Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разрешение некоторых вопросов о воскресении мертвых
Считаем необходимым разрешить несколько вопросов, могущих появиться у читателя. 1. Все ли мертвые воскреснут на суде? На Страшный Суд воскреснут все жившие люди, начиная с Адама, до самой кончины мира. Ибо так говорит Священное Писание: Все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божьего 300. Тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним все народы 301. Если все мертвые воскреснут, то как следует понимать слова псалмопевца: Не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1, 4). Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые восстанут и будут славить Тебя? (Пс. 87, 11). Давид, произнося сии слова, очевидно, разумел воскресение двоякое: одно в жизнь, а другое – в смерть вечную. Значит, он хотел сказать, что нечестивые не воскреснут на суд воскресением в жизнь, но в смерть. Это подтверждает сам же Давид, ибо далее прибавляет: ни грешники в совете праведных. В таком смысле Иисус Христос говорит: Мертвые услышат глас Сына Божьего. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения 302. 2. Всем ли следует умереть перед Страшным Судом? Св. Иоанн Златоуст, Феодорит и Феофилакт учат, что «умрут не все, но некоторых Страшный Суд застанет живыми». В первом послании к Коринфянам ап. Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся. Толкуя эти слова, св. Златоуст говорит: «Итак, все не умрем, все же изменимся. Изменятся и не умершие, ибо смертны и они. Подобает и оным телам не умирающим измениться и прейти в нетление». То, что перед Страшным Судом будут и живые, это: а) подтверждает и Символ веры, седьмой член которого читается так: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым… б) свидетельствует ап. Павел словами: Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу 303. Св. Златоуст так объясняет сказанное: «Прежде скончавшиеся восстают, и так купно сретение бывает. Авель, скончавшийся прежде всех, вместе с живыми тогда усрящет». 3. Прежние будут тела у воскресших или какие другие? На сей вопрос отвечаю словами: а) Псалмопевца: Господь хранит все кости праведных, и ни одна из них не сокрушится (Пс. 33, 21); б) Апостола Павла: всем должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Из этих слов Священного Писания заключаем, что тело, бывшее участником земных страданий или наслаждений, будет причастником и вечной славы и бесконечных мучений. Как Бог дает зерну другое тело, так и воскресшие не будут ли иметь новую плоть? И не о сем ли говорит Апостол: то, что ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или какое другое. Но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело?304 Апостол говорит о внешнем виде зерна, а не о существе его, потому что существо зерна твердого и истлевшего и давшего всход остается одно и то же; если мы посеем зерно пшеничное, то оно произрастит и колос пшеничный, а не ячменный. Как пшеничное зерно, принимая другой вид при произрастании, не теряет своего типического свойства, так и телеса человеческие при воскресении останутся при своих особенных свойствах и изменяются только видом: сеется в тление, восстает в нетлении. Прямым подтверждением наших слов служит воскресшее тело Христа Спасителя, Который и наше уничиженное тело преобразил так, что оно будет сообразно славному телу Его305. Известны бесчисленные случаи, когда персть человеческого тела совершенно уничтожена и развеяна ветрами, рассыпана при ученых и иных раскопках, сожжена огнем и превращена в дым; небезызвестно также, что люди пожираются зверями, птицами и рыбами. Каким образом тела таких людей совокупятся и примут свой первобытный вид? В ответ на сие возражение скажу, как и ранее, что это дело веры, а не любопытства, ибо человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих (Пс. 142, 5), говорил про себя Давид. Размышляя о всемогуществе Божьем, он непоколебимо верил тому, что небо, земля, воздух, море и все, что в них, сотворены из ничего одним глаголом: «да будет». Он сказал, – и сделалось; Он повелел – и явилось (Пс. 32, 9). Если Бог из небытия привел в бытие целый мир и из праха земного создал человека, то тем более может Он обновить человеческое тело, хотя бы оно было рассеяно по всей поднебесной. Крайне удивляется Иоанн Дамаскин тем, которые спрашивают: каким образом восстают мертвые? «Какое безумство! – восклицает он. Какое неверие Тому, Кто одним хотением преложил персть в тело, Кто повелел растити малую каплю семени в ложеснах! Ты спрашиваешь: каковым телом грядут? Безумец! Если слепота не позволяет верить словам Божьим, то верь делам! Ты бо еже сеешь, не животворится, если не умрет» и т. д. 4. Не воскреснут ли все в полу мужском? Нет! Как вначале Бог сотворил пол мужской и женский, так и по воскресении мужья останутся мужьями, женщины – женщинами. Господь упоминает об обоих полах, когда говорит, что по воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божьи на небесах (Мф. 22, 30). Итак, все мы придем не в мужской пол, но в мужа совершенна, т. е. примем мужскую силу и твердость, чтобы, как говорит далее Апостол, мы не были младенцами, колебающимися всяким ветром учения (Ефес. 4, 14); будем подобны Ангелам не отсечением пола, но отсечением женитьбы и плотских похотей. 5. Тела воскресших не потребуют ли пищи и питья? Воскресшие тела не будут нуждаться в физической пище и питье, которые необходимы для поддержания изнуренного и ослабевающего тела тленного. Сеется бо в немощи, восстает в силе. Для чего же ел Иисус Христос по Своем воскресении? (Лк. 24, 43). Он ел и пил для уверения Своих учеников, принявших Его за духа, ел также для свидетельства о теле, изменившемся своим видом. 6. Какие свойства будут иметь тела воскресших святых? Тела воскресших святых будут: а) бесстрастны, нетленны и бессмертны. Сеется в тление, восстает в нетлении (1 Кор. 15). Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых… умереть уже не могут (Лк. 20, 35 и 36); б) духовны, они сделаются подобны духам бесплотным в крепости, скорости, нетлении и тонкости; они явятся тонкими и легкими, как воскресшее тело Христово, которое не знало никаких пределов и преград. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 44); в) светлы, как сказал Спаситель: тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13, 43). По свидетельству апостола, Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу Его (Флп. 3, 21). Сеется в уничижении, восстает в славе (1 Кор. 15, 43). 7. Какие свойства будут иметь тела осужденных грешников? 1) Тела осужденных грешников будут иметь нетление и бессмертие. Об этом свидетельствует Иисус Христос: и пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46). В те дни, говорит Тайновидец, люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9, 6). Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53), изъясняет апостол Павел. 2) Будут страдательны, ибо почувствуют страшные мучения в пламени, который пребудет во веки.
Date: 2015-09-22; view: 391; Нарушение авторских прав |