Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дух антихристов и предтечи антихриста





 

Учение об антихристе входило в состав первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2‑й главы Второго послания святого апостола Павла к Солунянам.

Дав в 3–4 стихах этой главы характеристику антихриста, святой апостол пишет дальше солунянам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (ст. 5). Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни святой апостол Павел не только не обошел молчанием учения об антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем Втором послании он только повторяет сказанное им прежде об антихристе устно.

Почему же так важно знать это учение? Потому что, как предостерегают нас святые отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает антихриста и поклонится ему.

Неужели можно не узнать антихриста?

Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об антихристе древними святыми отцами святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Антихрист назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания: не понимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему. Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу… Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкой. Откроет антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес… он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю» (том 4, стр. 297). Антихрист с восторгом будет принят отступниками от христианства, но достойно глубокого внимания и плача, как отмечают святые отцы, что сами избранники будут в недоумении относительно личности антихриста, настолько искусно сумеет он прикрыть от внешних взоров гнездящееся в нем сатанинское зло. «Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням» (там же). Все, кто откажутся поклониться антихристу, попадут в самое мучительное и затруднительное положение: «Малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством, и мнению их будут придавать особенную немощь, общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием» (там же).

Благочестивый читатель, не находишь ли ты, что нарисованная выше картина в какой‑то мере напоминает то, что уже происходит в мире?

Да! Но где же антихрист? Разве он уже пришел?

Самого антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она и велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так, еще св. апостол Иоанн Богослов писал в своем первом соборном Послании: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире»45; «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына»46, и, наконец: «Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов»47. Ученый толкователь Священного Писания епископ Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя «антихрист» стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя как известного определенного лица, тогда как другие «антихристы» не стоят с определенным членом и, следовательно, как «многие» отличаются от него. Эти «многие антихристы» суть только предтечи антихриста, который явится перед Вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они – как бы «прообразы» своего «первообраза» – грядущего единоличного антихриста. Они – носители духа антихристова, и их задача – подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.


Эти «предтечи» антихриста и руководят тем мировым процессом, который св. апостол Павел назвал «отступлением» (2 Фес. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного евангельского учения и в подмене евангельских заветов иными идеалами. Губительность этих идеалов, предлагаемых человечеству «предтечами» антихриста, в том, что они кажутся иногда приемлемыми для христианина, совместимыми с христианством, а в действительности – глубоко противны ему как льстящие человеческим страстям и похотям и утверждающие падшую природу человека в ее падении.

Можно ли проследить этот процесс «отступления» в истории и в жизни?

И можно и должно! Должно для того, чтобы уберечь себя и ближних от вовлечения в этот процесс, чтобы устраниться от него, чтобы спасти себя от заражения все более и более утверждающимся в мире духом антихриста.

Диавол, конечно, не мог примириться с появлением в мире христианства, а потому мы видим «дух антихриста» действующим в христианском человечестве уже в апостольские времена. Первыми «предтечами антихриста» были Симон волхв, Керинф, николаиты, с которыми должны были бороться святые апостолы. Затем – гностики и целые скопища всевозможных еретиков, с которыми боролись на протяжении ряда веков святые отцы и учители Церкви. В первые десять веков христианской эры дух подлинной веры и благочестия был, однако, еще настолько силен в христианах, что одерживал каждый раз блистательную победу над «духом антихриста», и Церковь Христова, несмотря на все постигшие ее тяжкие испытания, торжествовала над своими врагами.

Но вот к середине XI столетия «дух антихристов» настолько укоренился на Западе, что смог отторгнуть совсем от единения со всей Вселенскою Церковью целую половину христианского человечества. Результатом этого явилось «папство» с его различными отступлениями от подлинного христианского учения о вере и благочестии – с новоизмышленными догматами, с поврежденной нравственностью, с индульгенциями, «священной инквизицией» и тому подобными извращениями.

Эта была первая решительная победа, одержанная «предтечами» антихриста.

За ней вскоре последовали другие.

На рубеже средних веков для полного искоренения остатков христианства тот же «дух антихриста» породил в лоне отторгшегося от истинной православной веры папства уже совершенно противные христианству движения – ничем не сдерживаемого вольнодумства, гуманизма, поставившего на место Бога самого человека, и, наконец, атеизма, или полного безбожия. Не без сильного влияния этих движений в XVI веке произошел раскол внутри самой папской церковной организации, получивший наименование «протестантизма», который взялся будто бы «реформировать» Церковь, а в действительности пошел еще дальше по пути отступления и отверг самую сущность Церкви. Протестантизм, в свою очередь, начал все больше и больше дробиться на мелкие части – секты, из которых многие в настоящее время так далеко отошли от христианства, что отвергли его главнейшие догматы и даже веру в Божество основателя христианства – Господа Иисуса Христа. Этот процесс возникновения все новых и новых сект, самых изуверных и нелепых, не прекращается и теперь. Чрезвычайно характерно то, как явно обнаруживает себя «дух антихристов» во всех этих сектах. Если не все они, то большинство из них много говорят о Втором Пришествии Христовом, ждут его с особым нетерпением и горячностью (например адвентисты), но умалчивают о предварительном приходе антихриста или утверждают, что антихрист уже есть в лице… Римского папы. Характерна в этом отношении и состоявшаяся Эванстонская конференция, организованная протестантами и сектантами и прошедшая под лозунгом: «Христос – надежда мира». Много, очень много говорилось на этой конференции о «Втором Пришествии Христовом» и о том, какие блага сулит это человечеству на земле (!?), но – полное умолчание об антихристе! Не наводит ли это естественно на мысль о том, что протестанты и сектанты постепенно подготавливаются своими руководителями к тому, чтобы принять антихриста, когда он явится, как самого Христа?


Одновременно появляются на Западе и настойчиво пропагандируются уже явно антихристианские учения, и все шире и шире раскидывают свои сети общественно‑политические организации с тайным культом сатаны, действуя совершенно так же, как будет действовать сам антихрист, «с адским коварством и лицемерием» (по выражению св. Игнатия), возглавители этих организаций, эти подлинные «лисицы по сердцу и волки по душе» (по выражению преп. Нила Мироточивого Афонского), постепенно захватывают во всем мире руководство не только общественно‑политической, но и религиозной жизнью людей, все направляя к одной цели – подготовить условия, благоприятствующие тому, чтобы человечество приняло антихриста и поклонилось ему как своему царю и богу.

Самым главным препятствием на пути к достижению этой цели была православная Россия – единственный мощный оплот истинно‑христианской православной веры в мире – с ее Государем, державным защитником и покровителем всей Православной Церкви.

Зрелище в мире в общем весьма безотрадное, и было бы от чего пасть духом и придти в отчаяние, если бы не знали мы, что «тако писано есть» в слове Божием и всему этому так и надлежит быть.

Что же нам делать и как нам быть?

«Отступление попущено Богом, – так наставляет нас один из великих наставников духовной жизни нашего времени святитель Игнатий (Брянчанинов), – не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, хранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его… Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Не от кого ожидать восстановления христианства. Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати… Соль обуевает! В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие… Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения… Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее… «Спасаяй да спасет свою душу», – сказано остатку христиан Духом Божиим» (из IV тома и «Отечника»).


С тех пор, как писал это св. Игнатий, положение в мире не улучшилось, а ухудшилось. «Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, – говорит другой великий духоносный наставник нашего времени св. Феофан Затворник, – то он не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть “удерживающее”48. Когда же царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республика, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане нетрудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во времена французской революции. Некому будет сказать вето властное. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда и антихрист явится»49.

Предреченное св. Феофаном исполнилось: «предтечи» антихриста свое дело сделали – «дух антихристов» водворился повсюду, чтобы установить везде «порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений». Памятуя слова святителя Игнатия, что «антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» (том IV), предоставляем читателям, внимательным к окружающей жизни, самим сделать свои выводы из всего вышесказанного, а со своей стороны можем только повторить:

«Спасаяй да спасет свою душу»!

«В ногу со временем мы не пойдем!»

«Знай, что мы должны служить не времени, а Богу»

(из письма св. Афанасия Великого к Драконтию)

«В ногу со временем!» – вот лозунг всех тех, которые в наше время так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, православие – от истинного исповедания православно‑христианской веры. Пусть не всегда и не у всех этот лозунг звучит так громко, явно и открыто – это ведь кое‑кого может и оттолкнуть! – важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление так или иначе, в большей или меньшей степени и мере проводить его на деле.

С этим модным, «модерным», губительным для душ лозунгом, как бы он ни провозглашался и как бы ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верные чада и представители нашей Церкви, вся сущность идеологии коей, во имя которой она и существует на свете, заключается в том, чтобы не «идти в ногу со временем», но хранить неизменную верность Христу Спасителю, истинно‑христианской православной вере и Церкви.

Вспомним, как блаженнейший митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, в своей замечательной статье «Чем отличается православная вера от западных исповеданий?» писал о глубокой разнице между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а инославие берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни. «Православие смотрит на христианство как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор, пока она не войдет в эту норму, а инославие смотрит на основы современной культурной жизни как на факт непоколебимый, и лишь в области существующих частных разновидностей его указывает те из них, которые наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Православие требует нравственного героизма – подвига, инославие высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для православного человека, призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, – исторически сложившийся механизм современной жизни, – ничтожный призрак, для инославного – учение о будущей жизни – возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь».

Золотые слова, указывающие нам ясно и ярко на ту поистине бездонную пропасть, которая отделяет истинно‑христианскую веру – православие от ее искажения – инославия!

Там – подвиг, устремление в вечность, здесь – крепкая привязанность к земле, вера в прогресс человечества на земле.

Далее столь же ярко и справедливо владыка Антоний устанавливает, что «православная вера есть вера аскетическая», что «то благоустройство, которого ждут на земле поклонники «суеверия прогресса» (по удачному выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться по той простой причине, говоря откровенно, что плохо верят в Воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют «исчезающим паром» (Иак. 4, 14). Вот почему псевдо‑христианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 9).

«Если проследить все заблуждения Запада, – пишет далее владыка Антоний, – как те, которые вошли в его вероучения, так и присущие его нравам, то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства как подвига постепенного самоусовершенствования человека».

«Христианство есть религия аскетическая, – так заканчивается эта прекрасная, сильно и вразумительно написанная статья, – христианство – это учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей: условия эти внутренние, и – отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которого единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».

Мы не должны допустить обмануть и провести себя, ибо такой «церкви», вернее, «лже‑церкви», нам не нужно! Пусть мы сами и слабы, и немощны, и часто согрешаем, но отменить правила церковные мы не позволим, ибо тогда и самое Евангелие Христово, по которому не хотят жить современные люди, придется признать «устаревшим», «не отвечающим духу времени», и отменить его!

И Евангелие Христово, и все правила Церкви, и установления церковные начертывают для нас тот идеал христианина, к которому мы должны стремиться, если желаем себе вечного спасения. Снижения этого идеала в угоду страстям и похотям греховным, кощунственного поругания святыни мы допустить не можем.

 

Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 1. – Джорданвилль: Свято‑Троицкий монастырь, 1975.

 







Date: 2015-09-22; view: 392; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию