать антихриста в Православном Предании М.: Сестричество во имя Преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001.

Милеант Александр (прот.) Апокалипсис: Руководство к изучению Откровения апостола Иоанна Богослова. СПб.: Сатисъ, 2000.

Молчанов Б. (прот.) «Антихрист», Jordanville, 1960.

Нилус С. А. Близ есть, при дверех О том, чему не желают верить и что так близко

Орлов Николай, «Апокалипсис святого Иоанна Богослова», Москва, 1904 г.

Пастух Л. И. «Антихрист: материализация мистики в измерение времени». – Житомир: СМП «Житомир‑Рико‑Пресс‑Реклама», 1996.

П…, И. авт. О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира. М.: «Союзбланкоиздат», 1991.

Рогозин П. И. Тайны Апокалипсиса.

Родион (свящ.). Когда наступит конец света? Н. Новгород: Вектор, Б. г.

Серафим (Роуз) (иером.), «Знамения времени. Тайны книги Апокалипсис». Братство преп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, «Российское отделение Валаамского общества Америки», М., 2000.

Тихомиров Л. А. «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», Сергиев Посад, 1907, том третий, стр. 75–83.

Феофан Затворник (святит.), еп., (Полтавский). Откровение об антихристе, изображение козней его и указание, кого он прельстил – СПб.: Братство свт. Геннадия Нов, 1996.

 

Придет ли Антихрист? М., Отчий дом, 1999.

«Апокалипсис – опыт подстрочного комментария». М., «Благовест», 2001.

«Толкования святых отцов на мессианские места Библии», М., Свято‑Троице‑Сергиева Лавра, 2000.

«Знамения пришествия антихриста, по учению Священного писания и толкованиям святых отцов и учителей церкви». М.: РППО «Союзбланкоиздат», Б. г.

«Толковая Библия», под редакцией А.П.Лопухина, в 11 томах, Петербург, 1904–1911 гг.

«Последние судьбы мира», «Учение об антихристе Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского». Киев, 1994.

«О кончине мира», М., 1994.

«О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира», Свято‑Введенская Оптина Пустынь, 2002.

«Слово о кончине мира», Сибирская благозвонница, М., 2005.

«Учение Священного Писания и отцов Православной Церкви об антихристе», Тверь, 1994.

 

Date: 2015-09-22; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию